Проблема родных языков

Дагестан, являясь одним из самых многонациональных регионов России, богат разнообразием культур, национальностей и языков. С каждым десятилетием сохранение и развитие национальных языков становится все актуальнее и значимее. Уникальность этой проблемы в том, что в Дагестане сосуществуют более 30 национальных языков, каждый из которых является ключевым элементом национальной идентичности своего народа. Поддержка и развитие национальных языков в Дагестане является не только вопросом сохранения культурного наследия, но и фактором социальной стабильности и взаимопонимания между различными этническими группами.

Современные родные языки Дагестана сталкиваются с сильным давлением русского языка как государственного языка и основного языка общения в социальной и экономической сферах. Русский язык является более удобным для практического использования, поэтому многие молодые люди предпочитают его использовать вместо своих родных языков.

Эта проблема связана с несколькими факторами. Во-первых, современные родные языки Дагестана сталкиваются с сильным давлением русского языка как государственного языка и основного языка общения в социальной и экономической сферах. Русский язык является языком престижа и более удобным для практического использования, поэтому многие молодые люди предпочитают его использовать вместо своих родных языков.

Во-вторых, существует недостаток качественного учебного материала на родных языках. В школах обычно проводятся уроки родного языка, но учебные пособия и учебники на этих языках часто отсутствуют или недостаточно качественны. Это создает трудности для изучения и развития родных языков.

Кроме того, процесс урбанизации и миграция молодежи в большие города также оказывает негативное влияние на сохранение родных языков. В городах молодые люди чаще сталкиваются с русскоязычной средой и вынуждены использовать русский язык в повседневной жизни, что приводит к ослаблению и вытеснению родных языков.

В связи с этим, необходимо принимать меры по сохранению и развитию родных языков Дагестана. Это может включать в себя создание и распространение качественных учебных пособий и учебников на родных языках, проведение различных мероприятий и праздников, посвященных родным языкам, а также организацию культурных и образовательных программ на родных языках.

Кроме того, важно повысить осознание и гордость среди молодежи относительно своих родных языков и содействовать использованию их в повседневной жизни.

Все эти меры должны быть поддержаны государственными и региональными органами власти, образовательными учреждениями и общественными организациями, чтобы обеспечить сохранение и развитие родных языков Дагестана в разнообразной и богатой культурной среде этого региона.

На расширенном совещании 02.03.2023 по ряду вопросов развития образования под руководством Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова, на тему повышения качества преподавания родных языков в республике премьер-министр отметил, что в последние годы в республике существенно деформировались языковые процессы и это привело к тому, что часть населения утратила владение и пользование родными языками.

«В этой связи нам необходимо с раннего детства приобщать ребенка к ценностям национальной культуры, языку и в этом, в первую очередь, ему должна помочь школа. Наша с вами задача — создать такие условия, чтобы дети заинтересовались родным языком и захотели его изучать.

Необходимо подумать, как высвободить время для изучения родного языка в учебном плане образовательных организаций. Хотя бы 2 часа из 3-х возможных. Нельзя не отметить, что отсутствие в достаточном количестве учебных пособий в школах также затрудняет процесс обучения детей.

Следует проработать вопросы издания и приобретения новых учебных пособий по родным языкам и литературам, истории Дагестана и географии Дагестана.

Отмечу, что в этом году Правительством Республики Дагестан на закупку учебных пособий национально-регионального компонента выделено 220 млн рублей», — обратил внимание глава кабмина.

На сегодняшний день такие предметы, как «Родной язык», «Дагестанская литература», «История Дагестана», «Культура и традиции народов Дагестана», не входят в обязательную образовательную программу, являясь региональным компонентом – каждая школа вводит их в свой учебный план, руководствуясь своими возможностями, и отводит для их изучения столько часов, сколько может себе позволить.

С докладом о том, какая работа проводится по повышению качества преподавания родных языков народов Дагестана в общеобразовательных организациях, выступил министр образования и науки Республики Дагестан Яхъя Бучаев. Бучаев сообщил, что на сегодняшний день в республике функционируют 1403 образовательные организации, из которых 1166 расположены в сельской местности и 237 – в городе, но вместе с тем, он обратил внимание, что были времена, когда обучение в начальной школе в сельской местности велось на родном языке. Однако из-за отсутствия учебников, переведенных на языки народов республики, включенных в федеральный перечень учебников, преподавание в школах начали вести на русском языке.

По словам главы Минобрнауки Дагестана, в общеобразовательных школах республики изучаются 13 родных языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, цахурский, чеченский. Их изучение предусмотрено в обязательной части учебных планов всех образовательных организаций. Родные языки, в том числе русский родной, изучаются на добровольной основе по заявлению родителей.

