Народный эпос лезгин теперь можно прочитать в виде комикса. На первый взгляд, народное сказание и поп-культура — гремучая смесь и потенциальный хит, но нужна ли людям история про «дагестанского Тора»?
Жарким летним днем в высокогорном селе Ахты в Дагестане шли народные гуляния. В празднике не участвовали только парень в черной рубашке и девушка в желтом платье. Вместо этого всем проходящим они предлагали купить комикс — ярко-синий журнальчик с изображением брутального героя и надписью «Шарвили — небесный повелитель». За день до событий Руслан отпечатал тираж в волгоградской типографии и с еще горячими комиксами поехал в Дагестан. Место для продажи они с женой выбрали очень удачно: в Ахтах проходил ежегодный праздник, посвященный героическому эпосу лезгин Шарвили. На празднике они продали около 250 экземпляров — четверть тиража. А через неделю комикс появился в продаже в Махачкале. — Многие, кто подходил в селе, даже не знали, что значит слово «комикс», думали, мы высмеиваем народного героя. Но много молодых ребят купили, большинство хвалили, — говорит автор.
Фотошоп для народного героя
Руслан Гасанов — не профессиональный художник. Рисовал в детстве в школе искусств в Волгограде, где родился и вырос, но натюрморты навевали скуку. Первый комикс прочитал в десять лет в районной библиотеке. А потом увлекся античной мифологией, древними цивилизациями, эпосами Кавказа. Через нартский эпос узнал про Шарвили, эпос лезгин — родственного цахурам, к которым принадлежит Руслан, народа — и решил популяризировать его. — Специально съездил посмотреть на праздник в Ахты, это всего в 70 километрах от родного села моих родителей — Муслах, где я часто бывал на каникулах, — говорит он. Чтобы заняться новым делом, расстался с госслужбой. — Платили 10 тысяч в месяц. Так что как только защитил второй диплом, ушел без сожалений и сейчас полностью посвятил себя комиксу, — говорит Руслан.
Его издательство White Beast Comics появилось только месяц назад, и в нем пока всего один работник. — Над комиксами вроде «Мстителей» работает целый штат: сценаристы, художники, контурист обводит все тушью, колористы придают цвет. Обложку рисуют вообще другие художники. Отдельный человек наносит текст. Сейчас я все делаю один. Рисую в фотошопе, используя графический планшет вместо мышки. Очень помогают книги комикс-гуру Стена Ли и Скотта Макклауда. Возможно, в будущем мне понадобятся хороший художник и колорист — в планах еще несколько серий. Всё будет зависеть от востребованности моих комиксов на рынке, — рассуждает художник.
На первый выпуск из 24 страниц ушло полгода. Рука набилась — на подходе второй, половину которого Руслан набросал за полдня. Он планирует выдавать по номеру комикса в один-два месяца — Шарвили будет посвящена целая серия, а потом героями комиксов станут персонажи и других кавказских эпосов.
Супер герой с мечом
Лезгинский героический эпос Шарвили — один из крупных дагестанских эпосов, вместе с лакским Парту Патима и аварским Хочбаром. Считается, что его создали в начале нашей эры. Главный герой Шарвили — необыкновенно сильный и мужественный воин, защитник народа, свободы и справедливости. Его подвиги и борьба с захватчиками описываются в 20 сказах. Передавались они устно. Только в 1950-е годы поэты Забит Ризванов и Байрам Салимов собрали сказания о Шарвили по селениям Дагестана и Азербайджана, систематизировали и литературно обработали. Впервые на русском языке текст эпоса издали в 2008 году.
