Популярный политик, коммунист, блогер Николай Бондаренко, безусловно, талантливый оратор. Его ролики на канале «Дневник депутата» у зрителя формируют впечатление: вот он – смелый борец за справедливость, народный «трибун-правдоруб», который готов жертвовать своим спокойствием и благополучием ради счастья других. Вот он, свой парень – наш российский Че Гевара. Он бесстрашен, восстал против олигархии, коррупции, криминала во власти. Он ярко озвучивает известную всем правду. Миллионы просмотров. И, к большому сожалению, каждый из зрителей – свою дозу «немножко лжи», помноженной на экспрессию и агрессивную мимику. Эффектно? Круто!
Выступления его смотрю не часто, но чувство уважения к автору у меня возникало. Однако видео «В Дагестане проблемы не решены», «Махачкала закипает» у меня вызвало сильные подозрения в заказном характере ролика и популизме автора. Ролик показал мне в своем телефоне сосед и сказал: «Ты посмотри, слушай, что он, этот (?) творит! Что он так психует, оскорбляет человека? Я сам видел эту акцию протеста. Собралось человек 20, от силы. Спрашивали, что случилось? Отвечали: «да вот, опять свет отключили». Поговорили и разошлись. А в ролике – чуть ли не катастрофа: на фоне пожарища агрессивно грозным голосом громят республиканских властей: «Выгоните их – воры, жулики, коррупционеры. Посадить всех». Оскорбляют руководителей».
Думающая публика не может не обратить внимания на следующий факт. В те же дни перебои в электроснабжении произошли во всех южных регионах России и даже в Бурятии. На Ростовской атомной электростанции толи из-за перегрева, толи из-за поломки генератора один энергоблок, как сообщалось, в целях безопасности был остановлен. Это не обыденный, не рядовой случай, как, скажем, выход из строя трансформатора. Там главное не отсутствие света в течение нескольких часов, как в Махачкале. Там главное – ядерная безопасность. Вы еще увидите, как в западной пропаганде будут интерпретировать, этот случай. В Ростовской области и Краснодарском крае миллионы жителей продолжительное время оставались без света и часто без воды. Веерные отключения продолжались более месяца. Были массовые протесты. В Краснодаре перекрывали дороги. Не работали светофоры, «город замер» в автопробках. Сообщалось, что слишком рьяных задерживала полиция. Власть остро критиковали, но в основном федеральную, а от местных и региональных руководителей требовали быстро «свет восстановить». Ни одного оскорбительного слова, ни одного требования «отставки» мэра, губернатора.
Саратовский блогер, может быть, об этих бурных событиях не знал? А что он вдруг с громом и молнией так набросился на далекий Дагестан и его руководителя? Неужели так душой болеет за дагестанцев? Может быть, да. А, может, есть другая причина?
Я как человек еще с 90-ых, «нулевых» годов немножко понимающий, что такое информационные технологи и «черный пиар», не мог не обратить внимания и на другой вопиющий факт данном сочинении: как автор ловко подменяет понятия и слова в своем видеоролике. Это ведь один из самых эффективных приемов манипуляции в «черном пиаре». Судите сами.
По надежному, бесперебойному и безопасному снабжению Дагестана энергоресурсами разработано и реализуется несколько программ. Между РД и энергокомпаниями заключены договора, соглашения, в которых определены друг перед другом обязательства каждой стороны. Так вот, Сергей Меликов еще полгода назад публично отчитывается, что свои обязательства по тем заключенным договорам и соглашениям республика, власти выполнили, и требует выполнения обязательств энергокомпанией перед республикой. Об этом сообщает он народу. В другом случае руководитель республики признается, что энергокомплекс Дагестана находится в аварийном состоянии, и перебои в подаче электричества в дальнейшем неизбежны – необходимо принять срочные меры. Бьет тревогу. Что, не надо было звонить во все колокола, чтобы достучаться до тех, в чьих руках решение проблемы? Что же здесь «не так сделал, не то сказал» руководитель региона?
