Историческое беспамятство, потеря чувства традиции, ответственности за сохранение и развитие культурного наследия, как показывает жизнь, оборачиваются неисчислимыми трудностями межличностного взаимопонимания, а порою бедами.
Общество наше, особенно в последние десятилетия постоянно испытывает духовное голодание, оно упорно и с большой надеждой запрашивает общечеловеческие ценности, видит в них единственно верную, исторически надежную опору духовно-нравственного оздоровления всех сфер человеческой деятельности.
Практически нет сегодня номера газеты или журнала, радио и телепередачи, где бы в той или иной мере ни было призыва к возрождению и сохранению исторического наследия, материальной и духовной культуры, самобытных прогрессивных традиций, обычаев народа. Уже на самом высоком государственном уровне приняты законы, требующие максимально бережного отношения к исконной культуры каждого конкретного народа многонациональной России. Свидетельством тому поправки к Конституции России, где сказано: «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст.67.1,), «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69). Чрезвычайная важность неотложного решения проблемы усиливает указ Президента России В.В. Путина от 30 декабря 2021 года «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России», где даны четкие рекомендации для «сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации». Все это, как прямая забота о культуре страны, безмерно радует граждан, стремящихся к духовно-нравственному оздоровлению, единению и сплочению нашего многонационального общества.
В современных условиях ежедневная жизнедеятельность страны, разумеется и нашей республики, очевидно показывает, что многие граждане довольно смутно представляют себе и придерживают как национально специфические, так и общечеловеческие ценности, не испытывают к ним необходимых положительных чувств, не знают их ни по форме, ни по содержанию. Как следствие, не в силах хоть как-то использовать их в своей деятельности — интеллектуальной, трудовой, общественной, организаторской досуговой и т.д.
Возьмем самый простейший пример. Всеми будто бы безусловно признается такая общечеловеческая ценность, как уважение. Но лишь немногим удается его сознавать, осмысливать и проявлять в строгом соответствии с жизнедеятельными нормами и требованиями народа. Ощущается острая нехватка чувств, знаний, умений, и навыков. Как следствие всего этого в обществе появляются заброшенные дети, старики, постоянные эксцессы в общении с людьми в быту, на производстве и т.д. Оказывается, нужна целенаправленная специальная подготовка детей к уважению и почитанию близких в семье, учителей и учащихся в школе, окружающих людей в обществе.
Или возьмем другой пример. Мы часто становимся очевидцами неправильного, порою даже грубого обращения людей друг к другу. Иной молодой человек неподобающе обращается к девушке, покупатель к продавцу, пассажир к водителю, младший к старшему. Порою неприятно слышать, как некоторые юноши и девушки, обращаясь к водителю маршрутного такси, грубо требуют «На остановке останови!», «Останови, сказал!», вместо вежливого обращения: «Остановите, пожалуйста, на остановке!». Умение тактично, деликатно подойти друг к другу — это не отличие какого-то одного поколения, не признак одного времени. Это продуманный и оправданный веками моральный устой человеческого общежития. Нарушая или игнорируя его, мы, как кому то кажется, возвышаем себя, а на самом деле, унижаем окружающих.
В культуре народов Дагестана издревле присутствуют слова выражения почтения к народу — «джамаат», к гостю — «кунак». «Здравствуй, брат моего отца!», «Здравствуй, сестра моей матери!» обращаются благовоспитанные лакцы друг к другу. Общеизвестно, насколько прочно скрепляют такие обращения людские отношения. Все народы Дагестана, все заботливые родители буквально с колыбели учат детей наставлениями: «Дядей назови», «Тетей назови», «Сестрой назови», «Братом назови» и т.д. Это – величайшие семена поистине человеческой доброты, вежливости и благовоспитанности.
Прогрессивная практика воспитания детей трудящихся масс Дагестана веками выработала и располагает многочисленными формами, методами и приемами уважительных, вежливых, корректных и жизнестойких обращений. Высоко ценятся, например, у лезгин вежливые слова «халу», «ими», «дайи» (дядя), «буба» (дедушка, отец), «арха», «стха» (брат); «хала», «эме» (тетя), «бажи», «диде» (бабушка, мать), «вах» (сестра); «хтул» (внук, внучка), «хва» (сынок), «руш» (доченька) и т.д.
Опыт старших поколений убеждает, что умелые советы и наставления обеспечивают должный нравственный настрой жизни, способствуют взаимопониманию, стимулируют созидательную деятельность человека. Обращение «кунак», например, веками создавало в горах прочные связи поколений: кунак деда становился кунаком отца, сына, внука, правнука.
До сих пор нельзя без волнения читать «Обращение старейшин Дагестана», прозвучавшее в годы Великой Отечественной войны: «Братья и сестры, горцы! Поднимайтесь на священную войну! И старики, и женщины, и дети должны быть бойцами!». Это обращение стало двигателем высоких патриотических чувств, сознания и поведения. Таких примеров из жизни старших поколений можно привести сотни. Они сконцентрированы в произведениях устного народного творчества, свято берегутся в народном сознании. Все это говорит об обязательности вежливых обращений, как поистине святых и незыблемых норм человеческого общежития.
