В Лезгинском театре 2020 год начался с премьеры

«Я, БАБУШКА, ИЛИКО И ИЛЛАРИОН» НОДАРА ДУМБАДЗЕ НА СЦЕНЕ ЛЕЗГИНСКОГО ТЕАТРА

Грузинский народ среди кавказских автохтонов является одним из древних и многочисленных народов и имеет богатую и самобытную культуру.  Этот народ дал миру таких корифеев слова, как Шота Руставели, Сулхан Саба Орбелиани, Давид Гурамишвили, Александр Чавчавадзе, Акакий Церетели, Важа Пшавела, Чабуа Амерэджиби , Нодар Думбадзе и др.

Театральное искусство Грузии тоже всегда было на высоком уровне. Из грузинских театральных деятелей приобрели мировую славу имена Котэ Марджанишвили, Сандро Ахметели, Михаил Геловани, Акакий Хорава, Додо Антадзе, Михаил Туманишвили, Роберт Стуруа и другие.

Народы Дагестана всегда высоко оценили искусство братского грузинского народа и относились к нему с большим уважением и любовью. В нашей республике художественные произведения многих грузинских писателей хорошо известны. Некоторые из них переведены на языки народов Дагестана, опубликованы в газетах, журналах, общих сборниках и также изданы отдельными книгами.

Знакомство лезгинской театральной общественности с грузинской драматургией состоялось в 1939 году. Тогда выпускник Бакинского театрального техникума Кумбай Рамазанов на сцене Лезгинского театра поставил пьесу грузинского драматурга Георгия Мдивани «Честь» и она завоевала зрительскую симпатию. В спектакле участвовали известные мастера лезгинской сцены, как  Садедин Велиханов, Мурадхан Кухмазов, Шамсудин Мирзоев, Алибек Алибеков, Джалал Меджидов, Зулейха Давудова, Нисред Ахмедов, Эмиркули Эмирджанов, Сабир Гаджиев и другие. «Честь» Г. Мдивани долгое время шла на сцене Лезгинского театра.

Вторая встреча Лезгинского театра с грузинской драматургией состоялась в 1971 году. Тогда главный режиссер театра, заслуженный артист РСФСР Багиш Айдаев поставил на лезгинской сцене известную пьесу видного грузинского драматурга Шоты Роквы «Мать». В этом спектакле тоже принимали участие яркие представители лезгинского театрального искусства: народные артисты России Мурадхан и Шамси-Джахан Кухмазовы, будущие заслуженные артисты России Абдурашид Махсудов, Абдулкадир Сайдумов, Абдуллах Габибов и другие. Этот спектакль также получил зрительское одобрение, и долгое время оставался в репертуаре театра.

В 1972 году выпускники Азербайджанского государственного института искусств им. М. А. Алиева привезли с собой дипломный спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по пьесе Нодар Думбадзе. Режиссерами спектакля были  Эюб Рзаев и Фатах Курбанов.

Больше всего к грузинской драматургии обращался заслуженный артист Российской Федерации  Э. Наврузбеков. Он трижды  (1974, 1976, 1978 гг.) поставил в Лезгинском театре пьесы из грузинской литературы по пьесам выдающихся драматургов как К. Буачидзе («Мир чувств белолицей девушки» под названием «Фасинэ»), Георгий Нахуцришвили («Чинчрака»),  Авксентий Цагарели («Ханума»). Художниками этих спектаклей были Раджаб Тагиев и Ибрагимхалил Супьянов. Музыку им сочинил (кроме «Ханумы») выдающийся лезгинский композитор современности Магомед Гусейнов.  Эти спектакли также были приняты зрителями очень тепло.

В 1979 году лезгинская студия Грузинского театрального института имени Руставели свой курсовой спектакль «Пока арба не перевернулась» по пьесе Отиа Иоселиани показывали на сцене Лезгинского театра.

В 2005 году народный артист Дагестана Мирзабек Мирзабеков поставил в Лезгинском театре «Белые флаги» Нодара Думбадзе.  Художником-постановщиком спектакля являлся заслуженный художник Дагестана Демир Исаков. В спектакле участвовали известные лезгинские актеры, в последующем заслуженные артисты Российской Федерации Абдуращид Махсудов и Абдуллах Габибов,  народные артисты Дагестана Эдуард Багишев,  Шихабдулла Закерьяев, Ибрамхалил Рамазанов, Мамед Мамедов, заслуженные артисты  Дагестана Халисат Буржалиева, Аминат Алиева, Агахан Агаханов, Саидин Думаев и другие.

