(История проблемы и современное состояние)
Сложившаяся десятилетиями система образования с ее жесткой централизацией обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии культурно-исторического наследия. В результате закрепилась тенденция отхода молодого поколения дагестанцев от культуры и языка своего народа, утрата нравственно-эстетических и духовных ценностей привела к нивелированию культурной самобытности дагестанских народов, духовному обнищанию молодежи, неустойчивости и потере ценностных ориентиров.
Перед общим образованием встала задача непосредственно способствовать сохранению культурного наследия, духа нации, родного языка, их возрождению и развитию в сложнейших социально-экономических условиях. Жизнь потребовала от общеобразовательных организаций выполнить свое естественное предназначение — передавать подрастающему поколению богатства культуры, традиции и духовно-нравственные ценности, самобытный опыт жизни и деятельности нации.
Для решения данной архиважной проблемы Министерство образования и науки Республики Дагестан еще в 1992 году приняло кардинальные меры по совершенствованию и обновлению содержания образования с учетом этнокультурных ценностей. Была разработана Концепция дагестанской общеобразовательной школы, где ведущими являются идеи обеспечения права обучения детей на родном языке, освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям мировой культуры. Были найдены эффективные механизмы реализации данных идей в учебно-воспитательном процессе. С 1991/92 учебного года в общеобразовательных школах республики стали изучать предметы культурологического цикла: «Культура и традиции народов Дагестана», «Русская национальная культура» и «Мировая культура».
Предметы культурологического цикла основывались на важнейшем принципе педагогики «от близкого к далекому, от родного порога — в мир общечеловеческих культурологических ценностей». Это — единственные предметы, которые впервые в учебно-воспитательном процессе последовательно формируют у школьников глубокое и целостное представление о культуре этноса, нации, народов Дагестана, Отечества и мира.
Особое место среди предметов культуры занимает предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Его приоритетность заключается в том, что КТНД открывает доступ к изучению культуры более 30-ти народов Дагестана, постепенно от класса к классу, от возраста к возрасту создает базу для восприятия, осмысления и практического применения культурологических ценностей своего, близких и дальних народов.
На изучение предмета КТНД в учебных планах дагестанской общеобразовательной школы были предусмотрены по 1 часу в неделю в 4,8-9,10-11 классах.
Введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных часов на предмет КТНД позволяло перейти от эпизодической, любительской культурологической деятельности к систематической, профессиональной, которая органически интегрируется с образовательной и воспитательной функцией школы. В этой связи возникала необходимость при распределении часов по предмету КТНД строго руководствоваться следующими положениями:
1.Преподавание предмета КТНД во всех классах поручить одному учителю. Это позволяет лучше учитывать принцип преемственности культурологических знаний, умений и навыков и эффективно использовать в учебном процессе ограниченно изданную и издаваемую культуроведческую и учебно-методическую литературу. Второй учитель мог подключиться лишь в 10-11 классах, где при изучении курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» класс делился на группы юношей и девушек.
2.Преподавание предмета КТНД следовало поручить учителю с высокой профессиональной подготовкой, функциональной (культурологической) грамотой и богатым опытом семейной, общественной жизни и, несомненно, глубоко уважаемому в педагогическом коллективе. Это необходимо было, чтобы поднять престиж культуры и через него всего общего образования.
И что более всего важно, преподавание предмета КТНД следовало поручить только учителю — носителю данной культуры. Мало быть образованным, добросовестным учителем, преподавая культуру, нужно всем духом прочувствовать ее национальные, региональные особенности, знать язык культуры, ее внутренние законы, глубокие связи культуры с различными сферами жизни и деятельности человека, семьи, рода, джамаата, этноса, нации, народа и т.д. А это постигается человеком годами, десятилетиями, воспроизвести и преподнести это посильно только носителю дагестанской национальной культуры.
При учете именно этих положений школа могла бы стать центром изучения национальной культуры, могла и по своему духу, и по художественно-эстетическому оформлению преобразоваться в дагестанскую национальную школу.
