Сулейман Стальский – личность, поэт, эпоха

Многолетняя история  Дагестана, как и всей нашей Родины, состоит из судеб многих людей, каждый из которых  своим скромным трудом совершал большие дела. И богатая талантами наша земля дала родине много выдающихся личностей, прославивших свой аул, район, республику, страну.

Среди них достойное место по праву занимает Народный поэт Дагестана, «Гомер ХХ века» Сулейман Стальский, прославивший своим уникальным талантом целую эпоху.

К сожалению, судьба Сулеймана Стальского и его творчества от начала до конца была трагической. Сам Сулейман в «Рассказе о себе» вспоминал, что еще «в утробе матери ощущал свою сирость»: «Не дав мне даже попробовать материнского молока, подкинули меня к отцовским воротам». Люди села, взрослые и дети, называли его  сиротой трех матерей.

 Сулейман не видел настоящего детства. Как и Максим Горький, Сулейман прошел настоящие «университеты» жизни. Тринадцатилетним мальчиком  семнадцать лет он вынужден был скитаться по стране в поисках куска хлеба. Убедившись в том, что везде и всюду было одинаково трудно рабочему человеку, что бедные люди и на Сырдарье, и в Ашага-Стале одинаково несчастны, тридцатилетним мужчиной он решил вернуться на малую Родину – Ашага–Стал.

О жизни Сулеймана Стальского писал в своё время Николай Тихонов: «Так много видел этот человек того, что должно было сломить его, но он не только не сломился, а поднялся над всеми бедствиями своей жизни».

Сулейман сочинял стихи еще в детстве. Однако первое зрелое его стихотворение «Дербент» относится к 1899 году.

Сулейман Стальский сочинял стихи во время работы на поле, в саду. Вечером при возвращении с работы по дороге он читал их своим сельчанам, которые сразу запоминали и передавали другим. Так они переходили из уст в уста по соседним селам.

Продиктовано было это еще и тем, что Сулейман не умел ни читать, ни писать. Лишь к шестидесяти четырем годам научился выводить свое имя, кое-как понимать русский язык. Сын Мусаиб писал,  что всю свою жизнь отец оставался неграмотным и считал это величайшим несчастьем. И неслучайно Сулейман проявлял исключительную настойчивость в получении образования не только своими детьми, но и всеми детьми школьного возраста.

Обращаясь к школьникам, он говорил: «Нам, дети мои, не довелось так жить и учиться, как вам. Помните это, учитесь!» Сулейман часто посещал школы, интересовался жизнью и учебой детей. Каждая его встреча заканчивалась чтением стихотворений, посвященных школьникам, в которых дети названы «цветочками весны», «ростками страны», «опорой партии борца» и «надеждой Ленина – отца».

Сын Мусаиб вспоминал случай, как его встретил  тяжело больной отец в больнице.   На вопрос Мусаиба «Как здоровье?», Сулейман ответил: «Мне не тяжело, что я болен, тяжело, что ты из-за своего приезда сюда пропускаешь уроки. Сегодня уже 3 сентября, а начало занятий у вас в училище 1 сентября».

К сожалению, мы редко говорим о таком величайшем достоинстве жемчужин Сулеймана Стальского, как воспитательное, познавательное значение его творчества в становлении подрастающего поколения. Творчество Сулеймана Стальского способствует пробуждению у широких масс чувства патриотизма, истинной любви к Родине. По словам Сулеймана, поэт, имеющий зоркий взгляд, должен видеть, «как получают в нашей стране слепые — зрение, глухие – слух, старые – молодость».

Как писал Николай Тихонов, Сулейман Стальский зорко следил из маленького аула своего за огромной жизнью страны и призывал всех горцев:

«Учись ты русскому письму,

Учись ты родному своему».

Разве эти слова не актуальны и сегодня в Дагестане на фоне угасающего интереса к родной культуре, родному языку. Вот почему русские писатели называли Сулеймана Стальского «учителем жизни, политиком и вожаком», а поэзию его — «манерой изображения жизненной мудрости».

