Театр, рожденный в горах

В  сентябре этого  года Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им. Сулеймана Стальского отмечает свой 120- летие со дня основания. К этому юбилею в отделе краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД им.Р.Гамзатова открылась книжная выставка «Театр, рожденный в горах».  На ней выставлены книги, журналы, газеты, в которых напечатаны материалы о лезгинском театре.  Внимание  пользователей привлекают    книги  театроведа Гулизар Султановой и  поэта, литературоведа, театрального критика Азиза Мирзабекова. В их  книгах представлены творческие биографии корифеев дагестанской театральной сцены и ведущих артистов, режиссерах и исследователях театра, а также напечатаны   интересные статьи, посвященные драматургам, композиторам и художникам, сотрудничавшим с театром. А в  разных  изданиях  режиссера, драматурга Э.С.   Наврузбекова рассказываются о становлении и творческом развитии Лезгинского театра, а также через образ автор правдиво рассказывает о своей жизни, призывают людей искусства служить избранному пути честно и искренно.

В начале ХХ века Баку был интернациональным городом. Сюда прибывали люди разных национальностей и профессий. В то время численность лезгин в городе, по сравнению с другими народами, была больше. Поэтому не случайно, что первый  лезгинский драмкружок был создан с помощью общества лезгинских рабочих в Баку.

Листая страницы книг и журналов,  пользователь узнает, что инициатором создания кружка в Ахтах явился драматург, актер и режиссер Идрис Разакович Шамхалов. Он был образованным и прогрессивным человеком своего времени. Хорошо понимал значение  театра в деле распространения среди народа передовых идей, просвещения, культуры и образования. Поэтому он использовал театр как трибуну.

И. Шамхалов работал на нефтепромыслах в Баку, где не только поступил в реальное училище, но и познакомился с театральным искусством. Затем способный юноша продолжил учебу в Турции и Иране.

Когда вернулся в родное село Ахты, то решил создать любительский драмкружок. Первым драматическим опытом И. Шамхалова стала написанная  им в 1905 году пьеса «Буржали», основанная на лезгинских народных преданиях. Зрители  тепло и радушно приняли этот спектакль. Первыми актерами лезгинской сцены были – сам- Идрис Шамхалов и его единомышленники: Гасан Кисриев, Халил Гусейнов, Магомед Эфендиев и многие другие. Воодушевленный успехом первого спектакля, И.Шамхалов пишет новые пьесы: «Кавказская война», «Накануне», «Периханум» и другие. Талантливый, энергичный и жизнерадостный режиссер был и прекрасным, одаренным актером с самобытным талантом сценического воплощения самых сложных ролей. В 1914 году лезгинские артисты поставили на сцене пьесу великого русского писателя Л.Н. Толстого. В спектакле, как отмечают первые историки Лезгинского театра С.Говоров и Г.Абдулаев, впервые на сцене театра выступили две женщины: сестра художника Н. Аскерова и его дочь Сефият.

В первые годы Советской власти актеры ахтынской театральной группы получали  серьезную поддержку от государства.

После победы Октябрьской революции в Дагестане ахтынский кружок, переименованный в Ахтынский советский театр, становится подведомственным учреждением Отдела народного образования. Театр активно пропагандирует творчество Д.Эфендиева, Г.Гаджибекова И. Шамхалова. В труппе работали  известные такие талантливые актеры как С.Гаджиев, Г. Кисриев, Э.Эмирджанов, Р.Гаджиева. В 1927 году. Благодаря поддержке председателя Самурского окружного исполкома Гаджимета Сафаралиева, на западной стороне селения Ахты было выстроено прекрасное здание театра со зрительным залом на 500 мест. Руководителем Ахтынского советского театра был назначен Магомед Эфендиев, художественным руководителем Малик Ганиев, режиссерами Идрис Шамхалов и Сефербек Агабалаев.

В 1935 году специальным постановлением  Дагестанского  обкома

ВКП (б) и Совета народных Комиссаров Дагестана был объявлен государственным. Для театра было построено здание на 300 мест.

Репертуар пополнился новыми пьесами западной и русской классической драматургии.

В январе 1938 года Лезгинскому театру было присвоено имя народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского.

В годы Великой Отечественной войны  театр не прекратил свою работу, хотя все артисты ушли на фронт. Оставшиеся артисты трудились в деле пропаганды против войны. В  этот период деятельность театра была подчинена интересам фронту, делу победы. Он стал подлинным центром идейно- воспитательной, патриотической и агитационно — массовой работы.

