Имам Шамиль – общечеловеческое достояние

Имам Шамиль – мировое достояние. Это имя стало символом лучших человеческих качеств, символом свободы, стальной воли, благородства. Имам Шамиль – многогранная, выдающаяся личность. Он был глубоким ученым, богословом, с детства постигавшим науки. Он был и умственно, и физически, и духовно развит. О его ловкости, мощи, бесстрашии написано много его современниками, свидетелями эпохи. Это был человек поступков, борец за свободу, горец, верный слову.

Имам Шамиль показал, что с Кавказом нужно считаться, что на Кавказе есть мужчины, что они не вымерли, что на Кавказе есть кому постоять за честь женщин, есть кому беречь детей, есть кому бороться за Родину с тысячелетней историей.

Колониальный царизм пришел на Кавказ вешать, сжигать, истреблять. И только национально-освободительная борьба народов Кавказа заставила пересмотреть эту чудовищную политику, благодаря защитникам Кавказа отрезвели охотники за головами войск империализма, был найден определенный компромисс, установлен порядок, учитывающий религиозные и этнические особенности нашего края. Именно благодаря имамам и Имамату сохранились Кавказ и народы Кавказа.

Генерал Цицианов писал про переговоры с кавказцами: «Статочное ли дело, чтобы муха с орлом переговоры делала…». Но переговоры пришлось вести. И не раз.

Сподвижники имама Шамиля – особая категория людей. Мюриды, воины, наибы, мудиры имама Шамиля стали национальными героями Кавказа. Те, кто сложил свои головы за веру и родной Кавказ, иншаАллагь, стали мучениками за веру и в вечном мире также будут нашими заступниками и защитниками.

В XIX веке на Кавказе были вольные общества и витал дух свободы. Сподвижники имамов Газимухаммада, Гамзат-бека, Шамиля, представляющие все народы Кавказа, иншаАллагь, получили свой лучший удел у Аллаха. Им не нужны сожаления современников, они заслужили вечное блаженство, вокруг их имен и их борьбы не стоит спорить, спекулировать, ими нужно гордиться, чтить их память, благодарить Аллаха за то, что они у нас есть, алхIамдулиллагь.

Читая удивительные истории о беспрецедентной храбрости наших предков, склонившись над книгой Мухаммада аль-Карахи и других летописцев эпохи, с благодарностью в сердце воспринимаешь свидетельства века о взаимопомощи кавказцев, о единении лучших сынов и дочерей Кавказа в час беды. Они не дрогнули. Они пожертвовали собою ради веры, ради Кавказа. Не ради наших современных споров и дрязг. Отношусь с одинаковым почитанием и трепетом к каждому воину Кавказа, пролившему кровь за сохранение духовности, языков, нашей идентичности и самобытности в годы столетней Кавказской войны.

Имам Шамиль – не предмет для ссор, это герой, объединивший разрозненный, многоликий Кавказ во имя веры, чести, достоинства, совести.

Считаю недостаточной деятельность по увековечению памяти имама Шамиля, его сподвижников, всех народных героев Кавказа. Как известно, именем имама Шамиля назван главный проспект столицы Дагестана Махачкалы, его имя носит административный центр Унцукульского района — поселок Шамилькала, дагестанцы любят нарекать своих сыновей в честь третьего имама. В мире много объектов, учреждений названы именем имама Шамиля. Чтобы не было фальсификации нашей славной истории, ее надо изучать, не примешивая к чистой науке слухи, домыслы и фантазии.

История Имамата – общая история Кавказа, которой вправе гордиться каждый кавказец. Эта история похожа на оборону Брестской крепости, только Имамат защищался десятилетиями, а не несколько месяцев. Тем удивительнее и ценнее подвиг тех, кто оборонял Кавказ в XIX веке.

Гамзат Изудинов,

главный редактор еженедельника «Гумбет», член Союза писателей России


Всего просмотров: 3490
Подпишитесь на наши каналы:

Читайте также:

комментария 4

  1. Шамиль обычный религиозный фанатик.

  2. Интересно,если Шамиль был таким святым для дагестанцев, то почему с ним в Гунибе в 1859г. было только 200-300 дагестанцев,а против почти весь Дагестан? А ранее,в 1839 в Ахульго,за Шамиля было 2 тыс. дагестанцев,а против Шамиля вместе с русскими было около 10 тыс. воинов-дагестанцев. Почему же такой «символ» был брошен и отвергнут дагестанцами.

  3. все дело потаму,что россия не против восхваления шамиля,ведь он сдался в плен добровольно,и начал хвалить царя и русских. почему тогда не популярны шейх мансур? кази-магомед итд. ведь они тоже были имамами,и шамиль всего лишь продолжатель их дела,а не основоположник. а дело в том,что первые не отступили от своих идей,и не продали своих соратников,поэтому они в опале у россии. так же как сегодня в опале у русских дудаев,масхадов,а кадыров герой.

  4. Если автор хочет восхвалять человека, который предал идею, за которую воевали и умирали десятки, если не сотни, тысяч людей, добровольно сдался в плен, принял присягу на верность Российской Империи и припеваючи жил на пенсию, назначенную ему Императором, то это дело автора, только не надо это мнение навязывать другим.
    Есть более достойные для памяти люди, которые не отступились до последнего и с достоинством приняли смерть.
    Мансур, который также попал в плен, но в обстоятельствах от него не зависящих, не отрёкся от своих идей — сгноили в тюрьме.
    Гази-Муххаммад, который воевал до последнего — был убит при штурме крепости.
    Гамзат-Бек, которого убил Осман, брат Хаджи-Мурада, прямо в мечети.
    Байсангур, которого повесили.
    Алибек-Хаджи, который принёс себя в жертву, ради спасения людей.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Новости партнеров

Яндекс.КартыКарта распространения коронавируса в России и мире