Вместе с тем, невозможно считать Сулеймана безграмотным, не понимающим жизни.  Он был настоящим творцом. В беседе с молодыми писателями он как-то говорил: «Вот вы, грамотные люди, все — верхом, а я — пешком, и мне трудно догнать вас и время, опираясь на палку. Пристройте меня, юноши, рядом с собой в седле и правьте дальше».

Борис Пастернак справедливо считает, что: «… помимо сложенных Сулейманом творений и сама жизнь народного барда есть памятник письменности потому, что сам автор становится книгой для записей последующих поколений». Так Сулейман стал легендой,  летописью  эпохи.

Действительно, Сулейман Стальский, работавший без карандаша, без пера, на память, умел кратко, красочным и скупым языком передать важные и серьезные мысли в почти афористической форме. Что стоит его афоризм « Язык — не нога. Споткнешься языком — не всегда встанешь».  Обладая феноменальной памятью, Сулейман Стальский запоминал наизусть стихотворения, сочиненные им десятки лет назад. Сын (Мусаиб) вспоминал: «Когда мне поручили записать произведения поэта, он легко продиктовал пять тысяч своих стихов». Источником феноменальной памяти поэта, поразившей московских писателей, были ум и талант народа, которому, как и Сулейману, пришлось повидать, пережить и перестрадать.  «Думы родного народа, его радости и горести обрели… форму песен-стихов. И обогащенные талантом и мудростью певца снова возвращались в народную гущу, чтобы жить, не умирая», — писал М. Шолохов.

Поэтому открытием для московских писателей стала необыкновенная известность поэта в народе – широта распространения его стихов в народе. Они стали свидетелями того, как народ хором подсказывал слово, когда Сулейман на секунду задерживал строку, забывая слово. В свою очередь обрадованный Сулейман восклицал: «Вот мои книги! У них в голове записаны мои стихи».

Хотя мы говорим, что Сулейман Стальский не владел ни карандашом, ни бумагой, он живо интересовался творчеством великих русских поэтов и писателей.

Однажды Сулейман спрашивает у переводчика Липкина: «Сын (Мусаиб) мне читал стихотворение Пушкина «Обвал»: Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы. И надо мною кричат орлы…Не бывал ли Пушкин в наших горах? Когда я слушал эти русские слова («мрачные скалы», «орлы»), мне кажется, что они родились в моем сердце».

Он очень высоко отзывался о Пушкине и написал стихотворение глубокого смысла по поводу его смерти. Вот некоторые выдержки:

От вечных северных снегов

До южных стран о нем узнали.

О, страшен был царям поэт.

И вот убийц к нему прислали.

Великий Пушкин! Гений твой

Мы чтим сегодня всей страной.

Ты в дом вошел к нам как родной,

И мы в тебе друга признали.

Сравнивая встречи с Сулейманом Стальским в Ашаге-Стале и с Владимиром Маяковским в Париже, Н. Тихонов сам себе задавал вопрос: «Что общего между Сулейманом Стальским и В.Маяковским?» и ответил: «Ведь, фактически, социализм, который воспевал у себя на месте Сулейман, и тот социализм, который вынес за пределы Родины Маяковский (он в 1936 году выступал в Париже на конгрессе писателей – Г.М.)-это был один и тот же».

По утверждению Тихонова, Маяковский первый из советских поэтов вышел на мировую арену не как литератор, которого читают, а как действующее лицо, как мастер, одновременно и стиха, и того, что имеет непосредственное отношение к могучему поэтическому характеру. Потому что стих, написанный просто, это не стих, если его читают только в книжке. Тем самым Маяковский повторил Сулеймана Стальского, о котором русские писатели говорили: «Он- поэт. Он думает вслух о том, как про себя мечтают и думают все… Если взять всех остальных советских писателей и поставить между Сулейманом и Маяковским, то мы получим массу поэтических характеров то приближающихся, то удаляющихся к тому и другому».

