Развенчание гипотез об «иноземных» владыках древнего государства лезгинских народов
Редакция ФЛНКА предлагает вниманию читателей статью, в которой раскрывается бездоказательность некоторых устоявшихся в науке воззрений о господстве в Кавказской Албании пришлых династий и племен.
Существующие в современной историографии представления о правителях Кавказской Албании (далее Албания — авт.) не поддаются никакому разумению. Если придерживаться исторической традиции, то в Албании местные цари практически не правили. Все известные науке правившие династии в ней объявлены иноземными по происхождению. Мы, невзирая на авторитет маститых ученых, попробуем самостоятельно проанализировать, что же говорят нам источники.
Масагеты являлись древнейшим кочевым народом, обитавшим на огромных степных пространствах Евразии. Геродот считал их скифским племенем, Аммиан Марцелин и Дион Кассий отождествляли с аланами, а Прокопий Кесарийский с гуннами. В настоящее время масагеты признаны ираноязычным народом.
Источники отмечают их на обширных территориях от Причерноморья до Средней Азии. В Закавказье большое количество масагетов жило на землях современной Грузии. Геродот пишет, что в 503-м году до н. э. они на берегах Аракса разгромили армию персидского царя Кира и убили самого Кира.
Масагетов Албании можно назвать самой крупной диаспорой из иноязычных народов этой страны. Они оставили свой след не только в истории, но и в географии Албании; регион их компактного проживания получила название Маскут, по-лезгински Мушкюр.
Провинция Маскут или Мушкюр находилась на берегах Каспийского моря, между Чолой-Дербентом и Хурсаном. По Еремяну «по имени массагетов равнина между реками Самур и Гильгильчай называлась Маскут, или Маскат, позже Мускур». Примерно такие же границы Мушкюра указывал и Гербер: «…подле моря раздается от реки Самуры до Низават и к весту до Кубы».
Помимо Мушкюра известно, что масагеты рассеянно проживали и в некоторых других областях Албании, в частности, в пограничном с Персией Пайтакаране.
В истории Албании масагеты также отметились, причем это не просто упоминания вскользь, которые не всегда можно считать достоверными. Они отмечены в связи с конкретными событиями, и в некоторых случаях играли ключевые роли.
Но в современной историографии масагетам приписано огромное «царство», занимавшее всю приморскую часть Албании от Куры до Чолы. Авторы этих высказываний — известные ученые, имеющие большие достижения, и они, разумеется, имеют право на свои высказывания. Из уважения к ним здесь мы обойдемся без ссылок. Некоторые из них даже пишут, что масагеты царствовали над всей Албанией и даже всем Восточным Кавказом.
Как мы сказали, в современной исторической науке превалируют воззрения, согласно которым в Кавказской Албании, правили «неместные» царские династии. Самой ранней из них считаются Аршакиды.
Для справки: Аршаки́ды — древняя династия, возникшая в середине III века до н.э. в Парфии, что располагалась к югу и юго-востоку от Каспийского моря. Кроме самой Парфии, их ветви правили еще в Армении, Иберии и, как считается, в Албании.
Но, если обстоятельства и время прихода Аршакидов в Армению и Грузию известны, о них рассказывают Хоренаци, Багратиони Давид и др. источники, то о вступлении Аршакидов на албанский трон объявлено постулативно. Ни обстоятельства, ни даже период их прихода к власти в Албании неизвестны.
Единственным источником этой версии является «История Армении» М. Хоренаци, у которого она позаимствована и М. Каланкатуаци. Причем согласно Хоренаци (и Каланкатуаци), Аршакиды стали править в Албании, ни много ни мало, со дня создания Албанского государства неким Араном по прозвищу Алу, во времена, когда Арменией правил царь Валаршак. Оба они, по представлениям Хоренаци, были Аршакидами.