В основу учебных программ по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» были положены принципы, соблюдение которых были крайне необходимы учителю-культуроведу:
1.Преподносить национальную культуру не как констатацию того, что было и как было, а как личностно-ориентированный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.
2.Преподносить национальную культуру как неотъемлемая часть общедагестанского, отечественного и мирового историко-культурного наследия.
3.При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов.
Уроки предмета КТНД в дагестанской школе были призваны решить следующие задачи:
- пробудить интерес учащихся к своему народу, его созидательной истории, жизни и быту;
- через культурологические ценности родного и дагестанских народов воздействовать на эмоциональную сферу ребенка, на его чувства. Формировать у школьников чувства удивления, восхищения, радости, гордости за свой и дагестанский народы, за их мудрость и талант;
- показать общность культурологических интересов и взглядов народов Дагестана;
- привить учащимся сформированные веками морально-этические нормы, понятия родного и дагестанских народов;
- возродить традиционные виды благожелательного и гуманного межличностного общения, эффективные в регионе формы трудовой, правовой, эмоциональной, экологической, художественной, физической культуры:
- развивать умения и навыки национальной творческой деятельности, исполнительского и профессионального мастерства.
Наиболее подробно цели, задачи и методические рекомендации преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» были освещены в учебных программах для 4,8-9, 10-11 классов, а также в методических письмах и приказах МО РД «О повышении ответственности зав. рай/гор УНО, директоров школ и учителей республики за преподавание предмета «Культура и традиции народов Дагестана»(1992 г.), «О мерах по изучению истории, культуры и традиций народов Дагестана работниками учреждений и органов народного образования республики»(1993 г.), «О формах аттестации учащихся общеобразовательных учебных заведений Республики Дагестан по предметам «Культура и традиции народов Дагестана» и «История Дагестана» (1994 г.).
В 4-м классе многонациональной дагестанской школы при изучении предмета следовало руководствоваться программой «Культура и традиции народов Дагестана» для 4 класса на русском языке — Дагучпедгиз, 1992 г. (Авторы Мирзоев Ш.А., Ханбалаев И.И.). В 4 классе мононациональной дагестанской школы следовало руководствоваться переводными программами по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 4 класса (Авторы: Мирзоев Ш.А., Ханбалаев И.И.). В аварской школе – «Дагъистаналъул халкъазул гӀадатал ва маданият» 4 классалъе программа. — Дагъучпедгиз, 1992. (Переводчик — Абдуразакова Д.М.). В даргинской школе – «Дагьиста халкьанала культура ва гӀадатуни» 4-ибил классий программа. — Дагъучпедгиз, 1992. (Переводчик — Адамадзисв Р.А.). В кумыкской школе –«Дагъыстанны халкъларыны маданияты на адатлары» 4-нчю класс-ларучун.— 1992 (Переводчик — Токбулатов С.Н.). В лезгинской школе — «Дагъустандин халкьарин меденият ва адетар» 4-класс патал программа. — 1992. (Переводчик — Мирзоев Ш.А.). В лакской школе – «Дагусттаннал халкьуннал культура ва аьдатрул ахьланесса». 4 класс — 1992. (Переводчик — Гарунов Э.Г.). В табасаранской школе – «Дагьустан халкьарин маденият ва адетар» программа, 4-класс. — 1992. (Переводчик — Казиев Ш.Р.). В ногайской школе – «Дагыстан халкларынынъ адабияты эм аьдстлери». Программа. 4- класс. — 1992. (Переводчик — Абдулламитова Н.). В чеченской школе – «ДегӀастанан халкъийн культура а, ламасташ а» 4 классана программа». — 1993 (Переводчик — Адильсолтанов А.Д.). В татской школе – «Культура всэздсвр тс двсрзигъисдснуьт агьагьсдотгьойхэлгь гьойдогъисту» 4 класс. — 1994. (Переводчик — Изгияева А.Е.). В азербайджанской школе – «Дагыстан халгларынын медениятив садстлерихзре программ» 4 си-ниф. (Переводчик — ЛачиновЭ.).
