Часть II
Часть I — по ссылке.
По признаниям экспертов, уже в середине 2020 года, после громких «посадок» высокопоставленных дагестанских чиновников, наблюдалась усталость Владимира Васильева и отсутствие в его действиях прежней активности. Вскоре основной темой разговоров в городе и на селе, в экспертной среде стал вопрос, кого назначат на главный пост в регионе? «Своего» или «варяга»? Из представителей, какого из двух наиболее крупных по численности народов Дагестана, которые сменяли друг друга на протяжении десятилетий? Назывались фамилии. Называли и кандидатуру Сергея Меликова. Именно его назначение многие эксперты называли самым вероятным и ожидаемым. Объясняли, почему он самый вероятный.
Сергей Меликов образованный: помимо высшего военного училища, закончил две академии и высшую школу губернаторов. Энергичен и харизматичен. По происхождению дагестанец. Отец его – лезгин. Что очень важно, отдален от всех дагестанских этнополитических групп влияния и олигархов. Честный, высоко порядочный человек. Просвещенный генерал-полковник и достаточно опытный политик. Проблемы и узкие места Дагестана знает не понаслышке. Опыт реформ «пехотинца» в республике, по мнению экспертов, тоже учли в Кремле. Находка для республики, которая вот уже три десятилетия не может освободиться от эпитетов «клановый», «коррупционный», «проблемный» регион в федеральных СМИ и соцсетях.
Наиболее осведомленные из экспертов, ссылаясь на достоверные источники, сообщали, что еще в 2017-18 г.г. в Кремле лично с самим Меликовым не раз обсуждали вопрос о его назначении в Дагестан, а он наотрез отказывался. Однако в октябре 2020 года генерал-полковник не смог отказать Президенту страны.
«Меликова подбирали очень давно. Возможность такого сценария была вероятна еще год назад, — сообщал в «Известиях» авторитетный политолог Дмитрий Фетисов. — Человек пользуется уважением среди местных элит, которое он заработал, будучи полпредом. За время полпредства Меликов зарекомендовал себя как действенный ревизор, который также наладил обратную связь со СМИ и общественностью и не дискредитировал себя сближением с представителями местных элит. Учли и биографию в целом. Кроме того, в условиях ухудшающейся обстановки в Закавказье Дагестан как пограничный регион нуждается в руководителе такого типажа».
Вот тогда еще, за год до своего назначения в Дагестан начались поиски компромата на будущего руководителя. Проверяли на самом серьезном уровне. Безрезультатно. То есть, результат был, но он не устраивал людей из определенных «групп влияния»: Сергей Алимович оказался чист и искренен. Попытки навесить ярлыки тоже провалились.
Абсолютное большинство дагестанцев приветствовало назначение Меликова на главный пост республики, а лица, близкие к определенным «группам влияния», лишившиеся возможности наживаться за счет скудного бюджета дотационного региона, встревожились. Вскоре пришли в себя и начали действовать. Информационно.
Сергей Меликов, вступая в должность, уже знал проблемы, тормозящие развитие Дагестана во всех сферах. Среди них как ключевые – проблемы инфраструктурных ограничений, без решения которых ни одну другую из основных не решишь. Да не будет сказано в обиду, за последние 30 лет ни один из руководителей региона не уделял на них должного внимания, и с каждым годом они ускоренно усугублялись, крайне отрицательно влияя на общественно-политическую обстановку в регионе. Сегодня они составляют серьезное препятствие проведению эффективной экономической политике в республике, обладающей огромным потенциалом. Да и спокойствию, стабильности тоже. Недавние события в аэропорту свидетельствуют об этом.
Посмотрите, судите сами. В 70-ые годы Махачкала была очень красивым приморским, утопающим в зелени уютным, культурным, студенческим городом с умиротворенной одноэтажной Первой Махачкалой. Проживало тогда в городе не более 300 тыс. жителей. Вся городская инфраструктура была рассчитана также на 300 тыс. человек.