Три сына И.Шамхалова воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны. После  получения черной вести о гибели двух сыновей И.Шамхалов умер в 1944 году от разрыва сердца.

В 1949 году театр перебрался в Дербент.

В 1979 году главным режиссером Лезгинского драматического театра назначается Э. Наврузбеков. Он обращается к драматургии многоплановой, остросовременной, созвучной духовным запросам зрительской аудитории. В театре в эти годы успешно работают народные артисты РСФСР М.Кухмазов и Ш.Кухмазова, заслуженные артисты России А.Сайдумов, А.Габибов, А.Махсудов и многие другие народные и заслуженные артисты Дагестана.

В истории Лезгинского театра особенно плодотворно были годы, когда его возглавлял заслуженный артист Российской Федерации режиссер Багиш Айдаев (1932- 1979). Он был  из знаменитого лезгинского выпуска ГИТИСа 1955 года. Работал до конца своей жизни. Ему было всего 49 лет. За короткий срок он смог создать для театра интересный и разносторонний репертуар, включающий и классические , и современные- отечественные и зарубежные – спектакли.

С 1988 года художественное руководство Лезгинским музыкально- драматическим театром возглавлял Эседулах Наврузбеков — заслуженный артист Российской Федерации, режиссер, драматург, театровед. За годы работы на сцене театра Э.Наврузбеков осуществил более 45 спектаклей, как драматург написал 15 пьес, как автор СП РФ, издал 6 книг. На лезгинской сцене с успехом шли пьесы «Рекитеры», «Магомед Ярагский, «Шарвели», «Подвиги Шарвели».

За творческое воплощение фольклорной темы спектакль «Шарвели» Э. Наврузбеков был удостоен Государственной республиканской премии (1994).

С 1997 года он называется Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им.С. Стальского. Уже 16 лет театр работает в новом помещении — в здании реконструированного кинотеатра. Нарядный «театральный дом» с колоннами расположился в небольшом парке в старой части Дербента.

Сейчас директор  Лезгинского театра —  Эминова Динара Мураддиновна.  По ее мнению, главный режиссер театра Казбек Думаев  находится в постоянном творческом поиске, и его взгляд на современную сценографию, в поисках новых авторов, привлечение к постановочному процессу молодых талантливых режиссеров полностью совпадают  с ее видением будущего театра.

За последние годы  директору театра удалась  провести   огромную работу в техническом плане.  Она подчеркивает, что это все благодаря субсидиям по федеральному проекту «Культура малой родины».   Читателям будет интересно читать интервью Динары Мураддиновны журналистке  Наиде Хаспулатовой и Айшат Тажудиновой, напечатанные  на страницах журналов «Дагестан» и  «Женщина Дагестана» (на всех языках народов Дагестана). Пролистав периодические издания, они  узнают,  чем живет  сегодня  родной театр, а также о проблемах и трудностях  лезгинского театра на современном этапе. Но мы — зрители будем надеяться, что в скором времени решатся все проблемы, и любимый наш театр вернется на те вершины, которые он покорял в  былые времена( 60- 70-е годы ХХ века).

Сегодня  Государственный лезгинский музыкально-драматический театр им.С. Стальского подошел к своему 120- летию и занимает достойное место среди театров республики. Любимый народом театр прошел многоступенчатый путь профессионализации, становления и творческого развития коллектива. В театре выросла в разные времена целая плеяда известных не только в республике, но и в России артистов. Многие спектакли  театра были удостоены почетными дипломами, грамотами. Уже давно назрела необходимость об этом рассказать народу. Поэтому зрители,  поклонники  артистов и национальной драматургии  ждут от театроведов и театральных критиков новой объемной книги о родном театре. Последняя книга  в авторстве Э.С. Наврузбекова увидела свет в 1990 году под названием «Театр, рожденный в горах». С тех пор «утекло много воды». В истории театра   произошли  много разных событий. Поэтому написание такой книги представляется достаточно актуальной и своевременной. Интересные публикации Азиза Мирзабекова  о театре можно  прочитать  на страницах журнала «Алам», но, к сожалению, журнал  уже не издается. Все номера журнала краеведческий отдел получил в дар от главного редактора Камрана Курбаналиева. Мы понимаем, что издать книгу сейчас не легко  дело. На это государство деньги не отпускают.  Если хорошо постараться, может  быть найдется спонсор. Иншаллах.

  Мусаева С.Н., главный библиотекарь отдела краеведческой и национальной литературы

НБ РД им.Р.Гамзатова.