Науке такие персонажи не известны, информация явно мифического характера и в качестве серьезного аргумента восприниматься не может. К тому же в среде историков бытует мнение, что это предание имеет позднее происхождение. Об известных из древнеримских хроник царях I в. до н. э – I в. Оройсе, Зобере, брате Оройса Косисе Каланкатваци ничего не знал. Других документальных основ установление в Албании власти Аршакидов не имеет.
Тем не менее, сама идея о власти Аршакидов в Албании наукой принята, сомнений она почему-то ни у кого не вызывает. Даже несмотря на то, что в самой Персии об их правлении не было известно; по крайней мере в пехлевийских источниках об Аршакидах в Албании нет никаких упоминаний. Время воцарения Аршакидов — вопрос дискуссионный.
Следующая династия, сменившая Аршакидов – это Михраниды. По Каланкатваци они были персами, родственниками персидских царей из сасанидов. Он в подробностях осписывает прибытие дальнего предка этой династии – Михрана, чьим именем и нарекает возникшую позже династию. Царские династии во всем мире именовались по имени первого царя, а не эпонима. Но сам Михран по «Истории страны Алуанк» до власти в Албании не дошел. А кто из его потомков и в каком колене стал первым царем, Каланкатуаци, так детально рассказавший о злоключениях этого Михрана, и понятия не имел. Это, не говоря о более точной дате и обстоятельствах прихода этого потомка к власти, И разумеется, об этих «родственниках своих царей», долгое время правивших в Албании, в Персии тоже ничего не было известно. Во всяком случае в авторитетной энциклопедии «Ираника» есть сведения только о грузинских Михранидах, об албанских нет ничего.
Версия о масагетском владычестве в Албании вообще не имеет никакой документальной основы. Она возникла в Новое время. Историография этой гипотезы вкратце приведена Ф. Дж. Мамедовой. Первым, по словам Мамедовой, ее высказал М. Броссе еще в 1851 году.
Правда, еще ранее, в XIII веке, Киракос Гандзакеци объявлял персонажа по имени Санатрук, которого называют «мазкутом-Аршакидом», «правителем области Агванк», назначенного на эту должность армянским царем Трдатом. Этот пассаж Гандзакеци, возможно, восходит к словам Таронаци, что «…Григориса старшего сына Вeртанеса, бывшего епископа Ахвании, варвары по наущению Санатрука, родом Аршакуни, князя той страны, убили под конскими копытами на Ватнианской равнине близ Каспийского моря».
Вот и вся источниковая база масагетского правления в Албании и ее древность. Более ранним историкам о нем ничего не было известно.
Современная гипотеза основана не на конкретных свидетельствах, а только на участии «северных народов» в нападении на Армению, организованном то ли упомянутым Санатруком, то ли другим человеком. Об этом известно из сочинений Бузанда, Хоренаци и Каланкатваци. Все последующие армянские летописцы оперировали их сведениями, впрочем, считается, что и Каланкатваци заимствовал свой рассказ у Бузанда и Хоренаци.
История довольно запутанная. С одной стороны Бузанд и Хоренаци пишут о двух разных людях: у Бузанда это «мазкутский царь» по имени Санесан, никаких географических уточнений у Бузанда нет. У Хоренаци его зовут Санатрук, он член царской семьи Армении, которому удалось взять власть в области Пайтакаран.
С другой стороны, они оба повинны в убийстве юного епископа Григориса на поле Ватнеан, оба захотели завладеть армянским царством, оба организовали в одно и то же время вторжение в Армению при поддержке народов левобережной Албании и оба были разбиты у одной и той же «скалы Ошакан».
Из числа имеющихся попыток толкования на первый взгляд своей тщательностью подкупает анализ К. В. Тревер. В итоге Тревер приходит к выводу, что Санатрук и Санесан — одно и то же лицо, отразившееся в манускриптах под разными именами. Но похоже здесь все-таки правы М. Гаджиев, И. Семенов, А. Акопян, Б. Арутюнян и др., которые считают их разными людьми, сведения о которых слились воедино.
