Воспитание поколений — задача архиважная

В современных условиях пристального внимания государственных органов к вопросам воспитания подрастающего поколения, чрезвычайно важно, на наш взгляд, еще и еще раз обратиться к прогрессивному народному опыту успешного налаживания  межличностных, семейно-родовых и общественных отношений. В Указе Президента РФ В.В. Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» весьма четко названы традиционные ценности, к которым относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Более того 2024 год Президентом России Владимиром Путиным объявлен в стране Годом семьи, где в  соответствующем указе отмечено, что «В целях популяризации госполитики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей постановляю провести в 2024 году в России Год семьи».

Все эти документы по своему содержанию и общественно-политической направленности призваны мобилизовать весь традиционно прогрессивный историко-педагогический потенциал российских семей и всех народов страны на формирование морально-этического облика подрастающих поколений.

Задачи воспитания настоящего чело­века, труженика, преемника достойных традиций предков, патриота, гражданина всегда находились в поле зрения дагестанской семьи, считались архиважными в сохранении семейных ценностей для блага развития рода и всего народа. Народы мира, страны, нашей республики накопили и сугубо национальный, и общечеловечески схожий опыт формирования общественно значимой личности на семейных духовно-нравственных ценностях. Педагогическая наука и практика выявили устойчивые закономерные связи, основополагающие принципы, средства, формы, методы и приемы, а также самые оптимальные условия воспита­ния человека в семье и школе. Это и другое представляют собой целый ком­плекс педагогических знаний, умений и навыков, крайне необходимых каждому родителю, учителю и воспитателю для постижения мудрости образования и воспитания достойного человека.

Формирование морально-этического и физического облика человека, т.е. общественно одобряемое воспитание детей извечно считается святой функцией семьи и родителей. Эта функция возложена на них самой природой человека. И чтобы воспитание ребенка было успешным, общество предписало родителям функциональные обязанности мужа и жены, отца и матери, дедушки и бабушки. А детям предписаны обязанности сына и дочери, брата и сестры, внука и внучки. Глубокое осмысление, понимание и выполнение этих обязанностей гарантирует сохранение прогрессивных семейных традиций взаимоуважения, послушания, братства, взаимопомощи, добрососедства, гостеприимства, куначества и многое другое.

Принимая в школу «из рук родителей» благовоспитанного ребенка, сохранению, сбережению и приумножению добрых семейных и народных традиций, прежде всего, должны способствовать весь педагогический коллектив школы. Руководители общеобразовательных организаций, советники директора школы по воспитанию и работы с общественностью, учителя-предметники, воспитатели и классные руководители призваны проявлять, самую что ни есть, «отеческую заботу» о морально-этическом и физическом облике ребенка, впервые переступившего порог школы и ставшего учеником данного класса и данной школы.

Известно, что каждая из народных традиций, в том числе и традиционные семейные имеют свои механизмы выполнения, свою методику общественно одобряемого претворения. Сегодня проблема именно в том, что многие современные семьи (особенно молодые и больше всего городские) подзабыли, или вообще не знают народную методику семейного воспитания. В этих условиях, если сегодня школа желает стать образцовым центром воспитания, поднять престиж образования, учителя и классные руководители должны непременно сотрудничать с родителями учащихся, следует пытаться безотлагательно понять исстари сокровенные для здравомыслящего общества азы традиционного народного и более всего семейного воспитания. При всяком общении с детьми и родителями следует руководствоваться прогрессивными семейными традициями человечности. Благо для этого в школах уже более 30 лет изучается специальный образовательный предмет «Культура и традиции народов Дагестана», есть программы, учебники, методические рекомендации. Есть идейная опора, ориентирующая и школу и воспитателей на общечеловеческие и традиционные национально-региональные семейные и народные духовно-нравственные ценности.

Умелая реализация содержания предмета «Культура и традиции народов Дагестана», четкое руководство программно-методическими указаниями по его изучению, как показывает практика образцовых образовательных организаций, дают весьма ощутимые всходы в оптимизации семейного, школьного, да и внешкольного воспитания учащихся.

Школу не случайно величают в обществе центром образования и воспитания. Справедливости ради скажем, не каждая школа сегодня может претендовать на статус центра воспитания. Есть неприятные случаи совершенно неподобающих межличностных трений между учителями и учащимися, игнорирование свято оберегаемых в народе половозрастных отношений, увлечение учащихся курением, наркоманией, сквернословие в общении в общественных местах и т.д. Дело, например, доходит до того, что отдельные вчерашние учащиеся, ныне студенты первых, вторых курсов порою не уступают дорогу преподавателю, позволяют себе курить, сквернословить на территории учебного заведения. Причина, на наш взгляд, кроется именно в том, что во многих школах у нас, как правило, преобладают не истинные, преданные делу образования, педагоги-воспитатели, а скороспелые учителя-урокодатели. Может одна из причин в том, что в последние десятилетия специально не готовили педагогов к организации воспитательной работы с учащимися. Дисциплина «Методика воспитательной работы», ранее эффективно используемая при подготовке педагогов, была по указанию сверху изъята из учебных планов педвузов. Нет в школах и методистов семейного воспитания. В последние годы в микрорайонах отсутствуют участко­вые воспитатели. Практически педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, в свое время активно практикуемое Республиканским педагогическим обществом, в последние десятилетия  насовсем отдано забвению. В этих условиях нелегко получить школе статус центра воспитания.

