В Лезгинском театре состоялась премьера спектакля «Эзоп»

ЖИЗНЬ, КАК НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ…

Вне зависимости от обстоятельств, времени и места человек свободен, избрать себя предателем или героем, трусом или победителем.

Жан-Поль Сартр

В Государственном лезгинском музыкально-драматическом театре им. С. Стальского состоялась премьера спектакля «Эзоп» по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград». Автор пьесы всемирно известный драматург. В 1949 году ассоциация театральных критиков Бразилии присудила Гильерме Фигейредо золотую медаль и диплом лучшего драматурга Бразилии. «Лиса и виноград» долгие годы не сходит со сцен европейских театров и является одной из лучших пьес XX века.

Режиссером спектакля «Эзоп» является заслуженный артист Дагестана Алисултан Магомедович Батыров, который до «Эзопа» поставил на сцене Лезгинского театра такие спектакли, как «Ты, моя мама!» (по пьесе Б. Турая), «Золотой цыпленок» (по пьесе В. Орлова), «Чернокожий» (по пьесе А. Айларова), «Не хочу быть собакой» (по пьесе С. Белова и С. Куваева).

Спектакль  «Эзоп» – пятая встреча режиссера А. Батырова с лезгинскими зрителями. Надо отметить, что постановка «Эзопа» на любом национальном языке Дагестана –большое событие в культурной жизни нашей республики.  Потому что спектакль знакомит наших зрителей с античностью, колыбелью европейской цивилизации. Этот период К.Маркс назвал прекрасным детством человечества. С ним невозможно не согласиться.

Тема пьесы Г. Фигейредо взята из античности. Античные люди земной шар представляли как театральную сцену. По их мнению  люди – актеры, которые появляются на этой сцене, исполняют свои роли и уходят. Приходят они – с неба, и уходят туда же обратно. Их жизненные сценариизаранее пишутся богами. Они ничего не могут изменить. Стремятся к этому только герои.

Главным героем пьесы является легендарный баснописец Эзоп, который предположительно жил и творил в VI веке до нашей эры. О нем впервые упоминал «отец истории» Геродот (V век до н. э.).

События происходят в Древней Греции.  Эзоп находится в рабстве у философа-самозванцаКсанфа. Он несколько раз обещает освободить Эзопа, но не сдерживает обещание. И все-таки под давлением жителей Самоса и также жены Клеи, Ксанф освобождает Эзопа. Раб становится свободным человеком. Но быть свободным человеком гораздо опаснее и ответственнее, чем быть рабом. Свободных наказывают строже. Эзопа обвиняют в краже золотого сосуда из храма Аполлона в Дельфах. Но он не украл его: сосуд ему в котомку положила Клея, чтобы вернуть его в дом Ксанфа.

По закону, свободный человек за такое преступление должен быть сброшен в пропасть, а раба должен наказать его хозяин. Поэтому Эзопа привели к Ксанфу, потому что в Дельфах его считают рабом. Ксанф и Клея стараются убедить Эзопа признать себя рабом, сжечь документ об освобождении и таким образом спасти свою жизнь. Но Эзоп не хочет вернуться в рабство, предпочитает умереть свободным человеком.

В 1895 году французский писатель, переводчик, литературовед и театровед Жорж Польти (1868–1946) составил список сюжетов из тридцати шести пунктов. Исходя из этого списка сюжет «Эзопа» можно характеризовать как «Самопожертвование во имя идеала».

Представление Эзопа о жизни раскрывается в басне, который он рассказывал Клее: «Волк встретил хорошо откормленную собаку и спросил её: «Кто тебя так хорошо кормит?» — «Мой хозяин, охотник», — ответила собака. «Да избавят меня боги от такой судьбы», — воскликнул волк, — «я предпочитаю голод ошейнику».

По мнению выдающегося психолога ХХ века Виктора Франкла «В мире нет такой ситуации, которая не содержала бы ядро смысла. Но мало наполнять жизнь смыслом, надо воспринимать ее как миссию, осознавая свою ответственность за конечный результат». Эзоп видит смысла жизни в свободе.

Пьеса Г. Фигейредо с глубоким смыслом. Она дает хорошую пищу для размышления. Поэтому ее каждый режиссер трактует по своему, исходя из содержания текста пьесы.

Известный режиссер Георгий Товстоногов дважды поставил «Эзопа» на сцене Ленинградского большого театра – в 1957 и 1967 годах. Первый раз он поставил «Эзопа» как «героическую комедию», а во второй раз в постановке пьесы он усилил элементы фарса, сатиры.