Трудно переоценить роль и значение приезда бригады московских писателей в 1933 году в составе Петра Павленко, Владимира Луговского и Николая Тихонова в Ашага-Стал, которые после долгих бесед, встреч с поэтом и народом пришли к однозначному выводу о том, что в лице Сулеймана Стальского они имеют одного из великих талантов, что его творчество – явление уникальное и неповторимое.  Московские писатели оказались, как они писали, во власти народной поэзии, изображавшей своим певцом бедняка, прожившего каторжную жизнь.

Именно благодаря стараниям этих русских писателей от неграмотного сельского батрака Сулейман поднялся на уровень великого народного поэта, Гомера ХХ века, нашел дорогу от небольшого аула Ашага-Стал до Колонного зала Дома Союзов и Кремлевского Дворца в Москве. После этого, особенно после Первого съезда писателей  в 1934 году, творчество Сулеймана Стальского приобрело всесоюзную известность.

Трудно себе представить, как сложилась бы судьба Сулеймана Стальского и его творчества, если бы не приезд в 1933 году в Ашага-Стал московской бригады русских писателей. Мы в неоплатном долгу перед ними. К сожалению, о них вспоминаем лишь к юбилеям Гомера ХХ века. Предлагаем увековечить память этих замечательных писателей за выдающийся их вклад в развитие дагестанской культуры, установив им в Бульваре имени Сулеймана Стальского в Махачкале коллективный памятник.

Незабвенный Расул Гамзатович на одном из мероприятий, предлагая назвать 18 мая         ( День рождения Сулеймана Стальского ) днем дагестанской поэзии,  обратился к залу со словами: «Покажите мне второго человека, который прославил Дагестан на весь мир, как Сулейман Стальский. Из зала прозвучала реплика:

— А вы что, Расул Гамзатович, разве не прославили Дагестан?

— Я родился в прославленном Сулейманом Дагестане, – ответил Расул.

Как не вспомнить в связи с этим беседу В. И. Ленина и М. Горького о таланте Льва Толстого. Называя Льва Толстого «зеркалом русской революции, глыбой, Ленин спрашивает у Горького: «Кого можно в Европе поставить рядом с ним? Сам себе ответил: «Никого!»

Вот почему Максим Горький, не находя аналогов в мировой литературе, назвал Сулеймана Стальского с трибуны Первого съезда писателей Гомером ХХ века, жившего и творившего в VIII веке до нашей эры. Так Горький одним из первых по достоинству оценил самобытный талант неграмотного поэта из народа и призвал беречь людей, способных создавать такие жемчужины поэзии, какие создавал Сулейман Стальский. Подобно Гомеру, Сулейман Стальский воплотил в своем творчестве весь опыт, мысли, вековые художественные образы не только своего, но и всех народов России. Сулейман Стальский до последних дней своей жизни был верен своему народу, родине, он с честью выполнил обет – достойным сыном быть страны», о которой он говорил:

Одна страна, один народ –

Всех стран надежды оплот.

И каждый честный здесь найдет

Свою семью и дом счастливый.

Такая высокая оценка творчества Сулеймана Стальского, прозвучавшая на I съезде писателей Советского Союза, существенно изменила жизнь и творческую судьбу поэта: стали активно переводить Сулеймана Стальского на русский язык и языки народов мира, издавать его произведения в популярных журналах, газетах, сборниках и др. Так Сулейман Стальский приобрел всесоюзную известность.  Однако случилось это высокое признание слишком поздно – лишь к концу жизни поэта, когда ему уже было более 60 лет.

Как было отмечено выше, личная судьба Сулеймана и его творчества была трагической на всем протяжении его жизни. В разные периоды его обвиняли то в религиозности, то в отрицании религии ( хотя он был человеком верующим), то считали его рупором восхваления социализма и Сталина, то предлагали ему отказаться от произведений, порочащих советскую действительность и выступать на митингах, осуждающих «врагов народа», в том числе Г. Гаджибекова, Н. Самурского, сыгравших огромную роль в жизни поэта.

