Спецоперация на Украине – тема, к которой любой здравомыслящий человек не может оставаться безучастным. Ведь там сражаются наши ребята: для кого-то – родные, для кого – знакомые. Да просто – наши! И это не только молодые люди. Немало тех, кто в своей жизни уже нюхнул пороху и не раз – прошел Афган, Чечню, Сирию Ахмед Омаров (на снимке) как раз из таких.
Ахмед Султанович родом из Левашинского района, селение Охли. После школы поехал в Ульяновск, поступил в политехнический техникум. В 1985-м вернулся в Дагестан, в Буйнакск, и сразу поступил на работу в городской отдел милиции, в котором прослужил по 2001 год.
Теперь ему за шестьдесят. Слушаю его и думаю: видимо, боевое крещение получил в 1999-м, в Кадарской зоне.
– Да, – подтверждает мою догадку офицер. – Вы правы. Участвовал в разгроме международных бандформирований, вторгшихся на территорию нашей республики. Награжден орденом Мужества. Ветеран боевых действий. Но на этом давайте тему закроем. Тяжело вспоминать.
Вскоре Омаров перевелся в Нижневартовск. А в 2013 году в звании майора вышел на пенсию по выслуге лет. Работал начальником службы безопасности на одном из нефтяных предприятий города. В 2022-м вернулся в Буйнакск, заключил контракт и поехал на СВО.
Предупреждая мои вопросы типа: «зачем, ведь возраст, семья», отвечает, не задумываясь:
– Фашизм снова поднял голову, идет убийство не только военных, но и детей, стариков. Служба по контракту – это защита нашей Родины, обеспечение безопасности. Еще в 1999-м я понял, что мир очень хрупкий, в любое время он может смениться боевыми действиями. И сейчас это время настало. Многим кажется, что битва где-то далеко, но это не так, она совсем рядом. Я уже всё это видел, через всё прошел и оставаться в стороне не мог. Первой поехала на СВО моя старшая дочь Патимат. Она медик. Сначала была в Бахмуте, сейчас работает в госпитале в Лисичанске. Когда я решил тоже ехать на Украину, семье ничего не сказал.
Когда ты на СВО, гражданские имена остаются для мирной жизни. Здесь все друг друга стараются называть по позывному, чтобы не запутаться в именах, когда по рации кому-то поступает команда. У Ахмеда был позывной «Интер». Его сразу назначили заместителем командира роты.
– Я решил, что здоровья ещё хватит, чтобы достойно послужить стране. У меня опыт участия в боевых действиях уже был, в отличие от тех ребят, с которыми я вместе зашёл на «передок». Знаю, что здесь нужно смотреть одним глазом в небо, другим – на землю. Но со временем твой опыт превращается скорее всего в воспоминания, без реального физического ощущения опасности. И только когда над головой вновь начинает что-то свистеть, понимаешь: «кино закончилось», здесь всё по-настоящему.
– Страшно?
– Нет. Чувство уверенности, я бы даже сказал, хорошего настроения существенно притупляет страх: на передний план выходит осознание значимости того, что ты делаешь, чувство долга. Со временем, с опытом, перестаешь бояться того, чего бояться не надо, то есть отделяешь реальную опасность от мнимой, придуманной в твоей голове, – объясняет майор.
– На передовой, где, казалось бы, мир должен сжаться до размеров блиндажа или окопа, он, наоборот, чудесным образом раскрылся до размеров целой Вселенной, в центре которой оказались люди со всех уголков России, совершившие, как мне кажется, главный поступок в своей жизни – добровольно пошли защищать Родину.
О том, куда уехал их муж и отец, жена и дочери (а у Ахмеда их три) узнали только тогда, когда его ранило и он попал в госпиталь. Нет, не к дочке, ведь они находились на разных направлениях, но именно Патимат узнала обо всем первая.
– Конечно, супруга очень переживала, но сильно не ругалась, понимала, что я не мог иначе, – смеется он.
Совсем недавно контракт у Омарова закончился, и он вернулся к родным. Но признаётся, что тянет его обратно, к своим ребятам:
– Там, как это ни странно, становишься чище, очищаешься от ненужной шелухи. Здесь плохие становятся хуже. Лучшие – ещё лучше. Там по-другому живёшь. Сразу видно, что за человек. Да и не задерживаются там гнилые. Всё просто и понятно: обустрой жильё, приготовь еду, помоги товарищу, – делится Ахмед Султанович.
Тем, кто сегодня думает подписать контракт, он сразу объясняет, что сомневающимся в рядах бойцов делать нечего, здесь нужна твердая убежденность.
– Так уж вышло, что история нашей страны – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не пережило за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России. Защита интересов государства – благородное дело настоящих мужчин, преданных Родине и своему народу. А военная служба по контракту – это не просто работа, а возможность осознанно и профессионально выполнить свой долг по защите Отечества.