Военно — тактические и стратегические знания как условие народного патриотизма

Народы Дагестана за свою историю не раз убеждались в том, что для защиты Родины совершенно недостаточно одна только искренняя любовь и привязанность к Отечеству. Не менее важно обладать значительными знаниями по тактике и стратегии военных действий и защиты рубежей Родины. Многовековой опыт борьбы с внутренними и внешними врагами позволил трудящимся дагестанцам накопить необходимые знания для проведения различных военных операций в условиях как низменного, предгорного, так и горного Дагестана.

Анализ эпических произведений народного творчества, исторических материалов о ходе национально-освободительной борьбы с завоевателем Тимуром, Надир шахом, с регулярными войсками царского самодержавия показывают, что воины-джигиты Дагестана выработали, усвоили и хорошо владели самыми разнообразными формами, методами и приемами ведения военных действий. В их числе особо выделяются:

— использование условных сигналов о приближении противника;

— внезапное нападение на врага, окружение и уничтожение его без ущерба для собственных сил;

— ведение психологической войны с целью дезорганизовать войска противника;

— выставление дозоров и снаряжение разведки для выяснения сил противника и его местонахождения;

— устройство засады, оборудование ловушек, строительство оборонительных сооружений и т.д.

В комплекс необходимых для воина знаний входили также умения и навыки по искусному использованию географических условий местности. Придавая огромное значение особенностям ландшафта, дагестанские воины — джигиты успешно использовали в бою каждую возможность позиционных удобств. Широко применялись в опыте дагестанских воинов различные формы военной хитрости, тактические приемы ведения арьергардных боев. Дагестанцы использовали возможности позиционных удобств: засады устраивали на труднопроходимых участках горных тропинок, замыкали врага в ущельях, используя для борьбы всевозможные подручные средства (специально накопленные скальные камни, брёвна), порою без единого выстрела брали верх над врагом.

Каждая область и даже каждый прием военных действий имеет у народов Дагестана свои особые, весьма специфические средства и методы успешной реализации содержания военно-тактических знаний воина. Так, например:

  — в качестве условных сигналов, осведомляющих о приближении противника, главным образом, использовались звуки, подражающие крику обитающих на данной местности хищных зверей и птиц;

  — костры, по особому разводившиеся на наиболее обозримых своим и не обозримых врагу участках;

  — пометки и насечки на стволах деревьев, на скалах, на орудиях труда и т.д.

Сведения о живой силе противника сообщали, например, путем передачи через сигналы наименьших данных (количество офицеров, орудий и т.д.). При наличии таких основных данных дагестанским воинам, не раз встречавшимся с врагом, легко удавалось вычислить количество солдат, штыков, всадников противника.

В горах Дагестана и поныне сохранились многие дозорные башни, сооружения, на стенах которых можно заметить различные цифровые и иные пометки наших предков-воинов.

Пользуясь сведениями о противнике, зная его психологию, манеры наступления, ведения боя и другое, горцам удавалось обеспечить внезапность удара, добиться победы над превосходящим по численности противником.

О чём свидетельствует история Дагестана, значительное внимание придавали в горах укреплению населённых пунктов. По сути дела, аулы Дагестана, каждый дом в горах построены на местности так, чтобы быть неприступными врагу. Как метко заметил патриарх дагестанской исторической науки, профессор Р.М. Магомедов «Что ни аул, то целая крепость». При этом если подступы к аулу имели лучшее обозрение, а запасные пути нужные на крайний случай отхода держались старейшинами аула в строжайшей тайне.

По поводу тактики ведения боя дагестанскими воинами военный историк В.А. Потто делает следующее наблюдение: «В искусстве укрепляться горцы достигли совершенства. Военные соображения их были всегда дальновидны, здравы и основаны на знании местности и обстоятельств. Неслучайно из горцев вышли лучшие предводители: Гамзат-бег, Шамиль, Хаджи-Мурат, Кибит-Магома. Насколько чеченцы были отважны и дерзки, настолько горцы были решительны и стойки».

Чувство любви к своей Родине (семье, роду, аулу, всему родному народу), горячее желание отстаивать ее от любых посягательств внутренних и внешних врагов, вынуждал воинов-дагестанцев находить и применять на практике всевозможные военные хитрости. О том, что народы Дагестана еще исстари прибегали к военным хитростям, красочно свидетельствует устное народное творчество. В сказках народов Дагестана мы видим, как с целью дезинформации противника наступающие воины переставляют наоборот подковы коней, приспосабливают к их ногам чарыки, сами воины переодеваются в медвежьи и волчьи шкуры и оказывают на противника сильное психическое воздействие.

В реальной жизни так же, как отмечено в материалах истории, своей военной хитростью воины Дагестана не уступали сказочным героям. Так, например, попросив перед смертью разрешения станцевать вокруг костра, народный заступник Хочбар тянет за собою в огонь двух ханских сынов.

Предводитель национально-освободительного движения народов Дагестана и Чечни имам Шамиль, видя превосходящие силы неприятельских войск, приказывает закрыть ущелье плотиной, а как река поднимется, взорвать плотину и затопить врага.

При осаде жители Гергебеля строят у подступов к аулу «волчьи ямы». Неосведомленный о хитрости горцев враг, терял в волчьих ямах значительную часть живой силы и вынужден был отступать.

Или же, другой пример. Видя, что от вражеских снарядов загораются сакли, жители аула собирают все бурдюки, наполняют их водой и прикрепляют к спинам бойцов, для немедленного тушения пожара. Очередной раз горцы выпускают двух ослов, навьюченных корзинами, полными золой. Под хвост животным привязывают колючки. Ослы от уколов колючек мчатся во весь мочь, зола сыпется, пыль поднимается столбом, а враг, подозревая подход новых сил горцев, отступает (см. ниже статью «Вогнали в истерику).

Думаю, нет необходимости перечислить все виды военной хитрости народов Дагестана. Их бесчисленное множество. Хотя некоторые из них на сегодня выглядят очень примитивными, в целом они убеждают нас в том, что военная хитрость как плод умственных и физических способностей находилась на вооружении народов Дагестана и именно она в ряде случаев не только обеспечивала успешный исход боевой операции, но и служила важнейшим условием формирования и закрепления в народе реальных патриотических чувств, сознания и поведения во всех формах защиты Родины.

Именно с детства приобретенные знания, умения и навыки позволили нашим отцам и дедам быть в рядах достойных воинов в годы Великой Отечественной войны, получить высокое признание народов страны как непоколебимые защитники Родины и Отечества. Военно-тактические и стратегические знания, умения и навыки наших отцов и дедов, сконцентрированные в историко-культурном и педагогическом наследии народов Дагестана, исстари служили народу и всегда должны находиться в поле зрения воспитателей для оптимального применения в военно-патриотическом воспитании подрастающих поколений. 

Мирзоев

Шайдабег Айдабегович,

  профессор ДГПУ