Культура общения – тропа к человечности

Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия, как показывает жизнь, оборачива­ются  неисчислимыми трудностями межличностного взаимопонимания, а порою бедами.

Общество наше, особенно в последние десятилетия посто­янно испытывает духов­ное  голодание,   оно упорно и с большой надеждой запрашивает общече­ловеческие ценности, видит в них единственно верную, ис­торически   надежную опору духовно-нравственного оздоровления всех сфер человеческой деятельности.

Практически нет сегодня номера га­зеты или журнала, радио и телепередачи, где бы в той или иной мере ни было призыва к  возрожде­нию и сохранению исторического наследия, материальной и духовной культуры,  самобытных прог­рессивных традиций, обычаев народа. Уже на самом высоком государственном уровне приняты законы, требующие максимально бережного отношения к исконной культуры каждого конкретного народа многонациональной России. Свидетельством тому поправки к Конституции России, где сказано: «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст.67.1,), «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69). Чрезвычайная важность неотложного решения проблемы усиливает  указ Президента России В.В. Путина от 30 декабря 2021 года «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», где даны четкие рекомендации для «сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации». Все это, как прямая забота о культуре страны, безмерно радует граждан, стремящихся к духовно-нравственному оздоровлению, единению и сплочению нашего многонационального общества.

В современных условиях ежедневная жизнедеятельность страны, разумеется и нашей республики, очевидно показывает, что многие граждане довольно смутно представляют себе и придерживают как нацио­нально специфические, так и общечеловеческие  ценности, не испытывают к ним необхо­димых положительных чувств, не знают их ни по форме, ни по содержанию.  Как следст­вие, не в силах хоть как-то использовать их в своей дея­тельности — интеллектуальной, трудовой, общественной, организаторской досуговой и т.д.

Возьмем самый простейший пример. Всеми будто бы безусловно признается такая общечеловече­ская ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его сознавать, осмысливать и проявлять в строгом соответствии с жизнедеятельными нормами и требования­ми народа. Ощущается острая нехватка чувств, знаний, уме­ний, и навыков. Как следствие всего этого в обществе появляются заброшенные дети, старики, постоянные экс­цессы в общении с людьми в быту,   на производстве   и т.д. Оказывается, нужна целенаправленная специальная подготовка детей к уважению и почитанию близких  в семье,  учителей и учащихся в школе, окружающих людей в обществе.

Или возьмем другой пример. Мы часто становимся очевид­цами неправильного, порою даже грубого обращения людей друг к другу. Иной молодой человек неподобающе обращается к девушке, покупатель к продавцу, пассажир к водителю, младший к старшему. Порою неприятно слышать, как некоторые юноши и девушки, обращаясь к водителю маршрутного такси, грубо требуют «На остановке останови!», «Останови, сказал!», вместо вежливого обращения: «Остановите, пожалуйста, на остановке!».  Умение тактично, деликатно подойти друг  к другу — это не отличие  какого-то одного поколения, не признак одного времени. Это продуманный и оправданный веками мораль­ный устой человеческого общежития. Нарушая или игнорируя его, мы, как кому то кажется, возвышаем себя, а на самом деле, унижаем окружающих.

В культуре народов Дагестана издревле присутствуют слова выражения почтения к народу — «джамаат», к гостю — «ку­нак». «Здравствуй, брат моего отца!», «Здравствуй, сестра мо­ей матери!» обращаются благо­воспитанные лакцы друг к другу. Об­щеизвестно, насколько прочно скрепляют  такие обращения людские отношения. Все наро­ды Дагестана, все заботливые родители буквально с колыбе­ли учат детей наставлениями: «Дядей назови», «Тетей назови», «Сестрой назо­ви», «Братом назови» и т.д. Это – величайшие семена поистине человеческой доброты, вежливости и благовоспитанности.

Прогрессивная прак­тика воспитания детей трудя­щихся масс Дагестана веками выработала и располагает многочисленны­ми формами, методами и приемами уважительных, вежливых, корректных и жизне­стойких обращений. Вы­соко ценятся, например, у лезгин вежливые слова «халу», «ими», «дайи» (дядя), «буба» (дедушка, отец), «арха», «стха» (брат); «хала», «эме» (тетя), «бажи», «диде» (бабушка, мать), «вах» (сест­ра); «хтул» (внук, внучка), «хва» (сынок), «руш» (дочень­ка) и т.д.

