Героические традиции — основа патриотизма и возмужания личности

Страницы российской истории насыщены славными именами, память о которых переживает века, десятилетия. Это — герои. Они были национальной гордостью народов России, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. Тысячи и тысячи произведений на множестве языков нашей страны запечатлели дела, свершения героических личностей. Именами героев названы улицы и площади, им посвящены экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. Закрепленные в трудовых и боевых традициях, герои и героические свершения народов России являются немеркнушим достоянием, овладевая которым подрастающее поколение должно учиться, мужать, приобретать способность к повышенной общественной активности.

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения — один из важнейших путей формирования мировоззрения, духовного фундамента любого героического поступка и поведения.

С целью выяснения отношения педагогов, воспитателей к героическим народным традициям и их возможностей в героико-патриотическом воспитании учащихся мы провели опросы учителей, классных руководителей и воспитателей беседы, анкетирование, наблюдения. Основные вопросы для опроса, бесед и анкетирования были сформулированы с учетом важнейших аспектов проблемы:

  1. В чем сущность понятий «патриотизм» и «героизм»?
  2. В каких сферах деятельности проявляется героизм человека-патриота?
  3. Какие формы и виды проявления героизма Вам известны?
  4. Приведите примеры личностного и коллективного героизма из истории народов России и Дагестана.
  5. За какие конкретные заслуги присуждали звания «Герой Советского Союза», «Герой Социалистического труда», «Город – герой», «Мать – героиня» и присуждает звание «Герой России».
  6. Как часто Вы используете героические традиции народов России и Дагестана в патриотическом воспитании учащихся?

Результаты показали, что более 80% педагогов слабо представляют себе Героические традиции, путают их с патриотизмом и строят свою воспитательную работу без учета бытующих народных героических традиций.

Очень незначительная часть воспитателей более или менее знают некоторые героические традиции народа, используют их элементы в своей работе с учащимися эпизодически.

Большая часть воспитателей понимают необходимость организации патриотического воспитания учащихся с учетом народных героических традиций, но им не хватает научно и практически выверенных рекомендаций, разработок, в следствие чего, они не знают как строить работу.

Еще одна группа педагогов под знаком демократизации общества и перехода России как бы к новым идеалам, не дифференцируя, критически относятся ко всем героическим традициям прошлого.

Следующая группа педагогов (совсем незначительная) считает, что бытующие героические традиции существуют сами по себе, и, по крайней мере, большого вреда не наносят в воспитании школьников.

Педагоги и воспитатели вообще трудно разбираются в народных героических традициях, путают их. В анкете: «Какие народные героические традиции вы знаете?» 90% указали только праздники, около половины опрошенных затруднялись назвать героические и патриотические традиции не только нашего отечества России, но и дагестанских народов, занявшие достойное место в историко-культурном наследии государства и Республики Дагестан.

Опросы бывалых старожилов, родителей, общественности показали, что в вопросе воспитания учащихся на героических традициях народа нет единства семьи, школы и общественности, что в заданные традициями ситуации дети зачастую включаются стихийно.

Воспитательные воздействия школы обычно направлены в большей степени на формирование у учащихся «глобального» отношения к Родине и недостаточно оценивается развитие любви к родному краю, использование его героических традиций в формировании патриотического сознания, чувств и поведения школьников.

Результаты опроса и бесед показывают, что героическое школьниками нередко связывается с прошлым своей Родины, с недосягаемыми для них образами великих людей.

Исходя из этих результатов приходится констатировать: без развития понимания и любви к героическому прошлому Отечества и родного народа, без глубокого осмысления сущности и смысла народных традиций воинского, трудового и обыденного героизма невозможно правильно понять социальную сторону патриотизма. Как известно, человек с ранних лет воспринимает психологию, привычки, понятия той социальной группы, к которой он принадлежит. И умелое использование этих привычек, традиционных стремлений к социально значимому героизму, героических чувств народа в героико-патриотическом воспитании учащихся чрезвычайно важно для повышения его эффективности.

Человек в пути к приобретению личностной характеристики проходит различные этапы развития. Наиболее оптимальным возрастным этапом героико-патриотического воспитания можно считать старший школьный возраст, где как показывает наука, закладывается направленность личности, в том числе нравственная направленность.