Несмотря на достигнутые Сулейманом Стальским при жизни большие успехи – Народный поэт Дагестана, кавалер ордена Ленина и  многое другое, даже период с 1934 по 1937 год (до смерти) оказался для Сулеймана самым трагичным. Сулейман Стальский был зачислен в «список негодных людей». За несколько месяцев до смерти были изъяты все книги его стихов на лезгинском языке (1934 -1936 гг.) и в русских переводах (1936 – 1937 гг.) из-за того, что составлялись они «врагом народа» Г. Гаджибековым.

Не издавались его произведения, особенно его политическая и социальная сатира.

Восхваляя родину, колхозный строй, советскую власть, разоблачая тунеядцев, болтунов, взяточников, Сулейман старался исключить из жизни не справедливость, установить равноправие.

Острый на слово Сулейман создал целую галерею типичных сатирических образов: старшины, муллы, судьи, чиновника, в том числе и партийных работников, чиновников:

Феномен Сулеймана Стальского не изучен ни учеными, ни писателями, ни психологами, ни литературоведами. Нет глубокого, полного исследования его творчества: многие его произведения до сих пор не известны, иногда ему приписывают не его стихи.  Традиционно издающиеся сборники произведений, как правило, к его юбилеям, содержат одни и те же произведения с повторением ошибок предыдущих сборников, вплоть до полного искажения содержания оригинала произведений, особенно в переводах.

Предлагаем в честь 155 – летия со дня рождения поэта подготовить полное  академическое издание произведений Сулейман Стальского с учетом новых условий, которое послужило бы своего рода эталоном, с которым должны считаться составители сборников, авторы учебников, сотрудники газет, журналов, СМИ и другие с учетом изменившихся условий. Одновременно считаем целесообразным рассмотреть вопрос о возвращении имени Сулеймана Стальского Дагестанскому государственному университету, созданному в 1958 году на базе Дагестанского педагогического института им. Сулеймана Стальского.

В настоящее время творчество Сулейман Стальского открывается перед нами с новой стороны. Мы уверены в том, что и дальше будет развиваться наше общество, бесконечно сменяя одно поколение другим, но Сулейман Стальский , его поэзия жемчужины и чаяния родного народа останется навека.

В связи с тем, что некоторые представляли Сулеймана как певца советской власти, которая распала в 90-х годах ХХ века, так называемые «новые русские», «новые дагестанцы» ставили под сомнение актуальность творчества Сулеймана Стальского, заявляя: «Кончилась эпоха советской власти – кончилась эпоха Сулеймана».

Несмотря на то, что сменились четыре поколения людей после ухода Сулеймана из жизни,  за это время на деле поэзия Сулеймана Стальского не только не устарела из-за смены поколений и ценностей в истории, наоборот, она стала еще более актуальной, злободневной, ибо образы, созданные поэтом, сохраняют актуальность при любых социальных условиях.

Именно это имел в виду Расул Гамзатов, когда говорил, что литература вообще не делится на поколения. Поэт или есть, или его нет. Поэтому он ровесник всех поколений и земляк всех наций.

Выдающиеся  русские писатели отмечали, что  «Дагестан, спаянный единым чувством со всеми народами Советского Союза, родил этого замечательного певца, мудрого поэта и вдохновенного импровизатора, песни которого не умрут, ибо бессмертен народ и бессмертно народное слово».

Гениальность, редкий склад ума, ясная мудрость сделали Сулеймана Стальского выдающимся, талантливым, уникальным поэтом, олицетворившим целую эпоху.

Поэтому в сознании, памяти каждого человека Сулейман Стальский останется вершиной мудрости и таланта, ярким выразителем новой жизни, новой эпохи и поэтом – обличителем недостатков жизни на все времена.

Гамидулах Исмаилович Магомедов, доктор педагогических наук, профессор, Почетный депутат Народного Собрания РД