«В связи с введением с 2018 года учебного предмета «русский родной» родители восприняли содержание этого предмета как углубленный курс подготовки детей к итоговой аттестации, а как следствие – произошло смещение понятия выбора родного языка. Для обеспечения заинтересованности детей в изучении родного языка предполагается целесообразным использование педагогами на уроках родных языков мультфильмов на родном языке», — предложил министр. руководитель Минобрнауки РД рекомендовал главам муниципальных образований проработать вопрос организации в школьных театральных студиях постановки на языках народов Дагестана с привлечением представителей родительского сообщества, работников Домов культуры, студентов ВУЗов факультетов культуры. одним из действенных методов изучения языка является использование метода погружения в языковую среду, которая позволяет лучше понять и язык, и культуру народа.

Одним из способов использование данного метода считаю возможным путем организации профильных тематических смен в детских оздоровительных лагерях республики, посвященной культуре и традициям народов Дагестана, с проведением смены на родном языке.

считаю важным проведение районных, городских торжественных мероприятий для родительского сообщества, посвященных значимости родного языка «Роль семьи в сохранении родного языка, учреждение муниципальных конкурсных мероприятий среди обучающихся на знание родного языка с присуждением ценных подарков», — указал министр.

Также учитывая важность изучения родного языка в современных реалиях, Бучаев попросил глав муниципальных образований до 1 сентября 2023 года увеличить количество учебных часов в неделю на изучение родного языка и родной литературы в школах в соответствии с федеральными образовательными программами.

В целях определения концептуальных основ преподавания родных языков и родных литератур в январе текущего года Минобрнауки РД утверждена Концепция преподавания родных языков и родных литератур в Республике Дагестан на 2023 – 2030 гг.

В 2023 году на закупку учебных изданий национально-регионального компонента предусмотрено 220 млн рублей. В настоящее время нами ведется работа по формированию заказа в издательство «Просвещение»», — констатировал глава Минобрнауки РД.

Как отмечал премьер-министр Абдулмуслим Абдулмуслимов необходимо принимать меры по сохранению и развитию родных языков Дагестана. Это может включать в себя создание и распространение качественных учебных пособий и учебников на родных языках, проведение различных мероприятий и праздников, посвященных родным языкам, а также организацию культурных и образовательных программ на родных языках.

С этой целью была организована международная просветительская акция «Лезги диктант» при участии Лезги Газет, ФЛНКА,Лезгинский культурный центр «Самур» и Министерство по национальной политике и делам религий РД.

Укрепление национального самосознания и языковой идентичности; привлечение внимания СМИ и общественности к проблеме знания языка, вопросам сохранения языков с сокращающимся ареалом употребления;укрепление национального самосознания и языковой идентичности, подобные цели и задачи были поставлены при создании акции.

Место проведения в каждом населенном пункте определялось соответствующей инициативной группой по организации площадки Диктанта. Организаторы так же обеспечивали наличие в помещении всяческих технических возможностей. Подведением итогов занимались специалисты в области лезгинского языка по образцу текста, после чего выставляется оценка по 5-балльной шкале.

По последним данным на центральной площадке участие приняло более ста человек. После подведения итогов можно прийти к выводу что больше половины участников справились с диктантом, но в ближайшее время ожидается рост результатов.

За прошедшие годы акция стала одним из самых масштабных общественно-просветительских проектов в части изучения лезгинского языка, объединив десятки тысяч земляков из различных регионов России, а также Азербайджана, Белоруссии, Казахстана и других стран. Диктант этого года был посвящен 70-летию выдающейся лезгинской поэтессы Седагет Керимовой.

Итоги проведения этой акции ещё раз доказывают важность родного языка который объединяет людей вне зависимости от того где они проживают.

Проблемы сохранения и развития родных языков в Дагестане несут в себе исключительное значение для общественности и будущего нашего многонационального региона. Усилия в направлении сохранения родных языков помогут укрепить культурную идентичность каждого народа и способствуют взаимопониманию и толерантности между различными этническими группами. Необходимо сделать упор на разработку и внедрение программ по обучению родному языку, созданию учебных материалов и поддержке национальных культурных центров. Кроме того, важно содействовать использованию родных языков в общественной сфере, включая сферу делового общения, СМИ и государственных учреждений. Только совместными усилиями государства, общественности и народов Дагестана можно достичь прогресса в сохранении и развитии родных языков, что будет способствовать культурному разнообразию и взаимопониманию в наше уникальном регионе.

Амина Мирземагомедова, 

студентка