Мы не будем углубляться в эту головоломку, тем более, что она вне рамок нашего исследования. Но скажем, что предприятие правителя-маскута было организовано при поддержке и деятельном участии соседней Персии: это хорошо описано в «Истории Армении» Хоренаци и это важно для нашего исследования.
«Северными народами» у Фавстоса Бузанда названы «гунны, похи, таваспары, хечматаки, ижмахи, гаты и глуары, гугары, шичбы и чилбы, и баласичи и…», т. е. народы северных и восточных регионов Албании. Объявлять все эти народы и регионы их проживания «мазкутским царством» только на основании их участия в походе на Армению, нам видится явным преувеличением. Для таких обобщений только одного этого аргумента явно недостаточно. Для того, чтобы привлечь эти народы к участию в походе, быть их царем было необязательно; они подобными набегами занимались всю свою историю. Они, вообще-то говоря, этим и жили; они даже «подарили» науке термин «набеговая экономика». Лишь в XIX веке, после установления Российского владычества, они прекратили эти занятия. Куда больше вероятности того, что «северные народы» участвовали в походе как союзники или наемники, нанятые за добычу.
Единственно разумное объяснение легкому разгрому коалиции Санатрука/Санесана после целого года безраздельного владычества в Армении также получим, если признаем за «северными народами» статус приглашенных союзников или наемников. Через год грабежа отягощенные добычей легионеры решили вернуться домой, Санатрук/Санесан с оставшимся его собственным маскутским ополчением не смог удержать даже столицу Армении Валаршапат, и был настигнут восставшими армянами у скалы Ошакан. Были бы горцы поданными «мазкута-Аршакида», они бы не оставили своего царя.
Заявления о царствовании масагетов над всей Албанией — это даже больше, чем преувеличение. Это просто фантазия. Несостоятельность этой гипотезы хорошо раскрыта доктором исторических наук, старшим научным сотрудником ИИАЭ ДНЦ РАН И. Г. Семеновым, который ранее и сам придерживался такой позиции (Albania Caucasica с. 59).
Мы же со своей рассмотрим другой известный эпизод истории Албании с участием масагетов, который позволяет оценить истинную их роль в Албанском царстве.
К сожалению, мы не имели доступа к оригиналам интересующих нас документов, вдобавок не владеем древнеармянским языком, поэтому нам пришлось оперировать русскими переводами интересующих нас текстов. Но переводов оказалось достаточно много, что позволяло сравнивать их между собой и делать выводы.
Этот эпизод – война между Албанией и Персией в начале шестидесятых годов V века, о ней пишут Каланкатваци и армянский историк Егише. Персидский царь Йездигерд II, усмотрев в христианстве угрозу влиянию Персии в Закавказье, стал насильственно насаждать в Армении, Иберии и Албании зороастризм. Когда после его смерти два сына вступили в борьбу за власть, и Персия погрузилась в беспорядки, албанский царь Ваче, принявший христианство, решил противиться насаждению зороастризма. Пришедший к власти в 459 году царевич Пероз послал в Албанию войска, однако был разгромлен. Тогда он привлек к войне аланов. Спустившись через Дарьяльское ущелье, аланское войско вторглось в Албанию с Запада и целый год воевало, но тоже вынуждено было уйти.
Эти события очень кратко освещены в двух источниках: в «Истории» Егише и «Истории Албании» Каланкатваци, которые, надо сказать, совпадают даже текстуально.
Еще готовясь к войне, царь Ваче сделал некоторые приготовления. В обоих источниках о них говорится одним предложением, и в этом предложении упомянуты масагеты (маскуты). Но это единственное упоминание имеет для нашего исследования очень важное значение.
Именно здесь мы и находим несколько вариантов перевода этого предложения, имеющие существенные смысловые различия. В переводе Смбатяна Каланкатваци пишет: «Однако царь Алуанский не захотел повиноваться ему и, разрушив сторожевой проход Чола, пропустил мазкутские войска, присоединил к себе также одиннадцать горских царьков и, выступив против арийских войск…».