Соответственно вышеуказанным программам в 4-м классе многонациональной школы предмет КТНД следовало преподавать на русском языке и в мононациональных школах на родном языке.
В качестве учебных пособий, до выхода учебника в 4-м класса при изучении предмета КТНД рекомендовалась использовать следующие книги: Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана.- Дагучпедгиз, 1992. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. — Дагучпедгиз, 1992. Саидов Т.Г. Традиции народа — творят человека.— Дагучпедгиз, 1994. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. — Дагучпедгиз, 1988. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды Нагорного Дагестана в XIX — нач. XX вв. — М.: Наука, 1988, также работы, в разные годы изданные по материальной культуре народов Дагестана.
Авторская программа Мирзоева Ш.А. по «Культура и традиции народов Дагестана», переведенная на языки Дагестана, стала благодатной основой составления учебников для 4 класса на аварском, даргинском, кумыкском, лакском, лезгинском, табасаранском, татском, чеченский, ногайском языках. Так за истекшие годы были разработана и изданы учебники на аварском (Гъазалиев, М. Гъ. – «Дагъистаниязул гIадатал ва маданият», на даргинском (МяхӀяммадов Р. – «Дагъиста халкьанала культура ва гӀядатуни», на кумыкском (Аджиев А.М. – Дагъыстан халкъаралыны маданияты ва адатлари»), лезгинском (Мирзоев Ш.А. – «Дагустандин халкьарин адетар ва меденият»), табасаранском (Загиров З.М., Мирзоев Ш.А.- «Дагъустан халкьарин аьдатар ва меденият») языках, что стала весьма важной учебно-методической базой по непосредственному сохранению не только традиционных ценностей духовно-нравственный культуры, но, главным образом, по сохранению родных языков этих коренных народов республики.
В 8-9 классах при изучении предмета КТНД следовало руководствоваться программой «Культура и традиции народов Дагестана для VIII-ӀХ классов» — Дагучпедгиз, 1991 (составитель — Мирзоев Ш.А.). Особенностью данной программы является то, что учителю следовало в равной степени проследить на уроке образовательные и воспитательные цели, освещать материал в исторической последовательности развития и становления видов и типов самобытной национальной и многонациональной дагестанской культуры. Разделы программы: «Педагогическая культура народов Дагестана», «Правовая культура народов Дагестана», «Политическая культура народов Дагестана», «Экономическая культура народов Дагестана», «Культура труда народов Дагестана», «Культура просвещения народов Дагестана», «Художественная культура народов Дагестана», «Физическая культура народов Дагестана», «Религия как элемент культуры», «Тенденции развития культуры и традиций народов Дагестана» и все темы, входящие в эти разделы программы, следовало изучать в тесной взаимосвязи, с глубоким учетом не только исторических, но и современных реалий социально-экономической и духовной жизни народов Дагестана. Литература, необходимая для подготовки к урокам по предмету КТНД в 8-9 классах, отражена в учебной программе.
Курсы «Подготовка юношей к жизни» и «Подготовка девушек к жизни» (Авторы; Мирзоев Ш.А. и Саидов Т.Г.), изучаемые в 10 и 11 классах, завершали подготовку старшеклассников к жизни и деятельности на основе усвоения ими традиционной культуры народа. Программа ставила перед школой требование формирования мировоззрения, черт характера, стиля поведения, отношений подрастающего поколения с окружающими в соответствии с духовно-нравственными ценностями родного народа, которые тесно связаны с общечеловеческими духовными, культурными достижениями.
Речь здесь идет не об отдельных курсах, а о едином курсе, т.к. цели, идеи, содержание, тематика в обоих курсах в целом общие, единые. Подготовка к жизни и юношей и девушек имеет единый фундамент — духовное наследие народа, которое проявляется в нравственной, трудовой, бытовой, общественной, семейной сферах жизни.