А сегодня Махачкала – самый населенный город в СКФО и самый быстрорастущий из крупных городов России. По официальным данным сегодня численность постоянных (зарегистрированных) жителей Махачкалы составляет более 735 тыс. человек. Вы уже сравнили: 300 и 750? А по неофициальным данным, Махачкала –«миллионник». (В советское время в миллионных городах, помимо разных преференций, строили еще и метро. Не для «понта» — для разгрузки улиц, чтобы «пробок» не было). Ну, а инфраструктурная база нашей столицы – водо-энерго-газоснабжение, канализация, внутренние сети и всякое прочее, между прочим, та, советская. На 300 тыс. человек. Сколько она может выдержать, столько и выдерживает. А нас – миллион. В столичной агломерации с красавцем (пока еще) Каспийском уж точно миллион.
О многочисленных авариях на электролиниях, отключениях «света» и воды в домах махачкалинцев, на предприятиях и в районах республики, «наводнениях» в Редукторном поселке, «мусорных бунтах» Меликов знал по массовым жалобам жителей и во время рабочих поездок в Дагестан в бытность полпредом Президента в СКФО. Знал он о многих других коммунальных, социальных «болячках» жителей республики. Он тогда еще понял, что инфраструктурные ограничения стали системной проблемой, без решения которой невозможно успешное социально-экономическое развитие республики. Ее игнорирование становится серьезным фактором дестабилизации обстановки, орудием в руках злопыхателей для всяких инсинуаций и провокаций. Обо всем этом врио Главы Дагестана Сергей Меликов доложил Президенту Владимиру Путину на первой же встрече с ним. Глава государства одобрил все предложения и просьбы руководителя региона, дал ему еще советы, а Правительству России – соответствующие поручения.
В самом начале своей деятельности врио Главы республики С. Меликов добился проведения в Совете Федерации Дней Республики Дагестан. Выступая на пленарном заседании 3 марта 2021 года, он заострил внимание на сложные проблемы, которые требуют решения федерального центра. Сказал, что в республике сильный износ объектов жилищно-коммунального хозяйства (70-90 процентов), и большая часть жителей лишена качественного водоснабжения. Даже в крупных городах отсутствуют необходимые очистные сооружения. «Целые микрорайоны и даже города периодически остаются без питьевой воды, как произошло осенью прошлого года в Каспийске», — подчеркнул С. Меликов.
Сенаторы также одобрили его просьбу о поддержке принятия отдельной, посвященной Дербенту, подпрограммы в рамках государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа». Это придаст новый импульс развитию социальной и коммунальной инфраструктуры города Дербента.
В итоге, принято Постановления Совета Федерации «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан». (Забегая вперед, скажу, оно сегодня выполняется под контролем Совфеда).
Таким образом, Президент поддержал все предложения С. Меликова по развитию Дагестана и отдал соответствующие поручения, Совет Федерации принял специальное постановление и будет контролировать ход его выполнения. «Мы будем добиваться того, чтобы это Постановление было полностью исполнено», — обещала Председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Проекты уже начали реализовываться.
Но Меликов был бы не Меликовым, если бы на этом успокоился. Тема инфраструктурных ограничений становится постоянной на повестке дня у Главы региона. Он ее поднимает на больших совещаниях в Правительстве РФ, на сессиях парламента и заседаниях Госсовета РФ.
Продвигая жизненно важные для Дагестана проекты, он приглашает руководителей федеральных ведомств в Дагестан, чтобы они сами видели, как решаются проблемы и какая помощь еще необходима со стороны федерального центра. Регулярно докладывает Президенту, как выполняются его поручения.
Своими действиями Сергей Алимович заслужил большое уважение и высокий авторитет со стороны руководства страны, в федеральных министерствах и ведомствах. За честность, чистоту помыслов и человечность. У него налажена обратная связь также с федеральными СМИ, в которых охотно комментирует проблемы республики.
(Продолжение следует)
А. Исмаилов, собкор «Лезги газет»