В таком виде предложение вряд ли соответствует передаче реальной обстановки. Война -это слишком жестокое действие, и она имеет свою неумолимую логику. Подготовка к ней включает в себя только усиление своих позиций и ослабление вражеских. Приведенный выше перевод вызывает вопросы: во-первых, зачем надо было разрушать Дербентское укрепление, т.е. Чола? Ведь на севере находились воинственные и многочисленные союзники персов аланы? Во-вторых, какие мазкутские войска находились севернее Дербента? В Дагестане никаких масагетов не было, и науке о них ничего не известно.
Часто в средневековых источниках дагестанские народы указаны как «гунны», но это были ошибки хронистов, — на этой территории, по крайней мере на ближних к Дербенту дистанциях, жили только дагестанские народы.
И потом, масагеты были родственны персам и имели с ними сношения. Свою попытку завладеть армянским троном Санесан и/или Санатрук предпринял, заручившись поддержкой персидского царя Шапуха. Хоренаци пишет, как он ездил в Персию на аудиенцию к Шапуху. А когда Армения привлекла на свою сторону греческого полководца Антиоха, Шапух ввел свои войска для защиты Пайтакарана. Да и сам приход Санесана/Санатрука к власти в Пайтакаране трудно представить без поддержки персидского царя. Зачем Ваче нужны были такие сомнительные союзники?
Примерно такое же значение у Егише и в переводе Шаншиева: «Приступом взял он ущелье Джора и перевел через него войска Мазкута и заключил союз с одиннадцатью царями Дагестана» (История Егише Вардапета. Пер. П. Шаншиева. Тифлис 1853 г.). Появляется еще один вопрос, у кого Ваче «приступом взял ущелье Джора»?
Более соответствует обстановке на наш взгляд перевод академика Орбели, у него это предложение звучит так: «царь Алвании не желал вновь покоряться, окопал крепость Чора и провел по эту сторону войска маскутов, объединил одиннадцать царей горских и противостал войной полку Ариев» (Юзбашян К.Н. Армянская эпопея V века. пер. И. А. Орбели. М. 2001). Вот тут с Дербентом становится понятно, если слово «окопал» применено в значении «укрепил». Именно УКРЕПЛЕНИЕ пограничной крепости соответствует мерам по подготовке к войне, а не ее РАЗРУШЕНИЕ. Но остается вопрос, каких «маскутов» якобы перевели из-за Дербента в Албанию.
Ответ на этот вопрос есть в переводе Патканова «Истории агван». В ней отражены реальные предвоенные шаги албанского царя. Патканов переводит Каланкатваци так: «он завалил проход Чора и перевел на ту сторону войска маскутские. Соединив с собой 11 горских царей, он войной пошел на народ арийский…» (М. Каганкатваци. История агван. Пер. К. Патканова. СПб 1861 г. -376с. с.11). Завалил, то есть опять-таки укрепил, забаррикадировал дербентский проход. А сомнительных масагетов «перевел на ту сторону», то есть депортировал за пределы страны (Албании). И этот шаг царя Ваче тоже понятен и логичен и укладывается в меры по подготовке к войне. Ваче был вправе ожидать от масагетов содействия и помощи персам. Их собратья аланы открыто выступили на стороне Персии.
Вот собственно и вся сила, все могущество масагетов: в нужный момент их попросту выдворили из страны. В следующем, VI веке масагеты Албании были уже достоянием истории. При приходе на Кавказ Ануширвана «маскутского царства», как передает Беладзури, уже не было, оно было чисто «лакзанским», как и соседние с ним «царства».
Таким образом, навязанные Албании версии об иноземных царских династиях имеют очень слабую аргументацию. Этот вопрос требует глубоких исследований с привлечением новых источников, анализа этимологии имен албанских царей и непредвзятого отношения к проблеме.
Источник: ФЛНКА
Бедирхан Эскендеров