Однако в целях соблюдения важнейшего педагогического принципа — дифференцированного по полу подхода к воспитанию (этот принцип народной педагогике присущ в особенности) авторы программы сочли нужным и возможным разделить данный курс условно на два отдельных курса или подкурса.
Авторы программы отдавали себе отчет и в том, что такое разделение также создаст некоторые дополнительные удобства организации и проведения учебно-воспитательного процесса как для учителя, так для учащихся в смысле лучшего и более полного усвоения материала: при обсуждении вопросов интимного плана (это обязательно и определено программой) как с юношами, так и с девушками однородность группы по полу способствует возникновению обстановки откровенности, доверительности, непринужденности, отсутствия недосказанности и недомолвок. Конечно, все это обеспечивается точным соблюдением морально-педагогического требования, в соответствии с которым в группах юношей работает педагог-мужчина, а девушек к жизни готовит педагог-женщина. Эти педагоги должны быть авторитетными учителями, глубоко знающими и уважающими народную культуру, традиции, историю и все духовное наследие народа.
Курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» на основе всестороннего изучения и прочного усвоения юношами и девушками комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных народом в продолжении всей его истории, ставило целью решение следующих задач:
- формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни;
- воспитание у молодежи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества (джамаата);
- готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе — супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями;
- формирование у будущих родителей воспитательских знаний и умений, приемлемых в народной педагогике;
- вооружение молодежи знаниями, умениями укрепления связей личности с семьей, сельским джамаатом, народом, представителями других народов на основе усвоения идей народной морали — гуманизма, терпимости и доброжелательства;
- формирование у молодежи умений, знаний, необходимых для воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинными интернационализмом, уважением к представителям всех народов — близких и далеких. (Задумаемся на секунду, как важно все это сегодня, когда только по сравнению с 2022 годом на 1,5 раза увеличились в республике разводы и почти на столько же увеличилось число молодежи не желающих жениться и создать свою семью)
Таким образом, главной педагогической проблемой, решаемой изучением содержания, и достижением целей в течение обучения юношей и девушек в 10-11 классах было формирование у них наиболее значимых в личностном и социальном планах качеств и черт, а средством достижения этой важнейшей цели является духовно-нравственное наследие народа в своих наиболее ярких, глубоких проявлениях — гуманистических традициях, чертах семейно-общественного уклада, обрядах, народных праздниках и трудовых торжествах, богатстве народного художественного слова (пословицах, поговорках, сказках, преданиях, легендах и др.), музыке, песенно-хореографическом фольклоре.
Специфика курса и возраст учащихся предполагали своеобразие методов и форм организации урочных, а также внеклассных и внешкольных занятий по нему. В 10 и 11 классах необходимо было в большой степени прибегать к такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяла бы учащимся как можно шире проявлять мыслительную активность, способствовала бы актуализации ими нравственных ценностей, норм морали, аккумулированных в прогрессивных традициях, этических кодексах народа.
Для этой цели, как показала практика, более подходят урок-диспут, урок-семинар, ориентационно-ролевая игра («Годекан решает спор», «Абуталиб сказал» и др.), написание рефератов, посвященных нравственным, трудовым традициям, выполнение конкретных заданий по сбору фольклорных произведений, описанию местных обычаев и т.д.
Внеклассная и внешкольная работа пo данному предмету должна быть тесно связана с жизнью семьи, села, народа. Народный праздник, традиционное трудовое торжество, свадьбы в селе и многое другое — все это предоставляют большие возможности для открытия юношами и девушками мира народной мудрости и морали.
Требование установления связей с культурой и традициями близких и далеких народов и всего мирового сообщества и через это усвоение общечеловеческих духовных ценностей в 10-11 классах обретает большую значимость, ибо юношам, девушкам, входящим в самостоятельную жизнь, в скором времени непременно придется жить, учиться, трудиться в многонациональных коллективах.
