С чего начинается возрождение культуры

32 года назад в учебные планы школ республики был введен новый предмет — «Культура и традиции народов Дагестана». Вместе с надеждами это вызвало и ряд Проблем, которые анализирует автор.

ШКОЛА У ВСЕХ НАРОДОВ и во все времена мыслилась, прежде всего, как интеллектуальная и духовная опора народа. Именно за полноценные народные школы ратовала и дагестанские мыслители, педагоги Гасан Эфенди Алкадари, Гасан Гузунов,  Абусуфян Акаев,  Али Каяев, Алибег Тахо-Годи, Абдулкадыр Алкадарский, Саид Омаров и многие другие.

В нашей же стране на протяжении последних десятилетий народные идеалы и национальные традиции усердно искоренялись  из школы. Существующая идеология десятилетиями искажала национальную историю, обходила истоки народной культуры, не учитывала естественные для данной среды средства, формы и методы воспитания человека. К примеру, предмет история Дагестана лишь бегло упоминает   некоторые факты становления и развития народной культуры, не учитывает богатый   культурологический опыт многочисленных народов Дагестана, замалчивает такие направления    национальной культуры, как культура труда, политическая  культура (народная дипломатия), правовая культура (человеческое право горцев), педагогическая культура и т. д. То же   самое происходит и на других уровнях образования.

В результате  дагестанская школа  постепенно денационализировалась, теряла связь с подлинной жизнью, отрывалась от национальных истоков и оказалась теперь в состоянии кризиса. В этих условиях Министерство народного образования Дагестана приняло единственно вернее решение — с 1991- 1992 учебного года в учебные планы школ был веден новый общеобразовательный предмет — «Культура и традиции  народов Дагестана».

За прошедший период совместными усилиями ученых и педагогов республики сделано немало. Издана пособия патриарха дагестанской науки профессорa P. Магомедова «Обычаи и традиции Дагестана», педагога Т. Саидова «Народные традиции подготовки молодежи к жизни», Ш Мирзоева «Народная педагогика Дагестана», программы и учебники коллектива авторов «Культура и традиции народов Дагестана».

Накоплен    определенный опыт преподавания предмета в средних школах №№ 17 36, 18, 12, 39, 22 г Махачкалы, в Аксаевской, Курушской, Муцалаульской и других школах Хасавюртовского     района, Испикской и Ашагастальской школах  Сулейман Стальского района, Согратлинской школе Гунибского района и др.   С приглашением известных деятелей культуры  и искусства, знатоков народной мудрости проводились открытые уроки, показательные семинары для работников народного образования, есть попытки создания кабинетов культуры и народной педагогики, наглядных пособий, сбора и систематизации   историко-культурологического материала с помощью учащихся.

Вместе с тем   введение предмета в учебный процесс породило множество проблем. Частью надуманных, а честью серьезных, требующих изучения и конструктивного решения. Руководители некоторых школ, игнорируя требования учебного  плана, самовольно не тарифицировали «Культуру и традиции народов Дагестана» как обязательный предмет. Другие поручили преподавание его учителям со слабой профессионально — педагогической и   методической подготовкой. Трудно поверить, чтобы в школах, где работают 40—60, а иногда и более учителей не нашлось одного-двух   достаточно компетентных и эрудированных в вопросах культуры. Опытные   же директора сумели привлечь к такой  ответственной педагогической работе даже кандидатов  и докторов   наук. Трудно поверить, чтобы в течение целого учебного года, как это выявилось в ряде школах,  невозможно было обеспечить учителя изданными в свое время программами и учебниками.  Видимо, с молчаливого согласия  педагогических коллективов продолжается порочная  практика игнорирования    регионально особенного, национально специфического содержания национального культурологического образования.

В условиях, когда дагестанская школа впервые вплотную взялась за возрождение культуры, ответственность более всего должны чувствовать ученые   педагоги, руководители народного образования. Однако отдельные сотрудники институтов и ученые педагоги историки говорят о каком-то «сепаратистском уклоне» предметной программы, изолированности ее  от истории   Дагестана.

Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» ни в какой мере не оторван от истории  республики.   Программы составлены на основе историке — хронологического принципа    и дает возможность изучить народную культуру как целостное явление. Более того, предмет решает не  столько  познавательные задачи (несомненно, и   они предусмотрены), сколько воспитательные. Поэтому основной идеей программ и учебников КТНД является изучение культуры  как продукта народной педагогики, возрождение созидательной роли народной педагогической мысли. Все это очень важно для современного общества.