Опыт старших   поколений убеждает, что умелые советы и наставления обеспечива­ют должный нравственный на­строй жизни, способствуют вза­имопониманию, стимулируют созидательную деятельность че­ловека.  Обращение «кунак», например, веками создавало в горах прочные  связи поколе­ний: кунак деда становился ку­наком отца, сына, внука, пра­внука.

До сих пор нельзя без волнения читать «Обращение старейшин Дагестана», прозву­чавшее в годы Великой Отечественной войны: «Братья и сестры, горцы! Поднимайтесь на священную войну! И стари­ки, и женщины, и дети должны быть бойцами!».  Это обращение стало двигателем высоких патриоти­ческих чувств, сознания и поведения. Таких примеров из жизни старших поколений можно привести сотни. Они сконцентрированы в произведе­ниях устного народного твор­чества, свято берегутся в на­родном сознании. Все это гово­рит об обязательности вежли­вых обращений, как поистине святых и незыблемых норм человеческого общежития.

Сегодня юное поколение да­гестанцев, располагая техническими средствами массовой информации, имеют больши­е возможности усвоения лучших традиций братских на­родов страны. Общенародные этические нормы требуют, что­бы на «ты» обращались лишь к близким  людям — друзьям, родственникам, и то лишь к тем, кто по возрасту младше нас или ровесник. «Ты» как бы подчеркивает общность взгля­дов, интересов, желаний и на­строений, которая объединяет близких по мировоззрению  и характеру людей.

Ни признание в обществе, ни служебное положение, никакие материальные и должностные привилегии, не дают права на обращение к подчи­ненным и  старшим в форме фамильярного «ты».  Нередко встречающееся «тыканье» со стороны руководителей в ад­рес подчиненных нельзя расце­нивать иначе, как барское от­ношение к людям, желание по­казать несуществующее превос­ходство над окружающими.

Наиболее достойной воспи­танного и культурного челове­ка формой вежливого обраще­ния к посторонним  считается «Вы». Богатые этические нормы русского языка позволяют без­ошибочно выбирать соответст­вующие различным ситуациям формы обращения. На производстве,  на службе, независимо от возрас­та, благоразумно и оправданно обращаться друг к другу  по имени и отчеству. В правовых учреждениях, в общественных местах к незнакомым — «граж­данин», «гражданка».

Обращаясь к кому-либо, мы первым же нашим словом ха­рактеризуем себя,  свое отно­шение к  людям. Вот почему некрасиво обращаться: «Девушка» к пожилой продавщице за  при­лавком. Все это с успехом может заменить уважительные  «Будьте добры!», «Будьте любезны!», «Сделайте одолжение, пожалуйста!». Почему-то мы стали забывать замеча­тельное слово «Товарищ». Пра­вильно произнесенное, оно оди­наково хорошо звучит и с три­буны, и при обращении с прось­бой, и в разговоре с посторон­ним, ибо рекомендует говоря­щего, как человека, доброже­лательно настроенного к окру­жающим.

Нравственные принципы  использования в обществе всех форм вежливого обращения подробно описаны в популяр­ных книгах «Как себя вести» В. Пажина и И. Аасамаа. На наш взгляд, курс «Этика» (на­ука о поведении) должен пре­подаваться как в школах, так и обязательной дисциплиной при профессиональной подготовке педагогов в колледжах и вузах. Ведь был же он обязательным даже  в Древней Греции, Риме, изучался вплоть до XIX века. Почему же сейчас этике учат лишь ро­дители, кто как может? Это важное дело нельзя отдавать на самотек.

Сегодня, в дни всенародной заботы о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, ни одна  эф­фективная форма, метод, средство  воспитания и обучения вежливому обращению не может игнорироваться. Общение людей на производстве, в об­щественной жизни, быту, семье, на досуге должно подчи­няться высоким общепринятым нормам человеческой морали.

Чтобы решить сегодня эту предельно назревшую, архиважную задачу — повсемест­но восстановить общечелове­ческие ценности, многообразие национальной  и общенарод­ной культуры, чтобы вернуть естественные, исторически  праведные функции прогрес­сивных народных традиций и обычаев, нужно серьезно ра­ботать всем, кому небезраз­лична дальнейшая судьба сво­их детей, родных и близких, своего народа,   республики, государства. Необходима глу­боко продуманная, тщательно и  всесторонне   взвешенная программа   по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов  народ­ной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.