Знание культуры, традиций других народов и уважительное отношение к ним — это один из важных показателей воспитанности человека. Взаимное уважение культур представителями различных народов — это этическая норма в межличностных отношениях в цивилизованном обществе.
Учитывая отсутствие специально разработанных методических пособий по предмету, авторы сочли нужным в самой программе раскрыть некоторые методические рекомендации, детально изложить аспекты каждой урочной темы. Что касается материала традиций, обычаев духовно-культурных ценностей, на основе которых должен строиться учебно-воспитательный процесс, предлагалось пользоваться материалами периодической печати на русском языке («Дагестанская правда», «Дагестанская жизнь», «Ассалам», журналы «Наш Дагестан», «Народы Дагестана», «Исламская цивилизация», «Эхо Кавказа» и др.) и на языках коренных народов Дагестана («Х1акъикъат», «Замана», «Елдаш», «Лезги газет», «Илчи», «Зори Табасарана» и др.).
Кроме того, в помощь учителю были предложены источники, которые в определенной мере удовлетворяли потребности, возникающие в процессе изучения ряда программных тем курса «Подготовка юношей и девушек к жизни», в том числе: Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин. XIX — нач. XX вв. — М.: Наука, 1978. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII — нач. XIX в. — М.: Наука, 1988. Брак и свадебные обряды народов современного Дагестана. Сборник ст./ Сост. Б.М. Алимова. — Махачкала, 1988. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. — Махачкала, 1967. Гаджиева С.М. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — нач. XX вв. — М.: Наука, 1985. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. — Махачкала, 1967. Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. — Махачкала, 1992. Саидов Т.Г. Подготовка юношей к жизни. Методическое пособие для учителя. — Махачкала, 1994. Смирнова Л.С. Семья и семейный быт Северного Кавказа. — М., 1983. Этикет у народов Передней Азии. — М.: Наука, 1982.
Как же прививают народную культуру дагестанским школьникам сегодня?
- Судя по проведенному мониторингу в 2024 году из 1136 школ сельских районов республики предмет «Культура традиции народов Дагестана» изучался лишь в 657 школах, из них только в 170 как предмет, 493 – интегрировано, 55 – во внеурочной деятельности. Что касается охваченных мониторингом 1308 городских и поселковых школ, предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается только в 717 школах и то, как отдельный предмет — только в 184, интегрировано с курсом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» — в 555 школах, в рамках внеурочной деятельности — 65 школах
Таким образом, из 2444 школ, охваченных мониторингом, как обязательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» изучается лишь в 254 школах. Директора школ в последние годы, пользуясь правом составления учебных планов, лишь по своему усмотрению решают вопрос: изучать в школе предмет «Культура и традиции народов Дагестана», или нет. Не изучение предмета в ряде школах директора обосновывали отсутствием учебников. Как говорят в народе: «В одном ауле семь старшин не бывает». Чтобы предмет изучался во всех, предусмотренных еще с 1991-1992 учебного года классах, нужен, на наш взгляд, единый для всей республики, утвержденный коллегией Минобра РД базовый учебный план, где будут указаны обязательное количество часов не только на КТНД, но и все предметы этнокультурного цикла.
Идя на встречу школам республики Министерство образования и науки РД в лице министра Бучаева Яхъя Гамидовича в последние годы, проявило максимальную озабоченность состоянием проблемы, и в г. Москве, издательстве «Просвещение» 56000 тысячным тиражом издано красочно оформленное учебное пособие «Культура и традиции народов Дагестана» для 5 класса и 46000 тиражом такое же учебное пособие в 2х частях для 8 класса и еще в августе разослало по всем районам и городам республики. Вместо того, чтобы оперативно начать уроки по данному предмету, в большинства школах учебные пособия залеживаются в библиотеках школ. В беседах с директорами школ проявляется, будто бы по данному предмету в учебном плане не предусмотрены часы или же учебные пособия поступили школы с опозданием. В школах даже не догадались полистать данное учебное пособие, где на форзаце учебного пособия для 5 класса после слов Основы духовно-нравственной культуры народов России довольно крупными буквами указано КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА, что говорит о необходимости на уроках ОДНКНД учить детей именно своей родной дагестанской культуре.
