Методы воспитания — ведущие средства народной педагогики. Без своевременного познания, тщательного осмысления и понимания сущности методов народ не представляет воспитание человека. В народной педагогике Дагестана сконцентрированы целый комплекс веками апробированных методов воспитания, в их числе: методы убеждения, методы принуждения, методы стимулирования, методы подведения итогов воспитания и воспитанности.
Придавая силу методам убеждения, народ как бы скрепил понятие «убеждение» с понятием «язык». Например, в лезгинском языке «Ч1алал атун» означает и «научиться языку», и «убедиться», или же «ч1алал къвезва» — «осваивает язык», «понимает» и т. д. С целью глубокого познания детьми окружающего мира, формирования их сознания, чувств и поведения, народные воспитатели пользуются различными методами.
Один из самых распространенных методов убеждения—это этическая беседа. Народная педагогика Дагестана судит о воспитателе по тому, как он беседует с детьми. Беседа с детьми, как педагогическая забота всего общества, вписана в обязанность каждого взрослого. Метод беседы основывается на умении воспитателя своевременно определять предмет беседы, доходчиво и увлекательно (умело используя культуру языка, мимику, жесты, темп, тон, настроение) сообщать в своей речи то, что неведомо собеседнику.
Сфера применения этической беседы безгранична: ею пользуются для воздействия на сознание человека, начиная с колыбельного возраста до старческих лет, как в семье, так и в обществе.
Эффективным средством беседы с колыбельным ребенком выступают ласковая материнская речь, нежные звуки, колыбельные мотивы, понятные только матери и ребенку шутки. Наблюдения исследователей показывают, что «мимика, жесты, поза, интонации голоса ухаживающих за ребенком взрослых очень рано приобретают для него сигнальное значение, порождая у младенца ряд переживаний и чувств, имеющих условно рефлекторный характер. Так, уже полуторамесячный малыш реагирует на разную интонацию матери, на смену выражений ее лица и в какой-то мере улавливает, одобряет она его, или же осуждает. Подобное реагирование обогащает младенца первыми опытами простейшего самоограничения и саморегулирования. Он научается в ответ на внешний сигнал затормаживать крик и другие внешние проявления своих органических переживаний, произвольно осуществлять разнообразнейшие движения.
Нужно только видеть, как горянки—выразители великой материнской души — беседуют с еще не познавшим языка ребенком. Они реагируют, находят слова буквально на каждое движение ребенка. И ребенок отвечает на слова, мимику, ласку матери по-своему: улыбкой, движениями, звукосочетаниями, нежным-лепетом выражает удовлетворение, «задает вопрос», криком требует «ответа», повтора приятной беседы. Такие беседы, по мнению горянок, обязательны. Они будят «спящее» сердце ребенка, извещают его об окружающей красоте мира, открывают ребенку добрые чувства.
В беседах с детьми младенческого возраста матери используют своеобразную, доступную младенцам лексику. Так матери-лезгинки часто прибегают к «детским» словам: бах (мать), дах (отец), кцу (собака, щенок), тер-тер (пешочком), сюсю, муму (корова, теленок) и т. п. В этой словесной ласке матерям видится более доступный путь объяснения и внушения детям определенных знаний и качеств, которые необходимы в раннем возрасте.
С семи лет и далее при беседе с детьми народные воспитатели переходят на общепринятую, серьезную речь. Эти беседы имеют уже свою «завязку», «кульминацию» и «развязку», в них логически последовательно сообщаются конкретные знания и элементарные нравственные нормы, раскрываются виды трудовой деятельности, правила игры с ровесниками и многое другое. Вот, например, беседа старика Рамазана с приезжими из города внуками:
— Молоко выпили?—Да.
—Вкусное?—Да.
— Откуда, по вашему, у нас молоко?
— Корова дала.
— А что вы дали корове?
— Ничего…
— Вот видишь, мы все ели, пили, а корову забыли. Если так, то завтра и мы не получим молока.
— Почему?
— Голодная корова молока не дает.
— А что нам делать?
— Надо кормить корову.
—А чем ее кормить?
— Сеном.
— А еще что нужно корове?
— Вода.
—А еще?
—Комбикорм
—А еще?..
Таким образом, беседа дедушки побуждала детей, мало знакомых с сельским трудом, к познанию своих обязанностей. Организованные, одухотворенные беседой, дети быстро и активно включались в работу.