Для оптимального решения проблем школьного воспитания, нужна профессиональная подготовка высококвалифицированных педагогов-воспитателей. Исключительную значимость для решения этой архиважной для российского, в том числе и дагестанского общества приобретают недавно введенные в учебные планы педагогических вузов новые дисциплины: «Технология воспитательной работы» и «Основы вожатской деятельности».

Дагестанская школа должна стать центром не только сохранения добрых семейных традиций, общечеловеческого воспитания, но, прежде всего, центром дагестанского национального воспитания. Вот почему в дагестанской школе важно изучать предмет «Культура и традиции народов Дагестана». А к преподаванию данного предмета, к руководству классными коллективами, к работе с родителями учащихся, словом ко всем вопросам воспитания, следует допускать учителей, не случайных, а по призванию, имеющих высокий авторитет в обществе, и как образцовые семьянины, и как авторитетные педагоги, и как признанные вос­питатели. Если мы подвергаем аттестации учителей предметников, не пора ли нам аттестовать уже и учителей — воспитателей, классоводов и классных руководителей. Только так можно поднять престиж воспитания и воспитателя, создать оптимальные условия совместного эффективного сотрудничества семьи и школы для сохранения традиционных семейных ценностей, как в сознании, так и в поведении подрастающего поколения.

Сотрудничество семьи и школы основывается на взаимоуважении, взаимном доверии, взаимопонимании, и если хотите, на взаимном признании воспитательного потенциала и учителей, и родителей. Такое доверие можно обеспечить, не взаимно обвиняя, а взаимно поддерживая, регулярно помогая друг другу в вопросах воспитания. Для этого может следует разработать и расположить на видном месте в школе кодекс родителей, кодекс учащихся, кодекс учителей, пытаться его соблюдать, и регулярно проводить в школах «День семьи», «День образцового воспитателя», «День педагога – наставника» и т. д.

Наблюдения показывают, что именно учителя и классные руководители мало стремятся к сотрудничеству, к индивидуальной встрече с учащимися и их родителями. Сплошь и рядом встречаются факты, когда учителя видят в ребенке не столько человека, сколько лишь ученика, не столько положительное, сколько отрицательное.

Не только молодые, но и бывалые учителя зачастую игнорируют научно обоснованные принципы, т. е. основополагающие идеи воспитания. Мы имеем в виду принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип опоры на положительные качества в чело­веке; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой учащихся и многое другое.

Порою учителя незаслуженно повышают голос на учащихся, не считаются с их мнением и интересами. Встречаются факты использования в речи учителей совершенно не педагогической терминологии, прозвищ, реплик, порою оскорбительных и унизительных для ученика выражений, намеков, мимики, жестов и т.д. Порою такое происходит буквально перед классным коллективом, что приводит к публичному унижению чести и достоинства ученика, что приводит к конфликтным отношениям учителя и учащихся.

Учителя, не способные управлять собою, уроком, руководить классным коллективом, нередко запугивают детей оценками. Совершенно очевидно, аналогичные методы дают только негативные результаты: порочат имя и педагога, и педагогического коллектива, отпугивают детей и родителей, создают атмосферу недоверия между семьей и школой. В воспитании детей могут быть издержки, промахи, упущения. Но сознательно создавать проблемы воспитания нельзя. Это не делает чести педагогу.

Воспитание достойного человека — дело благородных, бескорыстных, доброжелательных людей. Только посеяв добрые знания, проявив добрый характер в отношениях с людьми, можно пожинать добрые плоды человечности. В наш век научно-технических, социально-экономических, духовно-нравственных обновлений общества, воспитание детей — задача весьма ответственная. Будущее человечества, нашей страны России и нашего многонационального Дагестана зависит от того, насколько нынешние и грядущие поколе­ния будут компетентными, гуманными, взаимно уступчивыми, и самое главное доброжелательными. «Добро добром оплатишь — молодец, зло добром оплатишь ты мудрец», «Ученым стать проще, человеком стать гораздо труднее», — говорят народы Дагестана. Да будут наши родители и педагоги добрыми – профессионалами, сызмала воспитывающими детей на традиционных семейных и общенародных духовно-нравственных ценностях.

Шайдабег Мирзоев, зав.сектором  ДНИИП им А.А. Тахо-Годи,  профессор ДГПУ им. Р. Гамзатова