(Из истории духовной элиты Лезгистана XIX в.)
В последнее время в лезгинском обществе наблюдается устойчивый рост интереса к истории родного края. В частности, в связи с ростом интереса к исламу заметна, особенно среди молодежи, тяга к изучению духовного прошлого лезгинского народа, его духовных лидеров. Существует общественный запрос на знакомство с жизнью и творческим наследием представителей религиозно-политической элиты. В данной статье повествуется о двух ярких представителях исламской элиты Лезгистана XIX в., отце и сыне, чьи имена неизвестны широкому кругу читателей. Речь идет об уроженцах высокогорного лезгинского селения Ялак шейхе Исмаиле-эфенди и хаджи Ибрахиме-эфенди ал-Ялаки.
Селение Ялак расположено в горах Самурского хребта примерно в 18 км к северо-западу от Ахты. О шейхе Исмаиле-эфенди и его сыне хаджи Ибрахиме-эфенди, которые происходят из ялакского тухума «Мегьреванар», известно очень мало, а информация о них собиралась мною по крупицам в течение ряда лет.
Сведения Посемейных списков с. Ялак Самурского округа от 1850, 1865, 1873 и 1886 гг., хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан, дают возможность прояснить генеалогию шейха Исмаила-эфенди. Нами установлено, что Исмаил-эфенди родился около 1828 г. Его отец Ибрахим родился около1790 г., а умер в 1859 г. Деда Исмаила-эфенди по отцу звали Юсуф, он родился примерно в середине XVIII в., а умер после 1829 г. У Исмаила-эфенди было два брата: старший – Искандар (род. ок. 1819 г. – ум. до 1873 г.) и младший – Кариб (ок. 1835 – 1862). Сыновья Искандара, племянники Исмаила-эфенди: Юсуф (род. ок. 1850 г.), Имам (род. ок. 1853 г.), Кариб (род. ок. 1861 г.), Абдуллах (род. в 1864 г.). Юсуф и Имам упоминаются в арабоязычной владельческой надписи от 1296/1878-79 г. на каменной плите в стене полуразвалившегося заброшенного дома, расположенного у арочного моста в старой части селения, в Среднем квартале («Кьулан мягьле»). Этот дом прежде принадлежал сыну Исмаила-эфенди – хаджи Ибрахиму-эфенди. Владельческую надпись в центре плиты сопровождают две строки, в которых высечен отрывок из касиды, приписываемой халифу Али ибн Абу Талибу:
«1) Оставь желания мирского. И в жизни не обольщайся. Не собирай богатств, ведь ты не знаешь, кому ты их собираешь. 2) Воистину, удел уже распределен, а дурные мысли не принесут пользы. Каждый обладающий алчностью – беден, а каждый обладающий довольством – богат».
Центральное узорчатое поле заполнено плотной владельческой надписью из четырех строк:
«1) Владельцы этого 2) дома Юсуф и Имам 3) – сыновья юзбаши Искандара 4) и юзбаши Ибрахима. 1296».
Дата высечена под центральным полем. 1296 г. хиджры соответствует 25.12.1878 – 14.12.1879 г.
Юсуф и Имам, сыновья Искандара сына Ибрахима сына Юсуфа были племянниками ялакского шейха Исмаила-эфенди сына Ибрахима. Следовательно, Юсуф и Имам приходились двоюродными братьями по отцу ялакскому ученому-богослову хаджи Ибрахиму-эфенди, сыну шейха Исмаила-эфенди.
Нами достоверно установлено, что Исмаил-эфенди во время Кавказской войны был одним из ялакских мухаджиров, т.е. он переселился на территорию Имамата Шамиля. После пленения Шамиля в 1859 г. Исмаил-эфенди вернулся в родное селение, но вскоре, в 1864 г. был сослан, как сказано в документе, «в Сибирь». Здесь необходимо пояснить, что горцы Дагестана в то время называли Сибирью и центральные губернии европейской части России.