Ученые-педагоги, изучавшие проблемы воздействия сложных ситуаций на процесс формирования нравственного опыта старшеклассников, обратили внимание на то, что поведение старших школьников в новых сложных ситуациях прямо зависит от наличия у них опыта разрешения аналогичных ситуаций. Новая проблема всегда, так или иначе, сопоставляется с прошлым опытом человека, и чем более личным является этот опыт, тем сильнее его влияние. К примеру, юные герои — дагестанцы Ислам Халилов и Артем Донсков, которые помогли сотням людей эвакуироваться из задымленного здания «Крокусе» в Москве.

В юношеском возрасте морально-этические проблемы встают особенно остро. Старшеклассники значительно чаще подростка принимают самостоятельные решения на более серьезные вопросы. Кроме того, свойственное юности стремление к обобщениям и оценкам заставляют его видеть не только конкретные последствия, но и общий нравственный смысл поступков и ситуаций.

Старший школьный возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К.Д. Ушинский. Поэтому очень важно представить им реальную возможность широко и глубоко осмысливать героические поступки, проявленные сверстниками в истории развития и становления Отечества.

Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с общепринятой, это заключение, добытое собственным трудом, напряжением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Отсюда возникает необходимость вовлекать старшеклассников в самостоятельную поисковую и аналитическую деятельность по осмыслению, пониманию и само восприятию героических традиций прошлого и настоящего.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуальные качества. Больше других ценятся живость ума, находчивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентироваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть, строить смелые предположения. Отметим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармонически развитые люди, у которых качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» к себе стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

 Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми становятся для старшеклассников моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становится глубже и острее.

Старшеклассникам присущ усиленный интерес к этическим проблемам. Некоторые педагоги считают, что именно характер разрешения этических ситуаций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности.

Более того, анализ историко-документальной, художественно-публицистической литературы показывает, а беседы со старожилами подтверждают, что именно старшеклассники более всего оказались восприимчивыми и отзывчивыми на нужды и чаяния народа и отечества в самые суровые для Родины годы Великой отечественной войны. Так, например:

старшеклассники вместе со своими учителями единым коллективом записывались в добровольцы и уезжали на фронт;

— старшеклассники объединялись в тылу в молодогвардейские отряды и наносили всевозможные удары по немецко-фашистским захватчикам;

— старшеклассники становились у станка, выходили на поля, чтобы обеспечить фронт оружием и продуктами;

— старшеклассники более всего проявляли интерес, гордились героизмом советских воинов и стремились им подражать;

— сотни и тысячи старшеклассников, оказавшись на фронте, сами проявляли героизм и мужество, присущие достойному мужу-освободителю Отечества.

Таким образом, исходя из данных научно-педагогической, историко-документальной, художественно-публицистической литературы, можно констатировать, что старший школьный возраст — это наиболее благоприятный период для физического, интеллектуального, морально-этического развития личности, что более всего важно и для восприятия героических традиций.

Опора в воспитательной работе на героические традиции народа, как показывает практика, позволяет воспитательным воздействиям глубже, разносторонне проникать во внешкольную жизнь учащихся, оказывает интенсивное влияние на формирование патриотического сознания, чувств и поведения подрастающего поколения, его готовности к самоотверженным поступкам во имя Родины.

В условиях развития и становления важно, чтобы юноши и девушки понимали, что сознательную мужественную личность характеризует единство трех элементов: интеллекта, чувств и воли. Как отмечают психологи в соотношении между ними необходима гармония. Если силен только интеллект, но недостаточно выражены волевая и эмоциональная стороны, то порой мы видим человека безвольного, созерцательного. Если на первом плане стоит чувство, личности могут быть присущи экспансивность, невыдержанность и т. п. Воля же, даже сильная, без развитого интеллекта слепа. Вот почему развитый интеллект мужественного человека, имеющий четкую общественно значимую направленность, согретый теплом благородных, нравственных чувств, позволяет человеку проникать в суть самых сложных явлений, выделять главное из многого, смело применять свои знания, способности для полного выполнения своего общественного долга. У такой личности непрерывно, исподволь формируется героическое сознание.