С особой тщательностью подбирается в народной педагогике повод для беседы с детьми подросткового и старшего возраста. Чаще всего таким поводом становятся детские вопросы, требующие неотложного ответа, детские поступки и действия, явно выражающие отклонения от норм общественного поведения. Право на беседу с «нарушителем» имеет в горах каждый старший в семье, в роду, в ауле, и, наконец, вообще старший по возрасту, ибо, как считают в народе, каждый взрослый обязан чувствовать ответственность за молодое поколение — будущее общества. Беседы с детьми подкрепляются примерами из личной жизни воспитателя, родителей воспитуемого, тех, чьим именем наречен воспитуемый. Слова взрослого: «В таких случаях твой брат (отец, дедушка) поступал так, вел себя так», — будят сознание ребенка. Беседы о том, что человек должен есть соответственно мере своего труда, проявлять те нравственные и физические качества, которые обязательны в его возрасте, о достойном поведении в каждом отдельном случае считается необходимым проводить в семье или на годекане аула почти ежедневно. Беседы подкрепляются поучительными пословицами: «Сидя дома, хлеба не найдешь» (лезг.), «Если обидеть, и муравей кусается», «Кто всегда говорит «мне», у того друзей не бывает» (дарг), «Человек без образования слеп» (лезг.) и т. д.
Народная педагогика нашла благоприятные, широко аудиторные формы проведения этических бесед, по вопросам женского воспитания беседы проводятся, например, по дороге на родник и у родника, в сельских пекарнях, на мероприятиях коллективной женской помощи по чистке шерсти, изготовлению ниток для ковров и сумахов Такие беседы не являются помехой труду, ибо речь ведется о женской красоте, чести, работе. Здесь сообща, по достоинству оценивают совестливых, образцовых в поведении и труде, примерных в физическом и нравственном отношениях женщин, девушек, девочек.
Мужские беседы проводятся, как правило, на годеканах и мужских вечеринках. Они касаются вопросов достойного поведения, трудового или боевого героизма, патриотизма односельчан, физических и эстетических качеств личности, сказочных и эпических героев.
Народ выработал особые средства и приемы, предельно повышающие эффективность сообщаемого. Замечая «методику» беседы горских рассказчиков, декабрист А. Бестужев-Марлинский писал: «Сказочники их большие говоруны и нарядные шуты—присвистывают, щелкают, меняют голос, примешивают к сказке стихи и пение, смешат приговорками, иногда забавными».
Народная мудрость, по-своему подчеркивая значимость беседы, как метода воспитания, гласит: «Ребенку нужно не наказание и меч, а открытое лицо, щедрая рука и приятная речь» (лезг).
В беседах с детьми раскрывается смысл тех или иных физических действий, трудовых операций, сообщаются целесообразные приемы в труде, в игре, в охоте, характеризуется образцовое поведение в обществе, в семье, в присутствии взрослых и т. д Обычно это осуществляется параллельно с показом того, как должно выполняться то или иное действие, в чем должен проявляться тот или иной характер.
В народной педагогике показ мыслится как метод, в основе которого находится наглядность. Он встречается как наиболее продуктивный метод животноводов, земледельцев, ремесленников, ковроделов, мастеров керамики. Подчеркивая эффективность показа в практике обучения и воспитания детей, народные пословицы гласят: «Один раз увиденное лучше два раза услышанного» (лезг.), «Виденное лучше слышанного» (лак.).
В трудовом воспитании показ практикуется в двух направлениях: во-первых, взрослые в процессе работы предоставляют детям возможность наблюдать, что и как они делают (как обращаются с домашними животными и птицей, держат инструмент, с чего начинают работу, при каких обстоятельствах она завершается удачно); во-вторых, взрослые показывают детям, что и как им делать, вручают инструмент и учат как с ним обращаться, с чего начинать работу и что должно явиться ее результатом. В первом случае показ выступает только как средство наглядности в трудовом обучении, а во втором показ уже включает действие самого ребенка.
Разъяснение и показ, выступающие параллельно, содействуют пониманию детьми смысла выполняемых операций, способствуют их подготовке к сознательному выполнению работ. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминает: «В 1949 году аварская газета опубликовала мою поэму «Год моего рождения». Газета, естественно, побывала в руках отца, и вот я обнаружил экземпляр этой газеты с карандашными пометками. Оказывается, отец внимательно прочитал мою поэму и очень многие строки переделал на свой лад. Легко было заметить, что отец заменил мои наиболее сложные метафоры, наиболее броские сравнения. В строках, написанных поверх моих строк, отец старался выразиться проще, яснее, доходчивее». Так по традиции народной педагогики заботливые отцы буквально во всех сферах жизни должны учить детей, контролировать их действия, но никогда не подменять их собой, не сдерживать их творчества.
