О принимаемых мерах по созданию условий для преподавания родных языков и литературы в общеобразовательных учреждениях Республики Дагестан
Официальный комментарий Правительства Республики Дагестан
Проблемы сохранения дагестанских языков постоянно находятся в центре внимания и на контроле у руководства республики.
О законодательном регулировании
В соответствии с федеральным и региональным законодательством родные языки введены в обязательную часть учебных планов как обязательные предметы во всех образовательных организациях республики.
Утвержденные Минпросвещения РФ образовательные программы предлагают 6 вариантов учебного плана, в том числе учебные планы, предусматривающие изучение родного языка и родной литературы от 2 до 3 ч. При этом обязательная часть учебного плана не может подвергаться изменениям, а часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, дает возможность использования доп.часов по усмотрению образовательной организации. Минобрнауки РД даны рекомендации муниципальным образованиям по использованию учебных планов с изучением родного языка и родной литературы.
Как сегодня организован образовательный процесс?
В школах республики созданы условия для изучения 13 родных языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, цахурский, чеченский, которые введены в обязательную часть учебных планов. Согласно проведенному мониторингу, в общеобразовательных организациях на изучение предметов «Родной язык и родная литература» отведено от 1 до 3 часов в неделю. Для методической поддержки учителей родных языков в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования разработаны примерные основные образовательные программы по родным языкам и литературам.
Рекордное количество закупленных учебников за последние годы
В условиях высокого дефицита республиканского бюджета Правительством Республики Дагестан в 2023-2025 годах обеспечена закупка и поставка во все школы республики учебных пособий по национально-региональному компоненту (учебные пособия по истории Дагестана, географии Дагестана, «Культура и традиции народов Дагестана», по образовательному проекту «Мой Дагестан. Край, в котором я живу») и по родному языку и литературе для 1-8 классов в количестве 1,1 млн экземпляров на сумму более 777 млн рублей.
Повышение квалификации педагогов
В рамках проводимой работы по повышению качества преподавания учебных предметов в школе, на базе Дагестанского института развития образования за последние 3 года 2730 учителей родного языка и литературы прошли курсы повышения квалификации. Кроме того, с октября по декабрь 2024 года все учителя родных языков и литератур общеобразовательных организаций региона прошли на базе ФГБУ «Федеральный институт родных языков народов РФ» дистанционные курсы по программам доп.образования.
Введено ОГЭ по родным языкам
Теперь учащиеся 9 классов могут выбрать ОГЭ по родному языку и литературе.
Кроме того, в республике проводится ряд мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию родных языков. Это и олимпиады по родным языкам и литературам, и конкурсы знатоков русского и родных языков среди школьников, конкурс «Лучший чтец произведений дагестанских авторов на родных языках», «Чтение любимых стихов на родном языке», «Второе дыхание родным языкам» и др.
Поддержка учителей
В целях стимулирования педагогов и обеспечения обмена опытом ежегодно в республике проводятся различные конкурсы профмастерства для учителей по родным языкам и литературам, в том числе Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Победитель республиканского этапа получает приз в размере 100 тыс. рублей от Минобрнауки РД и столько же от Дагестанской республиканской организации Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.
Поговорим на родном?
В 2024 году был впервые реализован масштабный проект «Диктант на языках народов Дагестана», объединивший 58923 жителей республики. 21 октября 2025 года проект будет вновь реализован во всех общеобразовательных организациях, организациях СПО и вузах республики с привлечением обучающихся, родителей и общественности, соответствующий приказ и материалы уже приняты и доведены до всех муниципалитетов.
Специалисты НИИ продолжают исследование родных языков
В республике ведет работу научно-исследовательский институт педагогики им. А.А.Тахо-Годи, который является научно-методическим центром, координирующим проблемы этнокультурного образования. Специалисты НИИ в том числе занимаются разработкой учебно-методической литературы для республиканских образовательных организаций.
За последние несколько лет вопросы сохранения родных языков многократно поднимались на различных площадках: от проведения совещаний до встреч со школьниками, от тематических конкурсов и акций, организованных Председателем Правительства, до его открытых дискуссий с педагогами.
Выходя за рамки вопроса организации образовательного процесса, стоит отметить, что в регионе принимается комплекс мер, направленных на сохранение и популяризацию родных языков, — соответствующие мероприятия проводятся по линии Минкультуры, Минмолодежи, Миннаца и Агентства информации и печати Дагестана. Создана соответствующая рабочая группа при Народном Собрании республики. Регулярно в рамках конкурса грантов Главы РД предусматривается финансирование проектов, направленных на формирование интереса к изучению родных языков.
В настоящее время по поручению Главы Республики Дагестан С.А. Меликова проводится разработка парциональных программ обучения на родных языках в рамках ФГОС дошкольного образования для использования в дошкольных образовательных организациях. Начата работа по формированию комплексной программы по сохранению и развитию родных языков в регионе.
Отметим, что проблемы сохранения родных языков остаются актуальными и требуют пристального внимания как со стороны общественности, так и со стороны государственных органов. Дискуссия вокруг данной темы важна с точки зрения привлечения внимания к теме и выработки совместных усилий общества и власти. Общая цель — поддержать и сохранить культурное многообразие, передать его следующим поколениям.
Выработка мер, необходимых к принятию на государственном уровне, продолжается.
Источник: ТГ-канал Правительства РД