Исмаил-эфенди из Ялака упоминается в известном арабоязычном сочинении «Диван ал-Мамнун» знаменитого ученого, поэта и просветителя Дагестана Хасана-эфенди ал-Алкадари (1834-1910). В июле 1879 г., находясь в ссылке в город Спасск Тамбовской губернии, Хасан-эфенди вел переписку с другими дагестанцами, сосланными в Россию по обвинению в участии в восстании 1877 г. Из этой переписки Хасану-эфенди стало известно, что в местечке Кадум уже шесть лет находился в ссылке «за открытое распространение в Дагестане учения тариката накшбандийа ученый малла Исмаил из Ялака». Таким образом, Исмаил подвергся репрессиям царских властей, будучи представителем суфийского ордена накшбандийа, распространение которого в Дагестане связано с именем шейха Мухаммада Ярагского. Мы не располагаем достоверными данными о том, кто именно из шейхов накшбандийского тариката был наставником Исмаила-эфенди и передал ему право наставничества.
Выходит, что Исмаил-эфенди был в ссылке дважды: в 60-х и 70-х гг. XIX в. В Посемейном списке с. Ялак от 1886 г. сказано, что Исмаил сын Ибрахима не был записан в предыдущей переписи от 1873 г. «по причине нахождения тогда в ссылке». Следовательно, Исмаил-эфенди был вторично отправлен в ссылку примерно в 1873 г., учитывая приведенное выше сообщение ал-Алкадари от 1879 г. о шестилетнем нахождении Исмаила-эфенди в ссылке. Согласно сохранившемуся в селении Ялак преданию, Исмаил-эфенди принимал участие в погребении другого ялакского мухаджира, ученого Хизри-эфенди, сына Джамала, возвратившись из ссылки в Тамбовскую область непосредственно ко времени похорон. Хизри-эфенди переселился в Аварию, в Имамат Шамиля в 1844 г. и возвратился в родное селение в 1859 г. Если признать правдивыми сведения ялакского предания об участии Исмаила-эфенди в похоронах Хизри-эфенди, то возвращение Исмаила-эфенди из ссылки произошло примерно в 1880 г., поскольку эта дата указана в арабоязычной надписи на почитаемом купольном мавзолее Хизри-эфенди в селении Ялак.
В ялакском квартале «КицIер мягьле», на месте захоронения Исмаила-эфенди воздвигнут крупный мавзолей (пир). В лицевой стене мавзолея, в нише вмонтирована прямоугольная каменная плита. Врезная эпитафия из пяти строк помещена внутри крупного узорчатого поля и начинается аятом из суры Корана «Милостивый» (55:26).
«1) Всякий живущий на земле смертен. 2) Покойный, прощенный, известный шейх 3) Исма‘ил-эфенди 4) сын Ибрахима, – да простит их Аллах! Аминь! 5) 1301».
1301 г. хиджры (мусульманский календарь) соответствует 01.11.1883 – 19.10.1884 г.
Датой смерти Исмаила-эфенди эпитафия называет 1301/1883-84 г. Однако Исмаил сын Ибрахима фигурирует в Посемейном списке с. Ялак от 1886 г. Указан и его тогдашний возраст – 58 лет. Вероятно, составитель надписи на мавзолее допустил ошибку в дате.