В новом – 2019-2020 –  театральном сезоне Лезгинский театр вновь обратился к грузинской драматургии. Этот раз поставлен «Я, бабушка, Илико и Илларион» –    инсценировка одноименного романа Нодара Думбадзе. Постановщиком  спектакля является приглашенный из Грузии режиссер Георгий Тавадзе. Он является также инсценировщиком романа Н. Думбадзе.

Георгий Амурович – выпускник режиссерского факультета Тбилисского государственного театрального института им. Шота Руставели.  В настоящее время работает режиссером-постановщиком  в  Тбилисском театре юного зрителя им. Н. Думбадзе. Им поставлены в разных театрах Грузии спектакли, завоевавшие зрительские симпатии. Участвовал он также во многих театральных фестивалях и конкурсах.

Обращение Лезгинского театра к творчеству Н. Думбадзе не случайно. Ведь он являлся одним из самых читаемых авторов во второй половине ХХ века в бывшем Советском Союзе. Его произведения переведены почти на все языки бывших Советских Республик и  изданы большими тиражами. Он был известен также за рубежом. Для старшего поколение жителей СНГ Н. Думбадзе до сих пор остаются одним из самых любимых писателей. Его произведения, характеризуются искрометным юмором, колоритным языком, оригинальностью, самобытностью, лаконичностью и как магнит, притягивают к себе и читателей и зрителей.

«Я, бабушка, Илико и Илларион» это первое произведение автора, которое завевало всенародную любовь и славу. О нем известный русский писатель Григорий Бакланов писал: «Я, бабушка, Иликои Илларион» мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском, и на многих, многих языках, потому это общечеловечно».

О чем идет речь в спектакле Г. Тавадзе?

В маленьком  грузинском селе в Гурии живёт мальчик Зурико. Спектакль состоит из разных эпизодов его жизни. Они все логически связаны между собой. Режиссер Г. Тавадзе для своего спектакля выбрал самые интересные моменты из романа Н. Думбадзе. 

            Зурико остался сиротой и живет со старенькой бабушкой. Участие в его жизни принимают также старики-соседи Илико и Илларион. Это мудрые, добрые и немного наивные люди, не обделенные чувством юмора, всегда готовы предложить ему свою помощь.

Зурико неделю не ходил в школу и ему вызывают врача, чтобы получить справку о выдуманной болезни. Врач быстро разоблачает симулянта, выпивает стакан водки и уходит.

Илларион и Зурико идут охотиться на зайцев. На охоте они крепко выпивают, Илларион случайно убивает собаку Зурико  Дартаняна. Вечером они хоронят собаку и устраивают поминки.

Илико просит у Иллариона несколько литров вина, тот отказывает. Ночью Илико пытается украсть вино, но попадает в западню, подстроенную Илларионом и Зурико.

            Зурико влюбляется в одноклассницу Мери. Друг Ромул помогает ему составить высокопарное любовное послание. По недоразумению Мери передаёт его бабушке как записку от учителя Зурико.

Окончив школу, Зурико получает аттестат зрелости и уезжает в Тбилиси поступать в университет. В вагоне с другими пассажирами он весело пьёт водку, потом засыпает и видит во сне бабушку, Илико и Иллариона.

В Тбилиси к Зурико приезжает из села Илларион. У него болит глаз. Зурико ведёт его к частному врачу. Врач оказался шарлатаном. Они напиваются. После этого состояние Иллариона ухудшается и «Скорая помощь» увозит Иллариона в больницу. Там ему делают операцию и вставляют стеклянный глаз.

Илларион возвращается в село. Он очень боится, что Илико будет насмехаться над его стеклянным глазом.

Зурико учится вместе с красивой девушкой по имени Цира.  Она признаётся ему в любви, но Зурико не  отвечает ей взаимным чувством.

Окончив университет в Тбилиси, молодой парень возвращается в родное село.  Мечтает о будущем, где все они снова будут вместе, но застаёт любимую бабушку в предсмертном состоянии. Бабушка, которая сделала всё от неё зависящее, чтобы внук выучился, встал на ноги, теперь уходит. А за спиной Зурико –  дыхание новой жизни. Это его возлюбленная Мэри.