Сегодня российское общество как никогда ранее нуждается в личностях, способных проявлять героические поступки на благо народа и государства. Возникает необходимость выявления, систематизации, содержательного анализа и применения в воспитательной работе величайшего потенциала героических традиций народов Отечества.

Российское государство, успешно строящее демократическое общество, освободило все творческие, интеллектуальные, нравственные силы человека. Возможность проявить свои способности, дать простор высоким стремлениям, отдаваться служению своему народу стало в полной мере возможно лишь в условиях обновления общества. В этих условиях нельзя быть близорукой к героизму народа. Героические традиции более всего важны для защиты демократических интересов российского народа.

Наиболее полно и всесторонне героические свершения проявляются в самых трудных, экстремальных условиях жизни и деятельности общества. В Великой Отечественной войне, в послевоенных трудовых свершениях проявились бесчисленные примеры боевого и трудового героизма.

Наследники достойных отцов-ветеранов войны прославились героическими свершениями в науке, спорте, в освоении космоса, при пуске новых заводов, строительстве новых городов и магистралей.           

Примеры личного и массового героизма проявили воины российской армии при защите целостности Российского государства. Единым оплотом с российской армией выступила и героически защищал территориальную целостность Республики Дагестан и России многонациональный дагестанский народ. Мужество, героизм, сплочение и единение проявили дагестанцы, когда на ее территорию в августе-сентябре 1999 года проникли международные  банд формирования. Дагестанцы разбудили по всей стране великое и несокрушимое чувство патриотизма и героизма, отстояли свободу своего края и целостность Российской Федерации. Отважным сынам гор Гаджимураду Курахмаеву, Загиду Загидову, Муртузали Казаналипову, Дибиргаджи Магомедову, Закиру Давудову и другим было присвоено высокое звание Героя России, сотни были награждены орденами и медалями Родины. Подчеркивая мужество и стойкость народов Дагестана в защите территориальной целостности страны и республики   В.В Путин о событиях 1999 года в Дагестане сказал: «Видя, как они защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».     

         

Особо следует отметить героико-патриотические заслуги дагестанцев сегодня в условиях СВО. Среди дагестанцев больше всего военнослужащих, удостоенных звания «Герой России» за участие в специальной военной операции на Украине. Как неоднократно отмечал глава Дагестана Сергей Меликов, этот факт является предметом гордости для республики. «Ни у одного региона нет такого количества Героев России с начала спецоперации, как у Дагестана, что говорит о мужестве наших земляков», – написал недавно Сергей Меликов в своем телеграмм-канале. Уроженец Дагестана стал первым россиянином, удостоенным звания Герой России за участие в спецоперации. В первый день СВО, 24 февраля 2022 года, Нурмагомед Гаджимагомедов был ранен, попал в окружение и подорвал себя гранатой вместе с вражескими военными. 3 марта 2022 года указом Президента России В.В. Путина удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно) за «мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга». Ранее сообщалось о добровольце из Дагестана Алибеге Амираеве, который в третий раз отправился на СВО.   Дагестанцы гордятся своими земляками — участниками СВО, удостоенные звания Героя России, среди них: Залибек Умаев; Темирлан Абуталимов; Шамиль Магомедов (посмертно); Михаил Абраменко (посмертно); Исрафил Магомедов; Энвер Набиев; Руслан Курбанов; Эседула Абачев; Нурмагомед Гаджимагомедов (посмертно); Магомедали Магомеджанов (посмертно); Фархад Худайнатов (посмертно),  Муслим Муслимов.

Сегодня в Дагестане 76 Героев Советского Союза и около 50 Героев России, Более 30 Героев Социалистического труда и сотни дагестанцев, награжденные боевыми орденами и медалями. Все это величайший героический потенциал, что представляет большую педагогическую значимость и бесспорную моральную ценность для духовно нравственного становления нашего многонационального общества.

