В результате нападения на мирный дагестанский город 9 января 1996 года террористы взяли в заложники около 3 тысяч человек. Об этом сообщили в пресс-службе администрации Кизляра.
Календарь трагедий и людских потерь в новейшей истории северной столицы Дагестана начинается с января. Нападение банды международных террористов (общей численностью, по разным данным, порядка 300-350 человек) на мирный город по личному указанию первого президента самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия Джохара Дудаева под руководством Салмана Радуева стало черным днем в истории города.
Ежегодно в этот день сотни кизлярцев собираются у мемориала в городском парке, чтобы вместе с представителями мэрии, депутатами городского Собрания, руководителями организаций, предприятий, общественных и молодежных организаций, почтить память тех, кто отдал жизни во имя сохранения мира.
Траурный митинг начался с выступления мэра города Александра Шувалова. «Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память тех, чьи жизни унесла кровавая трагедия, случившаяся 28 лет назад. Прошедшие годы не уменьшили боль потери, не стерли из памяти пережитый ужас, когда банда головорезов ворвалась в мирно спящий город и бесчинствовала в нем почти сутки. Тот страшный день унес жизни 51 человека, покалечил судьбы сотен кизлярцев. Не думая о своей безопасности, наши люди спасали наиболее слабых и незащищенных, доказав, что наш народ способен к единению и организации. В память о тех событиях воздвигнут памятник, возле которого мы собрались. Он не даст нам забыть о тех, кто не вернулся из января 96-го. Говорят, время лечит. Но двадцать восемь лет, прошедшие с момента трагедии, не осушили слез матерей, не утешили печали вдов, не вернули детям погибших отцов. Кизлярцы никогда не забудут мужество и героизм своих защитников, навсегда оставшихся в холодном январе 1996-го, на заснеженных улицах города, в расстрелянной больнице, в застывшем от холода и боли селе Первомайском», — сказал Шувалов.
Участники митинга возложили цветы к памятникам жертв теракта и приморцам, погибшим за сохранение единства и мира на Кавказе.
Напомним, международные террористы под предводительством Радуева захватили родильное отделение местной больницы и находящийся поблизости девятиэтажный жилой дом, куда сгоняли со всего города заложников (в основном женщин и детей). Четырехэтажный дом был заминирован. Боевики, вооруженные ракетами «Стингер» также блокировали местный аэродром.
В нападении на Кизляр вместе с Радуевым принимали участие отряды Айдамира Абалаева, Хункар-Паши Исрапилова, Турпал-Али Атгериева, Мусы Чараева, Ломали Нунаева и Хасана Долгуева. План боевиков по захвату больничного комплекса и максимального числа заложников, удался. Они планировали и нападение на вертолетную часть, ее захват и уничтожение боевой техники и летного состава, а также нападение и уничтожение воинской части внутренних войск недалеко от больницы.
На связь с боевиками первыми стоматолог Ахмед Саламов и журналист, директор первой в республике независимой телестудии «Прометей» Камиль Омаров. Они организовали в кабинете Саламова штаб, а сами после того, как узнали от боевиков, что ими захвачены три тысячи человек, обратились с просьбой пропустить их к заложникам. Омарова и Саламова не остановили угрозы боевиков, грозивших за каждого погибшего чеченца расстреливать по 15 мирных жителей. Уже находясь в здании больницы Омаров вел сьемки, а Саламов оказывал помощь раненным. Они приложили все усилия, чтобы не допустить гибели заложников. Фактически Камиль Омаров спас около 3 тысяч заложников, когда начался обстрел больницы со стороны наших военных. Он заявил, что развернет спутниковую связь и на весь мир объявит о том, что в дагестанской больнице обрекли на гибель 3 тысяч человек. В это же самое время заложники после первых выстрелов по больнице в панике с белыми простынями кинулись к окнам, выкрикивая «не стреляйте, не стреляйте». Буквально через несколько минут все стихло и тогда начались переговоры официальных властей с террористами, которые потребовали беспрепятственно выпустить их на территорию Чечни, не контролируемую федеральными силами. Салман Радуев заявил по местному радио, что в город «пришли «волки» и не уйдут, пока Россия не выведет федеральные войска из Чечни и всего Северного Кавказа».
Переговоры властей Дагестана с террористами шли всю ночь, а на утро 10 января террористы обменяли большинство захваченных жителей Кизляра на добровольных заложников, среди которых были депутаты, представители дагестанского правительства и журналисты.
Обратный маршрут группы Радуева пролегал по территории Дагестана. У С. Радуева было около 300 боевиков, свыше 100 заложников, 82-мм минометы, вывезенные из Кизляра на грузовиках с телами убитых, а также большое количество оружия и боеприпасов. Колонна оказалась в с Первомайское, где боевики, прикрываясь заложниками, разоружили блокпост новосибирского МВД. В результате число пленных у боевиков увеличилось на 37 милиционеров.
11-14 января боевики укрепились в Первомайском. Село было блокировано федеральными войсками. Переговоры зашли в тупик. Радуев постоянно менял свои требования, настаивал, чтобы Григорий Явлинский, Борис Громов, Александр Лебедь и Егор Гайдар стали то посредниками в переговорах, то добровольными заложниками. Требовал, чтобы в переговорах участвовал премьер-министр Виктор Черномырдин. 15-18 января состоялось несколько попыток штурма села. Решение о начале операции было принято после известия о расстреле старейшин и нескольких милиционеров. Часть боевиков вырвалась из окружения, воспользовавшись проложенной над рекой Терек газовой трубой. В результате рейда на Кизляр и Первомайское погибли 78 военнослужащих, сотрудников МВД и мирных граждан Дагестана, несколько сотен человек получили ранения различной степени тяжести.
В 1997 году в парке Кизляра был установлен памятник погибшим в январе 1996 года.
В апреле 2015 года памятный камень весом более трех тонн, посвященный трагическим событиям 9 января 1996 года, установили на территории центральной больницы Кизляра.
Террорист Муса Чараев в марте 1999 года был убит неизвестным выстрелом в спину.
Турпал-Али Атгериев в июле 1999 года был задержан в аэропорту «Внуково», в декабре 2001 года Верховным судом Дагестана приговорен к 15 годам лишения свободы. Сразу после этапирования, в июне 2002 года, был госпитализирован с подозрением на лейкемию, вызванную раком почек, и через месяц умер. Хункар-Паши Исрапилов в феврале 2000 года подорвался на мине при отходе из Грозного. Айдамир Абалаев был убит в мае 2002 года в результате спецоперации. Салман Радуев был арестован в марте 2000 года в поселке Новогрозненский, в декабре 2001 года приговорен к пожизненному заключению. В декабре 2002 года он скончался от кровоизлияния во внутренние органы в одной из пермских колоний строгого режима.
«Лезги Газет»