Несмотря на трагичный  финал, спектакль Г. Тавадзе является оптимистичным, веселым, с глубоким смыслом.  Автор произведения и режиссер спектакля напоминает нам, что у каждого начала и есть конец. Естественная смерть восьмидесятилетней  бабушки это закон природы, перед которым человек бессилен. Поэтому пока есть время, надо радоваться каждому мгновению жизни и пользоваться ее благами.

Как в романе Н. Думбадзе, так и в спектакле  основные герои четверо – Зурико, бабушка Ольга, Илико и Илларион. В Лезгинском театре их исполняют молодой актер Рамик Рамазанов (Зурико), народные артисты Дагестана Фаризат Зейналова (бабушка) и Ибрамхалил Рамазанов (Илико), также заслуженный артист Дагестана Саидин Думаев. Они живут и радуются жизни. Как и в других произведениях Н. Думбадзе, в этом тоже, от каждого героя исходит свет.

Образ Зурико в исполнении актера Р. Рамазанова привлекает своей пластичностью, естественностью, колоритом. Живущий с бабушкой осиротевший мальчик растет под присмотром стариков-соседей. Он растет без родителей, ему пришлось испытать все тяготы военных лет. Но, несмотря на это он не унывает, не падает духом. Получив аттестат зрелости, отправляется на учебу в Тбилиси. После окончания университета с большими надеждами возвращается в родное село.

Роль Зурико  –  это  первая большая роль Рамика Рамазанова, на плечи которого легла трудная задача на протяжении двух часов быть на сцене и держать тяжесть спектакля. Но ему удалось войти в четкий ансамбль спектакля наравне с опытными коллегами.

Роль бабушки Ольги в исполнении Фаризат Зейналовой получилась жизнерадостной и естественной.  Она в спектакле системообразующий персонаж. В этой старухе много жизнелюбия и простого человеческого обаяния. Она не знает, что такое «лицо глагола», но о лицемерии и двуличии людей знает все. Она убеждена, что лицо на свете одно, причем такое, какое человек заслужил всеми своими поступками. И богатства земные для нее связаны с родной землей, родовой памятью.

Одноглазый Илико в исполнении Ибрамхалила Рамазанова  обладает хитростью старого лиса. Его шутки иногда очень задевают Иллариона,  но в трудный момент он искренне разделяет горе Иллариона, тоже потерявшего из-за болезни свой глаз.

Илларион Саидина Думаева – трогательный, с  доверчивой душой ребенка, мудрый и добрый старик. Он тоже остр на язык, любит подшутить над другом, но всегда готов прийти на помощь другу. Ему присущи  жизненная мудрость и доброта.

В спектакле образы других актеров тоже удачные. Роль хозяйки квартиры Марты  исполняет заслуженная артистка Дагестана Мияса Мурадханова, роль учителя химии – заслуженный артист Дагестана Руслан Пирвердиев, роль Амбако – заслуженный артист Дагестана   Агахан Агаханов,  роль одноклассницы Зурико Мэри – артистка Амалия Керимова, роль одноклассницы Зурико  – Зейнаб Заирбекова, роль сельского врача – Гамзабек Эмиралиев, роль глазного врача – Валерий Сулейманов, роль пассажира с билетом – Казбек Думаев, роль Нестора – Ямудин Сардарханов, роль  Антипо – Руслан Мирзоев.        Актерский ансамбль с первых же минут спектакля захватывает публику своей игрой, песнями и плясками. В спектакле звучат народные грузинские песни. Действующие лица простодушны, чисты душой, непосредственны.

Главное достоинство спектакля «Я, бабушка, Илико и Илларион» – это правильно избранная режиссерская концепция. Г. Тавадзе показал себя сторонником анализа душевной жизни человека, а не любителем воспроизводить легкие внешние эффекты.

Художником спектакля является заслуженный художник  Демир Исаков. Его декорации лаконичны и условны, они передают смысл спектакля и национальный колорит Грузии.

Постановка спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» осуществлена при поддержке федерального партийного проекта партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». Надо отметить, что премьера спектакля прошла с большим успехом и была очень тепло принята публикой. Зрители бурными аплодисментами долго не отпускали актеров.

Азиз  Мирзабеков, кандидат филологических наук