Духовная культура — фактор единства народов

Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны.

В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис,  представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций ученые отмечают следующие.

  1. Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.
  2. Выдвижение на первый план таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства.
  3. Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.
  4. Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.
  5. Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.

Основными результатами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:

  • Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;
  • Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;
  • Беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;
  • Недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.
  • Развитие массового алкоголизма, который уже стал настоящим бедствием для России и реально угрожает вырождением генофонда нации;
  • Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;
  • Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия и др.

При казалось бы высоком росте национального самосознания, повсеместного стремления народов России к возрождению собственного историко-культурного наследия, не совсем благополучно обстоит отношения молодежи к своей региональной,  национальной и отечественной культуре.  Для наглядности приведем примеры социологического исследования студентов  вузов Дагестана – региона России, где межнациональное и межконфессиальное согласие никогда в истории республики не вызывало каких либо опасений.

Все­го было опрошено 674 студента ДГУ, ДГПУ. Нацио­нальный состав респондентов отражает состав основного на­селения Дагестана. Вначале важно было выяс­нить: имеется ли у респонден­тов целостное представление о культуре своего народа. На этот вопрос положительно ответили — 53,8%, отрицательно — 23,9% и 17,9% затруднились ответить. Таким образом, только чуть больше половины опрошенных — 53,8% считают, что они имеют целостное представление о культуре своего народа.

Однако, как показывает ана­лиз ответов студентов на следу­ющий вопрос: «Что Вы включа­ете в содержание своей этнокультуры?», многие студенты, ответившие на первый вопрос положительно, оказывается, су­щественно завысили свой уро­вень целостного представления о культуре своего народа. Так, только 19,7% включили в содер­жание своей этнокультуры наци­ональные игры и спорт, 18,8% — полоролевое разделение поведе­ния женского и мужского типов, 20,5% — народную педагогику, 29,0% — этнопсихологию (наци­ональный характер, темпера­мент, привычки), 34,1% — наци­ональный быт и архитектуру, 31,6% — национальную одежду,  40,1% — памятники истории и культуры, 59, 1% — нацио­нальные праздники и обряды. Таким образом, существенные компоненты материальной и ду­ховной культуры дагестанских народов, по мнению значитель­ной части — 65-80 % — респонден­тов, не входят в содержание эт­нокультуры.

С целью выяснения знаний студентов о выдающихся деяте­лях культуры своего народа им было предложено написать име­на выдающихся дагестанских поэтов, писателей, композито­ров, артистов, художников, уче­ных. На этот вопрос положи­тельно ответили только 84,7% студентов. Настораживает и ог­раниченное количество указан­ных студентами поэтов и писа­телей: Р.Гамзатов, Ф.Алиева, С.Стальский, Г.Цадаса, О.Батырай, Махмуд из Кахаб-Росо, Е.Эмин, Й.Казак, А.Абу-Бакар, Ю.Хаппалаев, Х.Авшалумов, Аткай (Аджаматов), Р.Рашидов, Ш-Э.Мурадов, Э.Капиев, Р.Нуров, А.С.Пушкин, А.Н.Толстой и др. Имена двух последних были названы респондентами не толь­ко русской национальности.

Как видно из ответов, студенты смог­ли вспомнить в основном имена классиков дагестанской и русской литературы. К сожалению, они плохо знакомы с современной дагестанской литературой, с ее современными творцами. Из композиторов Дагестана студенты вспомнили только име­на М.Кажлаева, Ш.Чалаева, Н. Дагирова, а также выдающе­гося русского композитора П.Чайковского.

Итоги социологических опросов показывают, что многие студенты имеют посред­ственное представление о куль­туре своего народа. Более того, 31,8% студентов перечислили в списке выдающихся представи­телей своей культуры многих представителей других народов. Это говорит, с одной стороны, о плохом знании представителей культуры своего народа, а с дру­гой стороны — является свиде­тельством того, что многие вы­дающиеся деятели националь­ной культуры воспринимаются как представители обще дагестанской культуры. Так, 32,3 % студентов неаварской нацио­нальности отнесли выдающего­ся дагестанского поэта Расула Гамзатова к своим нацио­нальным поэтам, а 36,1% сту­дентов нерусской национально­сти перечислили А.С. Пушкина в числе национальных дагестанских по­этов.

К сожалению, студенты не смогли назвать ни одного худож­ника Дагестана, что свидетель­ствует о полном отсутствии у них знаний в этой области, а так­же об отсутствии интереса к творчеству крупных дагестан­ских художников, о слабой по­пуляризации их творчества. Хотя в Дагестане сложились целые научные школы, имеются немало выдающихся деятелей на­уки, в том числе и тех, кто работа­ет в вузах республики, студенты не смогли вспомнить ни одного име­ни дагестанских ученых.

Из дагестанцев-героев войны были названы дважды Герой Советского Союза летчик А.-X.Султан, Герои Советского Союза – подводник М.Гаджиев, летчики В.Эмиров, Ю.Акаев, артиллерист А.Алисултанов. Студенты также написали име­на героев летчиков-космонавтов М.Манарова и М.Толбоева. 17% студентов перечислили имена прославленного полководца, че­тырежды Героя Советского Со­юза Г.К.Жукова и 14,6 % — попу­лярного героя гражданской вой­ны В.И.Чапаева. С большим уважением студенты отмечали, хотя и не всех, имена дагестанцев — Героев России в СВО.

К сожалению, студенты не могли вспомнить имена дагес­танцев — героев труда. Это, на наш взгляд, является не только показателем девальвации в со­временном обществе таких цен­ностей, как труд, но почти пол­ного отсутствия целенаправлен­ного трудового воспитания мо­лодежи в республике.

