Школа на годекане

Сегодня, в дни духовного   оздоровления нашего общества,   есть смысл глубже заглянуть в культурную сокровищницу народа. Педагогическая память народов нашей многонациональной страны располагает многочисленными фор­мами и методами общественного воспитания. Об одной из таких традиционных форм народного воздействия на молодежь — о воспитании на годекане —   и хочется поговорить. Это необходимо и потому, что во многих селах республики еще отсутствует широкая сеть внешкольных учреждений (домов пионеров, дет­ских клубов спортивных залов). Единственным центром воспитания   остается школа. Вне  нее многие дети предоставлены самим себе. И воспитательное   воз­действие общественности имеет непреходящее значение.

Общественное воспитание подрастающего поколения является историчес­кой функцией   народной педагогики. Одно из убедительных доказательств этого—глубокая древность появления годеканов в старинных дагестанских ау­лах- — Ахтах Чохе, Хнове   Шиназе, Кубачах и других Весьма продуманная педагогическая направленность годека­нов зафиксирована, например, в селении Хрюг Ахтынского района. Здесь, по словам старожилов, было шесть годека­нов, каждый из которых имел как бы свою педагогическую «специализацию». На первом можно было услышать ново­сти, решались основные вопросы джамаата, на втором -преобладали раз­говоры о сельскохозяйственных рабо­тах, на — третьем беседовали в основном о животноводстве, на четвертом — велись беседы об охоте и т. д.  Но при   всем многообразии годеканов один из них, откуда лучше обозревались подступы к aулу, куда удобнее было собраться на­иболее почтенным в ауле старейшинам, считался основным.

Педагогическую направленность годекана обеспечивали созданием на   нем почетных мест для аксакалов и гостей. Они располагались как бы в центре полукруга. Рядом были места для семей­ных мужчин, затем — для молодежи и чуть в стороне, по краям, — для под­ростков. Такое расположение позволяло старейшим быть в прямом смысле в центре внимания, все видеть и все слы­шать.

Находиться на годекане было  при­личным только в свободное от   труда время. Даже аксакалы, которые из-за своих преклонных лет не участвовали в сельскохозяйственном и домашнем тру­де позволяли себе выйти на   годекан лишь к вечеру

Общественное мнение не   одобряло поведения тех, кто проводил время на годекане бездеятельно, появлялся пе­ред народом в нетрезвом виде,  курил при старших, вел нелестные разговоры об отсутствующих, унижал слабых   и младших.

Детям еще с ранних   лет внушали, что годекан — это место, где вызрева­ет разумное общественное мнение, где совместными усилиями готовятся ответы на возникшие у джамаата вопросы, решаются частные и общие проблемы, где на тебя смотрят, оценивают десят­ки глаз, и где следует строго   соблю­дать общепринятые  нравственные нормы.

До «вывода» на годекан детей, подростков и юношей, еще в семье учат тому, как вести себя на годекане, кого и как приветствовать, кому и как выражать    благодар­ность,  сочувствие, как расспрашивать    о здоровье, быте, приглашать в гости, оказывать почтение старшим, слушать бе­седу, уступать место.

Неписаные, но соблюдаемые народными массами правила издревле обес­печивали на годекане примерную дис­циплину. В 1870 году в очерке   «Из путешествия по Дагестану» русский путешественник Н. Воронов писал:  «Но вот состоялся джамаат. Все члены его держат себя весьма дисциплинирован­но: у места молчат, у места говорят и некоторые говорят весьма бойко, плав­но и дипломатично, у места слушают. Это строго дисциплинированная толпа, импровизированным поведением ее на сходке может остаться доволен любой поклонник порядка… Дисциплина в Да­гестане заявляет себя не чем либо при­вивным, заказным, она, так   сказать, вытекает из существа дагестанца…»

В народной педагогике годекан был местом, где аксакалы развивали в де­тях традиционные нравственные каче­ства. Наблюдая, например, как при ви­де незнакомца все вставали, сажали го­стя на почетное место, дети проника­лись чувством гостеприимства, дружбы, уважения к людям. Чувства   патрио­тизма, преданности Родине развивали посредством бесед, рассказов о народ­ных богатырях, заступниках  справед­ливости. Старики завершали свои бесе­ды словами «Всему этому свидетели камни нашего годекана, они все виде­ли, они все знают».

Народная педагогика знает  различ­ные методы проверки на годекане нравственных, трудовых, умственных и фи­зических качеств молодежи. Послуша­ние, почитание   старших проверялись путем посильных поручений: принести из родника воды, позвать кого-то на годекан, отогнать из посева скот и т.  д.  Смекалку молодых определяли вопро­сами о том, что означает та или иная пословица, как отгадать загадку, в чем мораль басни и др.  Все это вводило де­тей в жизнь села, укрепляло в них чув­ства уважительности, заботы, развивало смекалку и формировало сознание.

Нередко годекан становился ареной физического испытания подрастающего поколения. На селе долго помнили по­казатели последних рекордов в метании и толкании камня, бычьей головы, прыжков в длину и высоту.

В народной педагогике годекан   ис­пользовался и как центр эстетического развития подрастающего поколения. С давних времен здесь демонстрировалось мастерство народных ашугов, клоунов, проводились  свадебные, праздничные, музыкальные вечера. Здесь   оценива­лась красота мелодий и искусство пе­ния, изящность национальных костюмов и грациозность движений в танце.

Таким образом, годекан на всем протяже­нии исторического развития общества являлся для народа трибуной всестороннего со­вершенствования подрастающего поко­ления. Уезжая в дальний путь, на го­декане прощались, получали наказы; возвращаясь домой, горец первым здоровался с годеканом.

Сегодня еще более возрастает значи­мость опыта воспитания   на годекане, воспитания силами общественности. Ус­пехов в воспитании достигают те кол­лективы, которые опираются на такое традиционное объединение горского годекана, как совет аксакалов.   Годекан широко используется для проведения открытых сходов по вопросам нравственного   воспитания, встреч с тружениками, героями труда и спорта, славными воинами, передовыми семьями. Здесь организуется коллективная переписка аула с частями, где служат земляки, практи­куются торжественные проводы   при­зывников в армию, чествование передо­виков производства, встречи с ветерана ми труда и войны.

Все это дает ощутимые результаты. Опора на мудрые народные формы общественного воспитания в советах ак­сакалов, организованных в   селениях Луткун, Хнов Ахтынского района, Наказух Гунибского района, Талух Чаро-динского района и другие, уже ряд лет способствует успешному решению многих учебно-воспитательных и хозяйст­венных вопросов. Более тридцати лет в этих селах нет фактов правонаруше­ний со стороны детей и подростков.

Традиционный опыт  общественного воспитания на годекане, наличие образ­цовых примеров умелого приспособле­ния его к практике современного воспитания убеждает в том, что на го­декане, как нигде в другом месте, стар­шие могут организованно, в тесном со­трудничестве со школой, родителями и детьми продолжить процесс обучения и воспитания, привить юному поколе­нию все то, что дорого в культурном и духовном наследии родного и дагестанских  народов.

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