Нет, нормально сказал все. Люди должны слышать из первых уст о состоянии дел и что делают власти. Но автор видеоролика вырывает из контекста слова «обязательства перед компаниями» и трактует их в нужном себе негативном значении: дескать, «обязательства не перед населением, налогоплательщиками, избирателями…, а компаниями». Заметили подмену? Ведь Глава региона говорил не о своих обещаниях людям, а о договоренностях с госкомпаниями. У кого и против кого здесь хочет возбудить гнев популярный блогер? Поняли, да? Правильно: у множества людей с низкими доходами, совершенно справедливо недовольных и возмущающихся при перебоях в электроснабжении. Против руководителя. Но об их страданиях, особенно в многодетных семьях, о портящихся продуктах в холодильниках без света С. Меликов сам сообщает высшему руководству, постоянно просит помощи, без которой ни одну из острых проблем Дагестана не решить. Помощь оказывают – но недостаточную.
Николай Бондаренко прав, когда говорит о том, что у проблемы перебоев в электроснабжении Дагестана «длинная история». Еще и с криминальным уклоном. Прав он, когда предлагает «пересадить всех жуликов к чертовой матери». Прав Николай Николаевич и в том, что «ну, посадят одних ребят из «Россетей», а на их место придут абсолютно такие же». Так оно и происходило в энергетической отрасли республики лет за последние 10-12. В том и собака зарыта. Потери в сетях, убытки энергетиков и долги Дагестана за электричество продолжали расти.
Как сообщает ресурс kavkaz.versia.ru, «Сразу после разгромного совещания в октябре 2016 года, где Александр Хлопонин подверг жесточайшей критике работу глав регионов СКФО, в числе которых значился и Рамазан Абдулатипов, как допустивший доведение энергосистемы республики до критического состояния, прошли увольнения руководящих работников в энергокомплексе Дагестана. Фактически это была безобидная кадровая рокировка: чужих к «хлебным» местам не подпустили. Те же люди продолжали «рулить электричеством». «Непотопляемые»?
В прошлом году сменили руководителя «Россети – Северный Кавказ филиал «Дагэнерго». Гендиректором назначили Магомедхабиба Мухумаева, который недавно стал известен всей стране.
Как сообщается на сайте «Россети Северный Кавказ», он работает в энергетике около 15 лет, занимая различные руководящие должности. До назначения директором он руководил в «Дагэнерго» службой логистики и материально-технического обеспечения, а также управлением капитального строительства. Кроме того, был советником гендиректора «Россети Северный Кавказ» по электросетевому комплексу Дагестана. В 2017–2022 годах г-н Мухумаев руководил производственными процессами филиалов ФСК (позднее была объединена с «Россетями») – «Каспийское ПМЭС» и «МЭС Юга». С июля 2023 года, являясь помощником генерального директора «Россети Северный Кавказ», Магомедхабиб Мухумаев исполнял обязанности директора филиала «Дагэнерго», а с ноября того же года стал директором компании.
В апреле 2024 года его задержали по подозрению в хищении 2.8 млрд. рублей. Задержано еще более 30 подозреваемых. Следователи полагают, что члены ОПГ ранее похитили средства, выделенные на создание автоматизированной системы учета электроэнергии на территории Дагестана. Понимаете, автоматизированной системы учета электроэнергии. Учет – святая святых против воровства.
Газета «Молодежь Дагестана» сообщает о том, что еще в мае 2021 года у следствия к М. Мухумаеву и еще одному начальнику-энергетику были серьезные вопросы. По подозрению в хищении миллионных средств они были задержаны. Судя по всему, виновность подозреваемых не была доказана.
Однако, по сообщениям некоторых дагестанских политологов, информированных журналистов, несмотря на несогласие курирующего отрасль вице-премьера Дагестана Манвела Мажонца, у которого был другой кандидат, руководство компании «Россети – Северный Кавказ» на должность главы «Дагэнерго» назначает именно М. Мухумаева, который, не проработав даже год в этой должности арестован по подозрению в хищении уже миллиардных средств у компании «Россети». Раньше речь была об украденных миллионах, а сейчас – о миллиардах. Выводы сделайте каждый сам и скажите сами себе, в чем тут вина руководства республики. Более десяти лет назад энергокомплекс довели до критического состояния. Все время воровали, за что расхлебываемся и сегодня. Не надо перекладывать с больной головы на здоровую. По меньшей мере, это не честно.