Важно было также выяснить отношение студенческой моло­дежи к этнокультуре других на­родов. На вопрос «Как вы дума­ете, имеют ли самобытную этнокультуру другие народы?» по­давляющее большинство -87,2 % ответили положительно, 2,6% — отрицательно и 11,1% затруднились ответить. Следую­щий вопрос также помогал вы­яснить уровень культурной то­лерантности среди студенческой молодежи. Так, на вопрос «Ка­кое отношение, на Ваш взгляд, заслуживают другие этнокульту­ры?» были получены следующие ответы: уважения — 81,2%, равно­душия — 4,3%, неприятия — 0,9%. Ответы на эти вопросы показыва­ют, что по отношению к другим этнокультурам абсолютное боль­шинство опрошенных дагестанс­ких студентов проявляют уважи­тельное отношение, показывают высокий уровень культурной толе­рантности. Но вместе с тем насто­раживающим фактором является то, что 2,6% из числа опрошенных отрицают наличие у других на­родов самобытной этнокульту­ры, а 4,3% относятся равнодуш­но и 0,9% — отрицательно к дру­гим этнокультурам.

В целом можно констатиро­вать, что знания современной сту­денческой молодежи Дагестана о своей национальной культуре ос­таются на довольно слабом уров­не. Это является следствием мно­гих факторов: низкий уровень, а порой и отсутствие системы эсте­тического, трудового и патриоти­ческого воспитания в школах и ву­зах республики, нивелирующее воздействие западной «массовой культуры» и др.

В последние годы в области духовной культуры России наблюдаются некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения. Так, например, в указе Президента РФ В.В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по  сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» четко очерчены такие традиционные духовно-нравственные ценности, как «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России», что служит ключевой и непременной установкой формирования  духовной культуры.

Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с основными традиционными для нашей страны конфессиями – православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе — при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан.

На X Санкт-Петербургском Международном форуме объединённых культур Президент РФ Владимир Путин отметил необходимость уважения традиционных ценностей и религий. Выступление Президента России в очередной раз подчеркивает заботу нашего государства о соблюдения преемственности духовно-нравственных идеалов, чтобы не разрушалась вера в идеи добра, красоты и справедливости. А для этого следует сохранить и приумножить те достижения, которые непосредственно входят в понятие «культура» и прежде всего «духовная культура».

Духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом.

Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства (музыки, живописи, поэзии, кинематографа и т.д.), литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.

В рамках настоящей статьи представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа. Под духовной культурой в данном ракурсе следует понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе. К таким принципам относятся представления человека о смысле жизни, добре и зле, человеческом достоинстве, чести и совести, долге и ответственности. 

Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества других компонентов духовной культуры (эстетической, научной, деловой, экологической и др.), далее мы сосредоточим внимание лишь на тех ее факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения важных проблем национального единства России. Такими факторами являются духовные ценности.

Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. Важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:

  1. Мировоззренческие  ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.
  2. Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.
  3. Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.
  4. Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.

Исследования показывают, что национальное единство страны – это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной – национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или же этносу, и обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией.

Таким образом, необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и, в первую очередь, общность духовных ценностей.

Наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня в обществе доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность.

Поэтому для решения данной архиважной проблемы консолидации народов России на ценностях отечественной духовной культуры ученые считают крайне необходимыми и неотложными комплекс мер в области научных исследований, в сфере образования, культуры и искусства, в социальной сферы, в сфере нравственного воспитания и т.д. Не претендуя на полноту решения проблемы в разных областях жизни и деятельности российского гражданина, попытаемся определить пути ее решения в сфере образования.

Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь, по мнению многих авторитетных отечественных ученых, является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан. С этой целью требуется не только пересмотреть содержание многих образовательных программ  для начальной, средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии, педагогики и методологии воспитательной работы. Весьма важно в этой связи вернуть в учебный процесс подготовки в колледжах и вузах педагогических кадров чрезвычайно важные в формировании духовной культуры дисциплин: этика, логика, эстетика и культурология.

В стране, где функционируют единая конституция, общие и обязательные для всех граждан страны законы, постановления, решения не могут быть разные чтения, самовольные подходы к изучению, осмыслению, пониманию и практическому применению педагогики и  методологии нравственного воспитания, впрочем, как и дисциплины «История России», где объективные исторические факты по воле отдельных авторов-составителей учебников истолковывались субъективно и привели к известным фактам искажения отечественной истории.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. В основе духовно-нравственного воспитания российских граждан должны лежат духовные ценности, входящие в ядро общероссийской и общечеловеческой морали. Отсюда и настоятельная необходимость в том, что национальное единство, взаимопонимание и сплоченность народов России следует обеспечить лишь при глубоком и всестороннем восприятии, усвоении, понимании и осмыслении всеми гражданами России самых сокровенных духовных ценностей народов и конфессий нашего отечества России. А это требует непременного и безотлагательного изучения в общеобразовательных организациях страны и республики предмета «Культура и традиции родного народа», а в средних специальных и высших учебных заведениях специальной дисциплины «Отечественная культура народов России». Подчеркиваю, не дисциплину, по усмотрению учащихся и их родителей предлагающую им содержание или православной, или мусульманской, или иудейской, или буддийской культур, в отдельности, а «Отечественную культуру народов России», где в равной степени будут представлены как духовно-материальные ценности всех конфессий, так и всех народов, населяющих нашу великую державу. Только при максимальном понимании и уважении духовных и материальных ценностей каждого народа России можно с малых лет выработать у детей чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки, мира и согласия между людьми и народами.

Сегодня как никогда ранее очевидна потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образовать» – значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны. Основным средством в этом благородном деле становится воспитание. Еще Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Поэтому справедлива оценка, которую дал воспитанию К.Д.Ушинский: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».

Шайдабег Айдабегович,  зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