В целях нравственного воспитания широко используется в народной педагогике житейская и философская мудрость, отраженная в надписях на предметах (на дверях, воротах, каминах, светильниках, кинжалах, рогах, седлах, бурках, колыбелях), к которым ежедневно прикасается горец. Каждая надпись (на женском кулоне — «Истинная красота не снаружи, а внутри», на чернильном приборе — «Не черни белое», на ноже для разрезания книг—«Я прорезаю путь к знаниям»; на кувшине—«Я утоляю жажду многим путникам до того, как вновь превращусь в глину» и т.д), начиная с надписи на колыбели и до надписи на могильном камне,—это желание и стремление народа передать детям и молодежи самые сокровенные для старших поколений качества, внушить им чувства любви, доброты, преданности, смелости, отваги, честности и правдивости, донести подлинный смысл вещей и явлений. Надписи выполняют в народной педагогике функцию своеобразной наглядной агитации, призывающей человека к нерушимости социально архи значимых нравственных норм.
Эффективное воздействие оказывает на детей показ и рассказ о народных памятниках людям, совершившим героические подвиги, верно служившим Родине, правде, народу. Детей часто заинтересовывают словами: «Здесь лежит меч богатыря Шарвили» (Ахты), «Тут похоронен народный заступник Хочбар» (Хунзах), «На этом месте сражалась Парту-Патима (Кумух), «С этой скалы бросился тот, кто не хотел сдаться врагу», «У этого очага сидели еще твои предки», «Из этого родника пили храбрые люди» и др.
Предметом семейной гордости и средством передачи детям благородного опыта старших служат орудия труда деда, бабушки, отца, матери: «Отец получил его от деда, я от отца, пользуйся им достойно». Общественные сооружения (мосты, родники, мельницы, бани, дороги), построенные бескорыстными мастерами за счет личных сбережений, служат в народе памятными реликвиями, показ которых формирует у детей чувство долга перед народом.
Таким образом, метод показа в сочетании с разъяснениями и этической беседой способствует более глубокому восприятию окружающего мира и взаимоотношений людей в нем.
Метод разъяснения в народной педагогике проявляется в виде суждений о необходимости применения тех или иных приемов в труде, в игре, в танце, соблюдения достойного поведения среди старших, сверстников, младших, в различных ситуациях жизни. Средствами разъяснения служат народные пословицы, поговорки, рассказы и сказки, легенды и предания, содержащие совета и пожелания детям и молодежи: «Без горя не сетуют, без радости не смеются», «Взявшись умело, можно и снег спалить», а без умения—дело загубить» (дарг.), «Чтобы узнать, как глубока река, бросают камень» (лак.), «Чем жить бесчестно, лучше умереть с честью» (лезг.).
Разъяснение как метод воспитания применяется в ответ на различного рода «почему?», «как?», «зачем?», «когда?» и др. Опытные воспитатели не оставляют без внимания вопросы детей. Потомственный животновод Муса Ханамиров рассказывает: «На мои наивные вопросы в возрасте 5—6 лет отец отвечал:
— Почему овец и ягнят пасут раздельно?
— Чтобы люди и ягнята могли досыта пить молоко.
— Почему стало темно?
— Потому что солнце ушло отдыхать.
— Почему пчела кусается?
— Потому что ты ее обидел.
— Почему, когда заходит дедушка, ты встаешь?
— Потому что он старший в семье и т. д.
С возрастом вопросы детей усложняются и требуют более продуманного разъяснения. Например, на вопрос «Как можно внушить детям мысль о необходимости взаимопомощи и взаимоподдержки?» аксакал Мустафаев Узден ответил: «Подходишь с ребенком при случае к муравейнику и показываешь ему, как муравьи «ласкают», «обхаживают» и тащат к себе в «дом» слабых, покалеченных муравьев, спрашиваешь: «Насекомые, животные делают так, а люди как должны поступать?». Разъяснение путем показа является наилучшим методом развития сознания, чувств и поведения воспитуемых.
Очень часто, когда невозможно или неудобно сказать ребенку правду, народ прибегает к намеку, т. е. к косвенному разъяснению того, каким должно быть примерное поведение. Например, чтобы показать человеку неуместность его вымогательства, говорят: «Кто суп ест, у того под поясом должна быть ложка». Сила намека заключается в том, что он не ущемляет интересы человека, не унижает его, но вместе с тем доходчиво дает знать, что позволительно, а что неуместно. Намек как прием разъяснения используется с учетом возраста и индивидуальных особенностей человека.
«Ворчанием наскучишь, примером научишь», «Добрый пример лучше ста слов», «Пример лучше правила»,— так выражается большая педагогическая правда другого народного метода — примера, основанного на многовековых наблюдениях и приметах трудящихся. Воспитательную силу примера народ объясняет склонностью детей к подражанию. Труженики замечают, что дети, не имея жизненного опыта, присматриваются к поступкам взрослых и копируют их. Перенимают дети даже походку, манеры, речь взрослых. Поэтому народная педагогика считает, что, не являясь примером воспитанности, — нельзя воспитать и других: «Храпеть поросята учатся у матери» (лак.), «Ложка черпает то, что находится в чашке» (лезг.), «Ребенок часто нрав отца перенимает, повадку чабана овца перенимает», «Если двух коней привязать вместе, они друг у друга или масть переймут, или характер» (общедаг.).