Предметом особого внимания учебно-воспитательного процесса должна быть моральная сторона героизма, его сущность, критерии, виды и формы. Очень важно и чрезвычайно необходимо объяснить учащимся где, когда, при каких условиях, при какой военной тактике и стратегии, при каком моральном настрое и личной смекалке удалось проявить героизм. Ибо только последовательное усвоение (восприятие, осмысление, понимание, обобщение, закрепление и применение) моральной сущности героизма может обеспечить у учащихся устойчивые героические чувства, сознание и поведение. Область морали — это такая сфера, где нет места сомнительным соблазнам, мещанству, иллюзиям. Человек, ценящий моральные нормы общества живет по совести, у него обостренное отношение к гражданской ответственности, своему долгу. Это позволяет личности не только ценить героические свершения наших предков и современников, но и быть готовым поддержать эту бессмертную эстафету. Именно в готовности к героическому поступку, к проявлению мужества в ситуациях, где выбор должен быть однозначен, проверяется подлинная духовная мощь человека.

Жизнь современного российского общества полна перемен: социальных, культурных, технических, духовных. Высочайшей ценностью в нравственном спектре человеческих качеств всегда была готовность личности к подвигу, подвижничеству, самоотверженности. Течение времени не властно над этими ценностями. Новый человек-достойный гражданин Российского государства должен быть не только идейно закаленным, компетентным специалистом, новатором, творцом, но и человеком, способным к великому подвижничеству в труде, науке, бою, моральных коллизиях. Готовность к героическому — не отвлеченное понятие, а показатель способности человека отдать себя без остатка служению отечеству и интересам родины.

Историко-краеведческая литература, ранее изданная и представленная на полках наших библиотек, но не предусмотренная в последние годы школьными программами, насыщена именами героев и героическими свершениями, являющимися яркими примерами для достойного воспитания настоящего и будущего патриота, героя и гражданина. Анализ литературы показывает, что героические свершения, поступки предельно многообразны, неповторимы, уникальны.

 Героизм как специфический способ проявления социальной активности при разрешении возникающих жизненных противоречий проявляется в разных формах: в форме порыва; в массовой будничной работе; в экстремальных ситуациях и т.д. Эти формы реализуются также по-разному, в зависимости от конкретных исторических условий, сферы деятельности, профессиональных особенностей людей, их идейных побуждений и нравственных устремлений.

Героизм порыва, например, встречается не только в военной обстановке, но и во многих других ситуациях мирного времени, требующих немедленного решения, вмешательства, действия: аварийная посадка самолета, схватка с преступником, транспортная коллизия, пожар, стихийное бедствие, происшествие на воде и множество других ситуаций, требующих однозначного в ы б о р а: или шагнуть по маршруту подвига, или… найти удобное оправдание своей нравственной безликости.

Коллективный же героизм выражается в массовой будничной работе. Это героизм общенародный. Коллективный героизм проявлятся во все переломные моменты истории, времена, когда противоречия достигают невиданной остроты. Здесь народ оказывается на высоте общественных задач. Особенности массового героизма заключаются в том, что во-первых в героизме массовой будничной работы с особой силой проявляется общенародность значения его результатов для судеб общества; во-вторых, эта форма героизма с особой силой выражает солидарность народа; в-третьих, героизм коллективный вызывает мощные стимулы для героизма индивидуального.

Каждая из этих форм проявления героизма дополняет, обогащает особенности проявления героико-патриотического поведения, при тщательном изучении и внедрении в учебно-воспитательный процесс может успешно стимулировать патриотическое воспитание школьников.

Необходимыми путями целевого сосредоточения внимания школьников на героизм и героические традиции народов России должны стать:

— определение главенствующей идеи героико-патриотического воспитания учащихся. Такой идеей, на наш взгляд, могла бы стать идея четкой направленности сознания и поведения учащихся на укрепление целостности Российского государства, на благо экономической и духовной стабильности российского общества;

— пересмотр образа жизни и всей системы образования учащихся в школе с акцентуацией внимания на все героическое в истории Российского государства и многонационального российского общества;

— выявление, систематизация и освещение в рамках каждой школы не только списка и фотографий героев войны и героев труда (как иногда у нас делается), но и духовных мотивов, форм и методов проявления ими героических свершений на благо общества;

— систематизация и рекламирование всех имен и фамилий, кто отмечен государством за проявление героических свершений в области науки, космонавтики, образования, здравоохранения, народного и сельского хозяйства, в воспитании детей — достойных граждан нашего многонационального государства – России;

— бережное отношение к немеркнущим показателям народного героизма: орденам и медалям СССР и России.

Мирзоев Шайдабег Айдабегович, профессор ДГПУ им. Р. Гамзатова, зав сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи