Ушедший слишком рано…

К 110-летию выдающегося лезгинского поэта Алибека Фатахова

В эти дни лезгинская и дагестанская общественность отмечает 110-летие со дня рождения талантливого лезгинского поэта Алибека Фатахова, который несмотря на очень короткую жизнь оставил неизгладимый след во всей дагестанской литературе.

Биография

Алибек Фатахович Фатахов родился 4 апреля 1910 года в селе Цмур Кюринского округа (ныне – Сулейман-Стальский район) в семье рабочего-обходчика. Школьные годы прошли в Цмуре и Касумхюре. В 11-летнем возрасте начал работать деловодом участка окружного ревкома, потом в милиции, где остро стояла нехватка грамотных людей, а парень был достаточно умен и имел красивый каллиграфический почерк. В возрасте 13 лет Алибек оказался в Баку, в 14 лет вступил в Союз печатников, в 16 — стал членом комсомола. Учился в ФЗУ на шестимесячных курсах политграмоты. Продолжал учебу на рабфаке, но не окончил. В 15 лет начал трудиться на нефтепромыслах, где остался на два года и восемь месяцев.

В 1927 году Алибек Фатахов вернулся в Цмур, где его определили на интересную должность руководителя-пропагандиста школы-передвижки комсомольской ячейки села Курхюр. Его направили для укрепления комсомольской ячейки и ведения там занятий в самое крупное в округе село Ага-Стал. Впоследствии по инициативе окружного комитета партии «образцового комсомольца-пропагандиста» начали направлять и в другие села. Далее он окончил краткосрочные курсы по подготовке партийно-комсомольских работников для села в Буйнакске. Однако по возвращении после курсов Алибек Фатахов пропагандистом проработал только месяц.

В июле 1928 начала выпускаться первая газета на лезгинском языке «ЦIийи дуьнья» («Новый мир»), где Алибек Фатахов начал как селькор, но очень скоро стал ответственным секретарем. Спустя два года редактор газеты легендарный Гаджибек Гаджибеков в характеристике, данной Алибеку Фатахову, отметил, что он является «ценным работником редакции, основательно владеющим обязанностями ответственного секретаря». Его учеба продолжилась: он окончил курсы редакционных работников.

В 1931 году по национальную газету «ЦIийи дуьнья» перевели в село Ахты, а Алибек Фатахов, начиная с этого года, стал редактором лезгинской секции Дагестанского государственного издательства (Даггиз). В последние годы в большом объеме выполнял и переводческую работу, составлял учебники и различные пособия.

Весной 1935 года, освобожденный от должности, Алибек Фатахов согласился стать ответственным секретарем дербентской газеты «Рыбачий фронт». Неожиданно, 21 апреля, его не стало…

Творчество поэта

В 1928 году в лезгинской газете «ЦIийи дуьнья» («Новый мир») были опубликованы первые произведения Алибека Фатахова. В них поэт, которого переполняла патриотическая гордость за свою страну, призывает не оглядываться назад и строить жизнь по-новому.

Но сам он не очень торопится в эту новую жизнь: с одной стороны, он понимает, что к старому уже возврата не будет, что страна стала совершенно иной; но, с другой стороны, немного тревожит – слишком уж целеустремленная ура-патриотическая одержимость новых деятелей в устройстве новой жизни. Поэт не мог понять, зачем новая власть повсеместно закрывает мечети. В связи с этим он напишет грустное стихотворение «Плач муллы».

Он не принимал огульную ломку всей прошлой жизни. И, тем не менее, стремился быть полезным новому обществу. В периодической печати появляются его стихи: «Песня колхозника», «Комсомолка», «Культсанштурм».

В творчестве молодого поэта ярко ощущались отзвуки поэтического языка Етима Эмина. Вначале стихи Фатахова носили даже подражательный характер. Было заметно прямое влияние поэзии великого лезгинского классика. Но со временем Фатахов твердо становится на самостоятельную поэтическую тропу. Тема социалистического строительства поставила поэта перед необходимостью решения проблемы психологической перестройки человека.

Усилия поэта не пропали даром и спустя некоторое время, Фатахов создает свое лучшее произведение «Ударник Гасан». Эта поэма явилась решением центральной, на протяжении многих лет стоявшей перед всей лезгинской поэзией, проблемы создания сюжетно-композиционной песни. Все художественно-изобразительные средства этого произведения подчинены задаче показа нового человека в новой действительности. Имя Фатахова становится широко известным не только в Дагестане, но и за его пределами.

В 1934 году поэма «Ударник Гасан», переведенная на русский язык, была опубликована в Северо-Кавказской газете. О поэте дружно заговорила вся пресса республики. Поэма была заслуженно названа одним из самых талантливых произведений того времени. Каждая строчка поэмы тщательно обработана и отшлифована. Поэт работал над ней два года.

В поэме рассказывается о горском парне Гасане, который отправляется в поисках лучшей доли в город и находит там свое счастье. Сама природа как бы приветствует героя, отправившегося в новую жизнь. Путник вышагивает «пустынным краем, степью выжженной и неприветливой». И вдруг, спустя какое-то время, Гасан раскрывается перед читателем как хозяин, мечтающий об обновлении этой самой пустынной земли. Он желает превратить ее в житницу для трудового народа. Гасану уготован нелегкий путь.

Главной задачей поэмы является художественное отображение процесса становления нового человека. Ознакомившись с персонажами, читатель убеждается в том, что Гасан не свернет с избранного им пути.

Поэт, шедший к созданию национального романа в стихах, всюду, где это только возможно, стремился подчеркнуть своеобразие, неповторимость быта, нравов лезгин. Убранство сакли, одежда героев, народные традиции, исполнение песен и танцев изображаются им особенно характерно. Картины народной жизни не являются самоцелью художника. Действия эти вписываются как данность, без которой никак не обойтись.

Много внимания поэт в своих произведениях отводит женской теме. Впервые в истории развития лезгинской литературы женский вопрос поэтом решался в плане общечеловеческом. Можно вспомнить и то, что в свое время Етим Эмин сумел подняться в своих стихах до признания за женщиной прав на борьбу за личное счастье.

Очень много Фатахов занимался и переводами. Им блестяще переведены на лезгинский язык лучшие произведения писателей и поэтов. Это Горький, Бедный, Маяковский, Тихонов, Безыменский, Исбах, Лахути, Ван Куллема… В сборник переводов вошли также народные песни и легенды народов СССР…»

Фатахов являлся неутомимым тружеником. Кроме того, что он писал стихи, рассказы и занимался переводами, молодой поэт еще сотрудничал в лезгинской газете как журналист. Последнее произведение, которое успел написать Фатахов, — поэма-роман «Разорванные цепи». Произведение повествует о том, что горцы после октябрьских событий 1917 года начинают жить новой жизнью. «Разорванные цепи» — это своего рода гимн свободе, которую много лет ждали горские крестьяне. Но все их планы на нормальную жизнь нарушила коллективизация.

По выражению самого поэта, семь лет он служил бойцом литературного фронта. При жизни вышли шесть его книг. (Еще одна большая поэма «Гюл-Пери» должна была выйти в 1934 году, но, непонятно почему, не вышла, текст ее утерян, остался лишь подстрочник на русском языке, сделанный самим поэтом.) Помимо стихотворений он автор восьми поэм, романа в стихах «Разорванные цепи». Да, так было: только формировалась письменность, начала выходить национальная газета, среди всего прочего он работал над составлением таких пособий, как «Книга чтения для малограмотных», «Книга работы над лезгинским языком» и издал на родном языке роман в стихах…

Кандидат филологических наук З. Бирембеков не поленился посчитать, что из-под пера Алибега Фатахова вышли 15 тысяч поэтических строк. А была еще проза — первые рассказы и повесть на лезгинском языке. (Принимая во внимание своеобразие его поэзии, предположил бы: живи он дольше и продолжай творить — совсем ушел бы в прозу.) По высказыванию того же З. Биримбекова, в общей сложности Алибег Фатахов перевел на лезгинский язык до ста печатных листов текстов, в том числе произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, А. Чехова и многих других. Вот у кого он по-настоящему учился, ненасытно, тут же используя перенятое в своей практике.

Следует отметить работу Алибега Фатахова и как фольклориста-собирателя: немало сказок, впервые записанных им, традиционно входят во все переиздания фольклорных сборников и в школьные хрестоматии.

«Алибек Фатахов – талантище. За свои неполные 25 лет жизни для развития дагестанской, лезгинской литературы поэт, прозаик, драматург, переводчик, собиратель фольклора, он сделал неимоверно много: написал первый в дагестанской литературе роман в стихах «Разорванные цепи», восемь поэм, рассказы, заложившие основу лезгинской прозы, перевел на родной язык произведения русских и зарубежных авторов. Он один из первых профессиональных журналистов Дагестана, составитель школьных учебников», — пишет о нем «Дагправда» к 100-летнему юбилею поэта.

