По сложившейся традиции на портале best-edu.ru опубликованы результаты Национального агрегированного рейтинга 2024. Дагестанский государственный технический университет улучшил позиции (в 2023 году университет находился в третьей лиге) и вошел во вторую лигу рейтинга. Об этом сообщили в пресс-службе ДГТУ.
Методология Национального агрегированного рейтинга основывается на рассмотрении 12 рейтингов, удовлетворяющих требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе), стабильности (существуют не менее трех лет), массовости (оценивают не менее 100 вузов) и периодичности (оценивание проводится ежегодно). Главной особенностью Национального агрегированного рейтинга является то, что в нем представлены практически все вузы России, что позволяет судить о качестве образования в целом по стране, а также по отдельным отраслям, регионам, секторам, а также обоснованно выделять лидеров и «отстающих». Рейтинг вышел уже в шестой раз, став единой шкалой оценивания вузов. Он позволяет вузам сравнивать свои результаты и достижения с другими образовательными организациями на институциональном уровне, что стимулирует конкуренцию между университетами и побуждает их стремиться к улучшению своего образовательного и научного потенциала.
Как отмечают организаторы рейтинга, 686 вузов распределились на 10 лиг. В зеленую зону успеха (1-3 лиги) попали чуть менее половины вузов (303 вуз), в желтую зону возможностей (4-6 лиги) определены 38% (266), в тревожную зону (7-9 лиги) попали 27 вузов.
Пятая часть вузов (около 19%) улучшили свои позиции в НАР, 62% сохранили свои позиции, 19% вузов ослабили свои позиции.
Понимание о месте вуза в том или ином рейтинге имеет особое значение, когда перед большинством абитуриентов стоит вопрос выбора вуза, где они продолжат обучение и получение профессии.
Качество подготовки инженера – функция многофакторная. К числу наиболее значимых факторов относится уровень фундаментальной и общеинженерной подготовки, уровень подготовки в области информационных технологий, эффективное взаимодействие организаций реального сектора экономики и университета как фактор профессиональной подготовки на завершающей стадии обучения инженера.
Высокую оценку получили качество обучения в ДГТУ, достижения университета в международной деятельности, показатели по данным мониторинга эффективности вуза, индекса Хирша, результаты профессионально-общественной аккредитации и другие категории.
«Конечно, рейтинги — это не самоцель для университета. Но они являются главным условием для того, чтобы высоко котироваться на российском и мировом рынке образовательных услуг. Поэтому ДГТУ уделяет особое внимание рейтингам и стабильно занимает в них высокие места», — прокомментировал итоги рейтинга ректор ДГТУ Назим Баламирзоев.
Целью системы инженерного образования является обеспечение современной российской экономики квалифицированными инженерными кадрами, способными приступить к работе сразу после обучения в вузе и адаптироваться во время профессиональной деятельности к новой информационной экономике.
Для повышения качества подготовки инженерных кадров для современной экономики в ДГТУ возрождена модель «школа – среднее специальное учебное заведение (колледж) – вуз — предприятие», предложенная и реализованная в ряде вузов еще в 1970-1980-е гг. в Советском Союзе.
Реализация этой идеи потребовала привлечения к профориентации сотрудников всех уровней модели «школа – колледж – вуз – предприятие», а в последующем, на стадии обучения в университете, конкретной работы с оценкой складывающихся взаимоотношений, с учетом возникающего у студента интереса и формирования потребностей в соответствии с выбираемой специальностью, что влияло на корректировку индивидуальных образовательных траекторий.
Назим Баламирзоев также отметил, что такие позиции в рейтингах свидетельствуют о профессионализме и слаженной работе всего коллектива ДГТУ, направленной на обеспечение качественной фундаментальной инженерной подготовки, соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, международным критериям и запросам рынка труда, а также отражают динамичное развитие университета, его образовательной и исследовательской инфраструктуры.
Для информации, в рейтинге приведены 12 образовательных организаций Республики Дагестан (ДГТУ – 2 лига, ДГУ – 3 лига; ДГПУ, ДГМУ, ДГАУ, ДГУНХ – 5 лига; остальные в лигах с 6 по 9).