Лично у меня складывается мнение, что в некоторых инстанциях, прежде всего, экономического блока, не вполне понимают серьезность проблемы инфраструктурных ограничений в Дагестане, хотя глава региона еще с 2021 года часто напоминает федеральным властям о том, что «сегодня для республики самым проблемным вопросом является надежное электроснабжение потребителей, — говорит С, Меликов. – Эта проблема вышла из плоскости экономики и стала фактором социальной и общественно-политической стабильности (выделено мною –А. И.)». С того времени С. Меликов четыре раза докладывал Президенту о состоянии дел в энергокомплексе республики. Спасибо Владимиру Владимировичу – он приоритетно поддерживает Дагестан. Он дал четыре поручения по приведению энергоснабжения республики в нормальное состояние. Если эти поручения выполнялись в полном объеме, то ситуация у нас сегодня была бы совершенно другой. Так и за это – просьбы помочь республике упрекают С. Меликову.
Что республика еще может делать, если «Россети – Северный Кавказ филиал «Дагэнерго» в ее собственности не состоит и ей не подчиняется? Его начальников назначают и увольняют не в Махачкале. А что касается обязательств перед дагестанцами, налогоплательщиками, обещаний людям, напоминаю блогеру и всем другим: в отличие от многих политиков, С. Меликов свои обещания выполняет всегда. Это знают все, кроме тех, кто не желает этого знать.
Обидно, когда популярный представитель оппозиции – журналист, политик, коммунист справедливо критикующий пенсионную, налоговую реформу, системную коррупцию и т. д., вдруг исказив истину, вызывает к себе подозрения в умышленной, небескорыстной предвзятости и заказном характере его действий. Это ущербно для оппозиции: снижает доверие к ней – «боже мой, и они такие же»! Это дезориентирует граждан, много лет ожидающих улучшения своей жизни, отнимает веру в завтрашний день.
А, может, у оплошности в ролике Н. Бондаренко есть другая, банальная причина? Автор, не владея достоверной информацией об обстановке в Дагестане, нюансах, просто на слово поверил тем, кто доставил ему сведения о том, как «закипает Махачкала», «не решаются проблемы». Такое тоже бывает. Так вот, если это так, то разъясняю обстановку.
Абсолютное большинство дагестанцев поддерживают Сергея Меликова. Я подчеркиваю – абсолютное большинство. Люди видят, что системные проблемы, кардинальное решение которых ожидали десятилетиями, наконец, сдвинулись с мертвой точки. Меликов вернул к простым гражданам надежду. Они знают, что полномочия руководителя региона ограничены, и, тем не менее, благодаря своим связям и доверию, помощи федерального центра, делает все возможное для улучшения жизни в республике. Нельзя так бессовестно очернить человека. Он чист и искренен в своих словах и делах. Это тоже видят люди. Однако то абсолютное большинство граждан, которые поддерживают Сергея Меликова – молчаливое, в политическом отношении, в основном, неактивное большинство. Оно, заинтересованное в мире и спокойствии, в согласии и взаимопонимании в обществе, еще не сказало своего громкого слова.
А вот, деструктивные силы, оставшиеся от прежних элит, почувствовав реальную угрозу своим мечтам вернуть в многонациональный Дагестан «сладость» 90-х годов прошлого века, когда можно было делать все, что хотелось, сегодня перешли в активную фазу информационной войны. Не брезгуя ничем, фейками атакуют власть в лице Меликова. Боятся, что рука правосудия вот-вот дойдет и до них. Она уже совсем близка. Тем и обиднее, что ролик уважаемого мною политика играет им на руку. Неправедные они люди, Николай Николаевич. Неправедные. Греховные и опасные.
А. Исмаилов, собкор «Лезги газет»