Единственный сын Исмаила-эфенди – хаджи Ибрахим-эфенди, также принадлежал к местной духовной элите и был известным в регионе мусульманским ученым-богословом. Согласно Посемейным спискам с. Ялак от 1873 и 1886 гг., он родился примерно в 1865 г. Уникальные сведения о хаджи Ибрахиме-эфенди содержатся в неизвестном прежде и неизданном рукописном списке арабоязычного сочинения дагестанского ученого Назира из Дургели (1891-1935) «Нузхат ал-азхан фи тараджим ‘улама’ Дагистан» («Услада умов в биографиях дагестанских ученых»). В этой рукописи упоминается и отец хаджи Ибрахима-эфенди – «шейх малла Исмаил ал-Йайлаки ал-Ахти». Любопытно, что все эти сведения о ялакских ученых отсутствуют в изданных в Берлине (Германия) и Москве немецком и русском переводах одного из списков сочинения Назира ад-Дургели. В неизданном списке сообщается о дружбе ученого хаджи Ибрахима ал-Ялаки с выдающимся дагестанским богословом и поэтом XIX в. хаджи Абдуллатифом ал-Хуци ал-Авари (1857-1889) – старшим братом муфтия, четвертого имама Дагестана, богослова и поэта Нажмуддина Гоцинского (1859-1925). В 1303 г. хиджры (1885-86 г.) Ибрахим и Абдуллатиф вместе посетили г. Казань с целью встречи со знаменитым татарским богословом шейхом Шихабуддином ал-Марджани (1818-1889). В том же году Ибрахим, которому тогда было около 20 лет, и Абдуллатиф ал-Хуци отправились вместе из российского порта Батум (ныне г. Батуми в Грузии) в Турцию, прибыли в Стамбул, где пробыли около двух месяцев. Затем они вместе отправились в Египет, где посетили могилы праведников и шейхов. Из Египта они прибыли в Мекку, совершили хадж и посетили могилу пророка Мухаммада в Медине. Затем они вернулись в Стамбул и оставались там семь месяцев, прежде чем вернулись на родину. В исламских странах они встречались с мусульманскими учеными и шейхами. Поскольку выезд за границу и хадж были совершены без разрешения российских властей, по возвращении в Дагестан они несколько месяцев пробыли в тюрьме Темир-Хан-Шуры – тогдашней столицы Дагестанской области (ныне г. Буйнакск), после чего были отправлены в ссылку в центральную Россию. Хаджи Ибрахим-эфенди был сослан в город Темник Тамбовской губернии, где пробыл три года, а затем вернулся в Дагестан.
Назир ад-Дургели называет хаджи Ибрахима из Ялака «превосходным ученым» и пишет, что он получил знания у Абдуллатифа ал-Хуци – своего старшего товарища и друга, а также у знаменитого Хасана-эфенди ал-Алкадари и других ученых. Хаджи Ибрахим составил хвалебную рецензию (такриз) на комментарий (шарх) Хасана ал-Алкадари к сочинению Абдуллатифа ал-Хуци «Ал-‘Урда ал-махдийа ли-р-равдат ан-ниддийа», посвященного восхвалению пророка Мухаммада, что, по мнению Назира ад-Дургели, указывает на хорошее знание им арабского языка.
В ЦГА РД нами обнаружен документ на русском и тюркском языках, согласно которому 5 марта 1918 г. мусульманское духовенство Самурского округа избрало ялакца хаджи Ибрахима-эфенди сына Исмаила-эфенди председателем окружного шариатского суда в с. Ахты. Таким образом, в это время ялакский ученый фактически возглавлял мусульманское духовенство тогдашнего Самурского округа – обширного административного образования, включавшего нынешние Рутульский, Ахтынский, Докузпаринский и часть Магарамкентского районов Республики Дагестан.
Впоследствии, хаджи Ибрахим-эфенди, как и многие другие видные представители дагестанского мусульманского духовенства, был арестован советскими властями и репрессирован. Достоверных данных о его дальнейшей судьбе пока не обнаружено. Дочь хаджи Ибрахима-эфенди, Салихат (1912-2002), скончалась во время совершения хаджа и похоронена в г. Тайма (Саудовская Аравия). Памятная надпись об этом на лезгинском языке нанесена на плиту, установленную в стене строения слева от мавзолея Исмаила-эфенди.
Хаджи Ибрахим-эфенди был владельцем крупной библиотеки рукописных и старопечатных книг, часть из которых, безусловно, перешла к нему от его отца. Состав этой библиотеки была традиционен для собраний книг того времени. Кроме Коранов, она включала сочинения по мусульманскому праву, грамматике арабского языка, догматике, хадисы и т.д. К сожалению, эта ценная книжная коллекция не сохранилась до наших дней, ее постигла печальная участь подавляющего большинства частных и мечетских библиотек Лезгистана. Судьба почти всех книг коллекции неизвестна. Возможно, что обнаружение этих книг позволит выяснить новые данные о жизни и творческом наследии ялакских мусульманских ученых.
Память о шейхе Исмаиле-эфенди и его сыне хаджи Ибрахиме-эфенди бережно хранится в ялакском джамаате. Именем хаджи Ибрахима-эфенди названа улица в селении Ялак.
Закарияев Замир Шахбанович,
доктор исторических наук, профессор кафедры арабской филологии ДГУ,
заведующий кафедрой иностранных языков ДГУНХ.