Шарвили рожден от обычных родителей, съевших волшебное краснощекое яблоко, дарованное им стариком-ашугом Кас-Бубой. Сын простого горца-чабана, герой наделен богами нечеловеческой силой — легко скручивает рога быка, меняет течение реки и побеждает армии врагов. Родиной героя считается село Ахты. Обязательное место посещения во время одноименного праздника Шарвили — ротонда на горе Келезхев. По преданию, на вершине горы под камнем покоится богатырский меч. А если услышать голоса любимых птиц героя и трижды позвать его, он придет на помощь. За основу комикса Руслан взял русский перевод эпоса Ризвана Ризванова. Добавил элементы раизма — языческой религии, где одним из божеств был Алпан, бог справедливости, огня и молнии. В комиксе история с Шарвили происходит на территории древнего государства Кавказская Алпания за несколько тысяч лет до нашей эры. Герои и языческие божества показаны как сверхлюди — остатки некогда развитых и могущественных цивилизаций. У Шарвили голубые глаза, черные волосы, мускулистое тело. Главное оружие супергероя — меч, закаленный в молоке молодиц, родивших первого ребенка, и способный разрезать мрамор как масло. Сразившись с тёмными подземными силами, герой получает коня, способного летать по воздуху. Противники Шарвили — иноземные захватчики в образе чудовищ: Одноглазого великана и владыки Ледовой страны, злых демонов Кускафтара, Шармуну и Мармари.
Криптонит для Супермена, Железный человек без бронированного костюма — как у многих супергероев, у Шарвили есть слабое место. Он неуязвим лишь до тех пор, пока стоит ногами на родной земле. Согласно преданию, герой погибает, когда враги хитростью заставляют его утратить эту связь.
Про гиков и народные корни
Перевести народные эпосы на язык комиксов пытались не раз. Существуют комиксы на основе шумерского эпоса о Гильгамеше, древнеиндийской «Рамаяны», киргизского «Манаса». В 2010 году в Северной Осетии вышел первый номер комикса по нартскому эпосу, однако с тех пор о нем ничего не слышно. Не ждет ли дагестанского супергероя та же участь? Киты мировой комикс-индустрии явно предпочитают героям из народных эпосов вымышленных персонажей. Истории про Тора, Зевса, Геракла и Чудо-Женщину, она же Диана из античной мифологии, — в явном меньшинстве, да и те далеко ушли от мифов.
— О Шарвили даже в Дагестане сегодня мало кто знает, — говорит администратор первого в республике магазина комиксов и манги Kakadu Comics Ахмед Магомедов. — Если Руслан наберет команду профессиональных художников и сценаристов и будет больше пиара, возможно, комикс пойдет. Но, например, в Дагестане читатели еще не успели познакомиться со всеми персонажами вселенных Marvel, DC. Даже серии про Инока, Бесобоя и Майора Грома российского издательства Bubble Comics, популярные в Москве и Питере, здесь продаются плохо. Так что покупатель скорее выложит 200−300 рублей за историю про знакомого ему Бэтмена или Человека-паука, чем про неизвестного парня.
По словам Ахмеда Магомедова, аудитория комиксов в Дагестане — творческая молодежь 15−20 лет, современная и немного далекая от дагестанских устоев. Девочкам с синими волосами и ребятам с татуировками просто не будет интересен этот комикс. — Из любопытства, может, кто-то и купит. Но чтобы им увлеклись и ждали выхода новых серий — вряд ли. Тем более на фоне персонажей, про которых регулярно снимают блокбастеры с бюджетами на сотни миллионов, — говорит Ахмед. Руслан же настроен более оптимистично и рассчитывает окупить затраты на тираж за полгода. В сентябре он повезет два номера комикса в Москву на фестиваль Comic Con Russia. Автор дагестанской «манги» рассчитывает на искушенную аудиторию, ищущую чего-то нового. Как только уладятся формальности с запуском издательства, он начнет продавать комиксы через интернет-магазины и свой сайт. А потом будут переводы — в первую очередь на английский и японский, но не только.
— В планах выпустить комикс не только на родном языке эпоса, лезгинском, но и, например, на турецком, так как большая часть лезгин проживает в Азербайджане, Турции и им это будет интересно, — рассказывает Руслан. Но говорит, что его основная цель — не заработок: он хочет, чтобы о Шарвили узнали, ведь с кавказской мифологией в мире почти не знакомы.
Дмитрий Сафонов