Мудрые народные воспитатели считают, что моральные требования, предъявляемые к детям и молодежи, тогда могут дать ожидаемые результаты, когда они подкреплены конкретными примерами поведения людей. Поэтому в фокусе детского внимания всегда стремятся держать только положительные примеры. Потомственный земледелец М. Багандалиев вспоминает: «Я не помню случая, чтобы он (отец—Ш.М.) читал нам нравоучения. Он воспитывал нас собственным примером, порой, быть может, и не думая о том, что воспитывает. Эти отцовские уроки… я не забуду никогда». В дружных семьях за обедом, как бы подводя итоги первой половины дня, родители говорят: «Сегодня до обеда то-то сделали, а после надо следующее», «Сегодня ты вел себя так-то, а следовало по примеру ровесника, отца, деда». Пример родителей, подкрепляемый деловыми беседами, выступает эффективным методом нравственного воспитания.
Народная педагогика убеждена, что значительное влияние на ребенка оказывает пример его товарищей и друзей. Пословицы «С кем поведешься, от того и наберешься», «Скажи, кто твой друг, я скажу, кто ты», в своей интерпретации почти у всех дагестанских народностей говорят о том, что заботливые воспитатели стремятся к тому, чтобы их воспитуемые имели хорошее окружение, держались ближе к благовоспитанным людям.
Глубоко осознавая педагогическое значение положительного примера, народ старается оберегать детей от воздействия отрицательных фактов. Пресекая отрицательные примеры укорами: «Как ты мог при ребенке допустить такое?», «Постыдись ребенка!», «Не запомнит ли ребенок твои слова на всю жизнь?» — народные воспитатели побуждают людей к положительным образцовым поступкам.
Важную роль в методах народной педагогики играют упражнения. Под упражнением понимается создание для воспитуемых условий, которые позволяют им, сознательно повторяя определенные действия, добиться общественно значимых результатов, расширить свои знания. К упражнению, как методу воспитания, в народе обращаются очень рано. Детей упражняют в том, как правильно сидеть за столом, брать в руку ложку, хлеб, приветствовать, встречать и провожать гостей, ухаживать за родителями и немощными, выполнять поручения старших и др. Сознательное выполнение этих действий подкрепляют указаниями, советами, замечаниями, пожеланиями и требованиями родителей. Эффективность упражнений во многом зависит от определенности и конкретности заданий, их посильности, сознательной направленности к цели, учете возраста детей. Получив в семье тщательно разъясненное задание, приученные дети сознательно стремятся выполнять его ежедневно: в одно и то же время выводят домашний скот в поле, своевременно встречают его с пастбища, в определенные часы занимаются своими дневными и вечерними играми и т.д. Такая регламентация помогает детям без особого труда чередовать труд и игру. Ежедневное повторение одних и тех же действий приучает и к необходимости и полезности раннего подъема, уборки за собой и по дому, ухода за домашними животными, помощи родителям и старшим и т.д.
Подростки включаются в более сложные упражнения, связанные с работой землепашца (запрягать и распрягать быков, веять на току зерно, укладывать скирды, вязать снопы…); животновода (кормить, доить овец, стричь шерсть, свежевать и разделывать тушу); ремесленника (точить инструмент, клепать, лудить…) и т.д. Эффективность же этих упражнений повышается за счет наглядного показа, попутного разъяснения. Такие упражнения лучше прививают детям необходимые качества, убеждают их в правильности выдвигаемых требований, с малых лет учат их искусству разумного жизнеустройства человека.
Таким образом, прогрессивный народный опыт использования методов воспитания в практике, многообразен и весьма поучителен. Прибегая в процессе воспитания к их помощи, трудящиеся формировали сознание воспитуемых, обогащали их разум гуманными приемами, развивающими детское мышление (этическая беседа), зрительную память (показ), суждения (разъяснение), сеяли с ранних лет истоки доброты (пример), прививали навыки жизнеустройства (упражнения).
Народные методы воспитания в совокупности простых содержательных и доступных приемов (беседа с детьми колыбельного, младенческого, подросткового возраста, использование богатства родного языка, слов материнской ласки, пословиц, поговорок, загадок, выбор широко аудиторных форм беседы; показ и демонстрация этических надписей, именных сооружений, памятников, трудовых реликвий и т. д.) — это колоссальный, самый досягаемый воспитателю социально значимый резерв народного воспитания. Подключение народных методов к практике дошкольного, школьного и внешкольного воспитания поможет педагогам, родителям и всей общественности вырастить детей-будущих граждан страны внутренне убежденными, раскрепощенными, творчески мыслящими и внимательными, как к себе, так и к жизни и деятельности каждого человека и общества в целом.
(продолжение следует)
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