Как известно, предмет «История Дагестана» в сегодняшнем его состоянии сам нуждается в систематизации, пересмотре исторических фактов, событий, явлений.  Нужны,   видимо,   многолетние согласованные усилия дагестанских   историков,   чтобы вернуть народу его объективную историю, дать школьникам и студентам более или менее устойчивый учебник. Думаю, в этих условиях нет необходимости объединять предметы «Культура и традиции Дагестана» и «История Дагестана». Понятие «культура» значительно более емкое нежели «история», «политика». Не историки и политики делают культуру, а культура воплощенная в сознании человека, народа, делает и политику, и историю, и экономику.    Все это, на мой взгляд, дает культуре право быть отдельным может, даже  приоритетным предметом в школьном расписании.

ТЕПЕРЬ О «СЕПАРАТИЗМЕ» программы. Она действительно   акцентирует   внимание школьников на обычаях, традициях и обрядах дагестанских народов. Но это не значит, что мы отрываем наших детей от отечественной и мировой  культуры.   Напротив, предмет КТНД закладывает прочную основу для будущего глубокого   понимания и критического осмысления восточной, европейской и любой другой культуры.

Что   касается реальных проблем, то нужно  срочно создавать учебно-методическую базу предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Типографские мощности республики и возможности местных издательств сегодня уже не в силах обеспечивать своевременное  издание учебников. Выход видится в создании солидного фонда возрождения культуры Дагестана. Нужно выявлять лучшие научно — педагогические силы республики, направлять их возможности  на скорейшее создание учебно-методической базы культуры.

Другая не менее важная проблема — подготовка кадров.

Мы должны исходить из того, что современный учитель культуры должен быть широко эрудированным, имеющим глубокое,   целостное представление по вопросам национальной и отечественной истории, литературы, искусства, этнографии, родного и дагестанского языкознания, народного просвещения, народной логики, философии, этнической психологии и педагогики.

Отсюда вытекает необходимость коренного пересмотра содержания курсов «Технологии воспитательной работы в школе», «Теория воспитания», «История педагогики» в педучилищах и педвузах. Они, на наш взгляд, должны быть максимально приближены к условиям нашей республики, и основываться  на традиционной народной системе воспитания и образования, разумеется, с учетом исторического и передового   опыта других народов мира. Должна обязательно изучаться дисциплина «Народная педагогика Дагестана», которая гарантировала бы студенту  знания, умения и навыки, сконцентрированные в педагогическом   наследии народов  Дагестана.   Национально мудрые организаторские и педагогические способности могла бы привить студентам и другая дисциплина— «Методика народного воспитания».

Должно быть пересмотрено и содержание предмета «История педагогики», поскольку оно не учитывает региональных и национальных особенностей  дагестанской школы, историю развития и становления народной педагогической мысли.

Решение этих проблем в условиях вуза требует открытия специального факультете — дагестанской культуры, истории и филологии   создания специальной кафедры  культуры и традиций народов Дагестана.

И ПОСЛЕДНЕЕ.   Предмет «Культура и традиции народов Дагестана», который с 2024–2025 учебного при поддержке министра оброзования и науки РД Яхъи Гамидовича Бучаева уже вернул себе достойное место  в учебно-воспитательном процессе дагестанской школы, не может ждать, пока   через четыре-пять пет педучилища и институты пришлют в школы дипломированных   специалистов. Требуется оперативная переподготовка учителей, уже сегодня   преподающих   этот предмет. В этой связи приходится рассчитывать на Дагестанский  государственный педагогический университет им. Р Гамзатова, его потенциальные возможности по подготовке учителей–культуроведов. .

Мы коснулись лишь основных  проблем, встречающихся на пути возрождения дагестанской национальной культуры через образовательные организации республики.    Успех их решения во многом зависит от согласованности и целенаправленности действий Министерства народного образования Дагестана, Научно-исследовательского института педагогики, ДИРО, педколледжей, ДГПУ, ДГУ Дагестанского научного центра.   Координировать   эти действия должен, видимо специальный отдел Министерства  образования и науки РД.

Нельзя жалеть сил и средств для решения этой архиважной задачи — возрождения культуры народов Дагестана. Необходимо уже сегодня создать предмету мощную экономическую поддержку на уровне правительства Республики Дагестан.

Мирзоев Шайдабег Айдабегович–зав сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо–Годи,

профессор ДГПУ им. Р.Гамзатова.