Режиссером АлисултаномМагомедовичомБатыровым пьеса «Эзоп»  поставлена как психологическая драма. Он старался создать психологический портрет каждого образа,  придавать эмоциональность спектаклю. Режиссер-постановщик вместе с художником-постановщиком  в спектакле широко использует художественные средства. Они жизнь на земле сравнивают с шахматной доской. Этот прием называется олицетворением. Словно все события происходят на шахматной доске. По этому поводу Омар Хайям писал:

Мир я сравнил бы с шахматной доской:

То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой –

Подвигают, притиснут, – и побили…

И в темный ящик сунут на покой.

(Перевод  Г. Плисецкого)

Люди действуют как шахматные фигуры. У каждого своя цель, и каждый действует из собственного понимания ситуации. Некоторые декорации тоже изготовлены как шахматные фигуры.

В спектакле роль Эзопа исполняет артист Гамзабек Эмиралиев. В его исполнении Эзоп человек с глубоким и ясным умом. Для него смысл жизнь в свободе. Ради свободы он отказывается от любви, от счастья в неволе. Стремление к свободе дает ему силу.

Сцены Эзопа с женой хозяина актер исполняет очень трогательно и психологически верно. Сочувствуя Эзопу, Клея в отсутствие Ксанфа предлагает ему бежать.  Но Эзоп не хочет жить под постоянным страхом, быть пойманным, ибо это не свобода.  А когда исполняется его мечта,– когда он выходит на свободу, – жизнь готовит ему новые сюрпризы. Он остается перед дилеммой: должен выбирать – или вернутся в рабство, продолжать рабскую жизнь, или умереть как свободный человек.

Эзоп выбирает второй вариант–  «самопожертвование ради идеала».

Роль Ксанфа – человека недалекого ума и неглубокой души – играет актер Валерий Сулейманов. В его исполнении Ксанф обманщик и лицемер, абсолютно равнодушен к чувствам других людей. Он верит, что его рабу лучше оставаться рабом, ведь «для свободы он ещё не созрел». Ксанф живет в своем вымышленном, виртуальном мире. Ему не присущи настоящие, искренние человеческие чувства.

Роль Клеи исполняет молодая и талантливая актриса Амалия Керимова. В ее исполнении в начале спектакля Клея женщина, которая ценит в мужчинах внешний вид, стройность, физическую силу, положение в обществе. Поэтому она наряжается для встречи с капитаном стражи, приехавшим из Афины. Но после знакомства  с Эзопом, под его влиянием в ее взглядах о жизни происходят изменение, эволюция. Она начинает ценить людей не по внешним, а по духовным качествам.  В Клее просыпается чувство к Эзопу, она предлагает рабу отомстить Ксанфу– заключить её в свои объятия. Эзоп тоже признаётся ей в любви, но ради свободы он отказывается от нее. Оскорблённая женщина обвиняет его перед мужем в домогательствах.

Эту сцену А. Керимова исполняет очень эмоционально и ярко. Ей удается отражать психологическое состояние отвергнутой женщины. В дальнейших сценах тоже ей удается  убедительно передать чувства своей героини. Можно сказать, что Амалия Керимова осилила свою роль и очень четко и искусно исполнила её. Образ Клеи очередная удача и яркая страница в творческой биографии актрисы.

Образы служанки Мели и раба из Эфиопии тоже в исполнениях артистов Эмины Вагабовойи Руслана Мирзоева тоже  получились удачными.

В спектакле образ Агностосаисполняет молодой актер, выпускник актерского отделения факультета культуры ДГУ ЯмудинСардарханов. Его Агностос – «железный рыцарь», стоик, которому чужды человеческие страсти. Игре актера свойственна пластика и динамичность. Поэтому образ Агностоса он сумел создать искусно, без пафоса, убедительно.

Режиссер спектакля Алисултан Батыров ввел в спектакль дополнительные образы – образы двух служанок.  Их исполняют актрисы театра Фатима Фейзуллаева и Кизбес Элитмазова.

Хочу отметить и работу художника-постановщика спектакля, заслуженного художника Дагестана Демира Исакова. Не перегружая сцену лишними деталями, используя самые необходимые детали, он с большим мастерством изображает колорит античности, передает атмосферу, дух того периода. Образное мышление художника сразу бросается в глаза, чувствуется с каждой детали, с каждой картины. Поэтому сценография спектакля на высоком профессиональном уровне.

Такие слова можно сказать и о работе молодого композитора Эмира Сулейманова.  Он тоже сумел дать древнегреческий дух спектаклю. Его музыка очень приятная и соответствует к спектаклю.

Надо отметить и работы цехов. Особенно эффективны работы швеи-закройщицы Эйли Магомедовой и художника-декоратора  ХанагиПирахмедовой. Они добросовестно выполнили задачи, поставленные перед ними режиссером-постановщиком спектакля.

Можно с уверенностью сказать, что спектакль «Эзоп» поставленный на сцене Лезгинского театра – большое событие в культурной жизни нашей республики. Зрители желают больше увидеть таких спектаклей на сценах дагестанских театров.

Азиз Мирзабеков, кандидат филологических наук