Культура народов Да­гестана уникальна. Не берусь судить о том, ко­му в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попыта­юсь лишь высказать некото­рые  соображения отно­сительно педагогической культуры — самой главной, на наш взгляд, неотъемлемой части культур­ного наследия всех народов Дагестана.

Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регу­лировала становление и раз­витие   всей   национальной культуры,  но и выполняла свою естественную функцию — формировала  конкретное национальное сознание, чув­ства и поведение подрастающего поколения,   создавала психологию образцовой лич­ности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем раз­витии народная педагогика по крупицам собирала прогрес­сивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у чело­века гуманного отношения к людям, растительному и жи­вотному миру, к обществу. Она создавала  педагогическую память народа, подкреп­ляя ее надежным регулято­ром — здоровым обществен­ным мнением.

Без осмысления  богатого наследия народной педагоги­ки нельзя представить совер­шенного гражданина, а  тем более родителя, воспитателя, учителя.

Между тем наши многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что многие педаго­гические кадры в своем по­давляющем большинстве не имеют даже  маломальских знании, умений и навыков по народной педагогике.  Более того, мы годами недооцени­вали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, образцовых благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям  и национальной психологии ре­комендации.  Как следствие этого, сегодня повсеместно  падает престиж учителей и воспитателей.

В этой годами, десятилети­ями ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали  в свое время слова бывшего министра образования РД  Б.С. Гаджиева в первом номере газеты «Учитель Да­гестана»: «Мы хотим вернуть­ся к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и мо­жет исцелить человека   от многих болезней».

Условия, в которых ныне минис­терство предпринимает   по­пытку возродить народную педагогику и культуру, действительно, не­легкие. Настоящих знатоков народного культурного и педагогического наследия в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой  преклон­ный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, доб­рых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педаго­гики и традиционной народной культуры. Советы старожилов в населенных пунктах, кабинеты и кружки на­родной культуры и педагогики в образовательных организациях республики могли быть добрым началом большой работы.

Возрождение народной пе­дагогики трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских истори­ков, археологов, культурологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрый опыт и традиции да­гестанской народной педаго­гики в определенной степени можно познать из трудов ученых А. Алиева, М. Асельдерова, М. Дибирова, Т. Саидова, Б. Шейховой, З. Якубова и других. К сожале­нию, эти работы носят сугубо научный характер и изданы в свое время мизерным тиражом. Нынче они большая редкость.

Сегодня в вузах и общеобразовательных организациях республики плодотворно работают исследователи народной педагогики и культуры, ученые Б.Ш. Алиева, З.М. Магомедова, Р.И. Омарова, С.Г. Цахаева, С.А. Халипаева и другие.  Наличие в республике ис­следователей народной педа­гогики, на мой взгляд, позво­ляет Минобнауки РД рационально использовать их по­тенциальные возможности, ко­ординировать и направлять их научные силы и находки в возрождении педагогического наследия всех без исключения на­родов Дагестана. Таким коор­динирующим педагогическим центром является сектор педаго­гики, открытый недавно при Дагестанском НИИ школ имени А. А. Тахо-Годи. Создание та­кого сектора как нельзя луч­ше отвечает коренным интере­сам народов Дагестана, ожидающих от ученых не столь­ко теоретического освещения народной педагогики, сколь­ко конкретных  практических рекомендаций. Ключевой темой исследования сектора утверждена «Народная педагогика — основа этнокультурного воспитания личности».

Сектор педагогики готов сконцентри­ровать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать   поиско­вые, исследовательские и ав­торские группы,  определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную кар­ту-проспект возрождения це­лостной системы  народного воспитания,   образования  и управления в народной педа­гогике Дагестана. Сектор направляет свои усилия на решение неотлож­ных задач по подготовка учебников по культуре и истории родного края, учебно-методических пособий по эт­нической культуре, педагоги­ке и психологии, по разработке факультативов, спецкурсов, спец семинаров по просвещению родителей, учителей, населе­ния и многое другое.

Народ изрядно устал от истории в цифрах и хро­нологии, ему нужна жи­вая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и на­родов Дагестана. Ему нужны не сиюминутные  показатели количествен­ного роста и эпизодической работы учреждений культу­ры, а самобытная   культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зре­нием.

Без возрождения народной педагогики не может быть полного народного образова­ния, духовного становления, со­циально-экономического, идей­но-политического обновления республики и страны. Народная педагогика — ве­ками испытанная тропа к оче­ловечиванию людей.

МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики Дагестанского НИИ педагогики имени А.А. Тахо-Годи,

профессор ДГПУ