- Другая не менее важная проблема – отсутствие в республике функционально и профессионально подготовленных учителей – культуроведов. За период нашей более чем 30 летней работы над этнокультурным содержанием программно-инструктивных документов и учебников Министерство образования и науки РД два раза (при министре Бадави Саидовиче Гаджиеве) и (при министре Шахабасе Курамагомедовиче Шахове) обратилось в ДГУ и ДГПУ с заявкой о необходимости начать подготовку учителей – культуроведов, способных полноценно осуществлять учебно-воспитательный процесс с учащимися на содержании предмета «Культура и традиции народов Дагестана». Однако, как говорят: «А воз поныне там». А между тем, все здравомыслящим понятно, что именно профессионально высококвалифицированные педагогические кадры решают и проблемы образования, здравоохранения, экономики, народного хозяйства, экологии и более всего культуры.
О какой профессиональной подготовки педагогических кадров можно вести разговор, если в учебных планах педагогических вузов страны в последние десятилетия не представлены такие архи важные дисциплины, как Этика, Эстетика, Логика и даже Культурология.
Возвращаясь к решающей роли учителя по привитию школьникам бережного, ценностного и жизнедеятельного отношения к родной и дагестанской культуре, хочется отметить, что уроки по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» требуют от учителя творческого подхода к работе и исполнительских умений. Здесь больше подходят нетрадиционные уроки, активные формы работы, использование опыта, наблюдений самих школьников, практические занятия, игры и т.д. Требуется продуманная система, начинаемая в 5-м классе и продолжаемая в последующих классах. Необходимо учитывать и то, что отдельные элементы национальной культуры активно используется и по другим предметам: на уроках литературы, ИЗО, истории, музыки, технологии, физкультуры и т.д. Учителю нужно широко привлекать местный материал, подходить к учебной программе творчески.
По предмету «Культура и традиции народов Дагестана» можно проводить следующие типы уроков: урок привития исполнительских навыков, уроки «разговор о важном», «беседы по душам», урок любознательных, урок инсценировка, урок-семинар, урок-диспут, урок-конференция, зачетный урок.
Методы работы по предмету КТНД можно разделить на три группы:
1.Методы преподнесения информации: беседы, рассказы, лекции, использование наглядных пособий (орудия труда, бытовые изделия, утварь, национальная одежда, изделия декоративно-прикладного искусства, таблицы, схемы), составление конспектов, ведение специальных словарей, творческих тетрадей и т.д.
2.Методы эмоционального воздействия на учащихся: использование звуко- и видеозаписей (из фонотеки и фильмотеки дагестанского радио и телевидения; например, телепередачи «Истоки»), слайдов, красочных иллюстраций, обеспечение эмоционального фона урока (обстановка занятий, оформление кабинета, декораций), организация творческих встреч, воспоминаний и т.д.
3.Практические занятия учащихся: инсценировка обрядов и традиций, демонстрация национальной одежды, кухни, музыкальных инструментов, подготовка и проведение конкурсов, выставок, смотров, фестивалей, традиционных народных праздников и т.д.
Таким образом, учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана» открывает неограниченное поле деятельности, дает поистине уникальные возможности для духовного и нравственного, умственного и физического развития молодого поколения на более доступном, интересном, разнообразном и максимально близком, исторически апробированном в жизни и деятельности старших поколений материале, формирует национальное самосознание, национальное достоинство, как основу подлинного гуманизма, патриотизма и истинного интернационализма.
Мирзоев Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи, профессор ДГПУ им. Р.Гамзатова