Ровесник и друг Алибека Фатахова – критик и литературовед Камиль Султанов, спустя многие годы в своих воспоминаниях писал о «чудесном майском вечере 1931 года», когда молодые писатели собрались в редакции газеты на собрание: «Один из них, в сером костюме, плечистый, краснощекий, с пышной шевелюрой, то и дело кивает головой по сторонам, здороваясь с вошедшими товарищами. Наиболее талантливый лезгинский поэт Алибег Фатахов уже известен не только лезгинам, но и представителям других литератур».

Давление силовиков и тайна смерти

По имеющейся в свободном доступе информации, вернувшийся из Баку в родную республику Фатахов сразу стал объектом пристального интереса сотрудников НКВД, за ним велась тайная слежка. Связывают это с тем, что на его отца повесили клеймо «кулак» и выслали из родного района. Несмотря на давление силовиков, поэт регулярно встречался с отцом.

О давлении НКВД на Фатахова знали многие в республике, об этом юношу не раз предупреждали его друзья-поэты. Особенно «старался» главный чекист Василий Ломоносов.

В частности, многие называют странной реакцией Ломоносова на публикацию русской версии поэмы «Ударник Гасан»: в доме Фатахова был произведен обыск.

Алибег Фатахов, издерганный сложившейся вокруг него нездоровой атмосферой, был вынужден лечь в больницу. В защиту поэта впоследствии выступили такие видные деятели, как Нажмудин Самурский и Джелал-Эд-Дин Коркмасов. После лечения Фатахов вновь вернулся к работе над поэмой.

У молодого поэта было много творческих замыслов. Но, к сожалению, все они остались неосуществленными из-за ранней гибели. Смерть Фатахова так и осталась загадкой для всех. Официальная версия гласила, что он умер от внезапной остановки сердца. Но такая версия выглядит немного странной. По каким причинам у 25-летнего парня может неожиданно остановиться сердце? Ни на какие болезни поэт не жаловался. Но негодовал по поводу того, что за ним неусыпным оком следили люди в кожаных куртках. Однажды на улице Фатахов громко ругал людей из ЧК. Об этом факте тут же было доложено наркому Ломоносову. Сам Ломоносов будет в 1937 году арестован и расстрелян как агент английской разведки.

По другой информации, Алибек Фатахов скончался от тифа, когда выехал на рыбные промыслы, чтобы собрать материал для задуманной новой поэмы. Однако в очерке Ф. Вагабовой отмечалось: «Пресса даже не оповещала о гибели поэта, имя которого на протяжении ряда лет не сходило со страниц дагестанской периодики». Профессор Р. Кельбеханов в своей монографии, увидевшей свет в 1995 году, привел начавшее превалировать в общественном сознании мнение, что Алибек Фатахов был «убит при загадочных обстоятельствах».

Абдул Фатах, внучатый племянник Алибека Фатахова, один из крупнейших современных лезгинских поэтов, приводит такое семейное предание: «Алибек с женой приехали в родное село. Незадолго до этого у них умер младенец, первенец, что омрачало их настроение. Но в родительском доме они хорошо отдохнули, были довольны, вели себя беспечно. Через три дня после их отъезда из Махачкалы сообщили, что Алибег, которого дома видели совершенно здоровым, в тяжелом состоянии. Пока отец с дочерью, старшей из детей, поспешно собрались в дорогу, пришла весть о его смерти. Отец успел к похоронам сына, вернулся потрясенный и через короткое время, тяжело заболев, тоже умер…».

Теперь никто не помнит могилу Алибека Фатахова. Известно лишь, что похоронили поэта на мусульманском кладбище без всякой торжественности, без выступлений, только выразили соболезнование его отцу.

Алибек Фатахов — один из выдающихся лезгинских литераторов. Произведения поэта и сегодня изучаются в школах, техникумах и в университетах. Сколько еще удалось бы написать этому талантливому человеку, проживи он еще хоть немного… Но даже то, что осталось после смерти поэта, является прекрасной сокровищницей всей национальной дагестанской литературы.

В материале использованы фрагменты публикаций изданий «Дагестанская правда», «Настоящее время», а также портала «ЛезгиЯр».

Источник: ФЛНКА