Сегодня юное поколение дагестанцев, располагая техническими средствами массовой информации, имеют большие возможности усвоения лучших традиций братских народов страны. Общенародные этические нормы требуют, чтобы на «ты» обращались лишь к близким людям — друзьям, родственникам, и то лишь к тем, кто по возрасту младше нас или ровесник. «Ты» как бы подчеркивает общность взглядов, интересов, желаний и настроений, которая объединяет близких по мировоззрению и характеру людей.
Ни признание в обществе, ни служебное положение, никакие материальные и должностные привилегии, не дают права на обращение к подчиненным и старшим в форме фамильярного «ты». Нередко встречающееся «тыканье» со стороны руководителей в адрес подчиненных нельзя расценивать иначе, как барское отношение к людям, желание показать несуществующее превосходство над окружающими.
Наиболее достойной воспитанного и культурного человека формой вежливого обращения к посторонним считается «Вы». Богатые этические нормы русского языка позволяют безошибочно выбирать соответствующие различным ситуациям формы обращения. На производстве, на службе, независимо от возраста, благоразумно и оправданно обращаться друг к другу по имени и отчеству. В правовых учреждениях, в общественных местах к незнакомым — «гражданин», «гражданка».
Обращаясь к кому-либо, мы первым же нашим словом характеризуем себя, свое отношение к людям. Вот почему некрасиво обращаться: «Девушка» к пожилой продавщице за прилавком. Все это с успехом может заменить уважительные «Будьте добры!», «Будьте любезны!», «Сделайте одолжение, пожалуйста!». Почему-то мы стали забывать замечательное слово «Товарищ». Правильно произнесенное, оно одинаково хорошо звучит и с трибуны, и при обращении с просьбой, и в разговоре с посторонним, ибо рекомендует говорящего, как человека, доброжелательно настроенного к окружающим.
Нравственные принципы использования в обществе всех форм вежливого обращения подробно описаны в популярных книгах «Как себя вести» В. Пажина и И. Аасамаа. На наш взгляд, курс «Этика» (наука о поведении) должен преподаваться как в школах, так и обязательной дисциплиной при профессиональной подготовке педагогов в колледжах и вузах. Ведь был же он обязательным даже в Древней Греции, Риме, изучался вплоть до XIX века. Почему же сейчас этике учат лишь родители, кто как может? Это важное дело нельзя отдавать на самотек.
Сегодня, в дни всенародной заботы о духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения, ни одна эффективная форма, метод, средство воспитания и обучения вежливому обращению не может игнорироваться. Общение людей на производстве, в общественной жизни, быту, семье, на досуге должно подчиняться высоким общепринятым нормам человеческой морали.
Чтобы решить сегодня эту предельно назревшую, архиважную задачу — повсеместно восстановить общечеловеческие ценности, многообразие национальной и общенародной культуры, чтобы вернуть естественные, исторически праведные функции прогрессивных народных традиций и обычаев, нужно серьезно работать всем, кому небезразлична дальнейшая судьба своих детей, родных и близких, своего народа, республики, государства. Необходима глубоко продуманная, тщательно и всесторонне взвешенная программа по оживлению, осмыслению и повсеместному внедрению конкретных аспектов народной культуры межличностного, половозрастного, межнационального общения.
Культура народов Дагестана уникальна. Не берусь судить о том, кому в какой области культуры и как целесообразно решать назревшие проблемы. Попытаюсь лишь высказать некоторые соображения относительно педагогической культуры — самой главной, на наш взгляд, неотъемлемой части культурного наследия всех народов Дагестана.
Мне представляется, что педагогическая культура не только стимулировала, веками регулировала становление и развитие всей национальной культуры, но и выполняла свою естественную функцию — формировала конкретное национальное сознание, чувства и поведение подрастающего поколения, создавала психологию образцовой личности, семьи, общества (джамаата) и всего народа. В своем развитии народная педагогика по крупицам собирала прогрессивные идеи, вырабатывала взгляды, средства, формы и методы побуждения у человека гуманного отношения к людям, растительному и животному миру, к обществу. Она создавала педагогическую память народа, подкрепляя ее надежным регулятором — здоровым общественным мнением.
Без осмысления богатого наследия народной педагогики нельзя представить совершенного гражданина, а тем более родителя, воспитателя, учителя.
Между тем наши многолетние наблюдения над воспитательной деятельностью показывают, что многие педагогические кадры в своем подавляющем большинстве не имеют даже маломальских знании, умений и навыков по народной педагогике. Более того, мы годами недооценивали традиционный опыт умудренных жизнью старожилов, образцовых благополучных многодетных семей, джамаатов, пытались навязывать народу все новые и новые, не подкрепленные практикой, не приспособленные к местным условиям и национальной психологии рекомендации. Как следствие этого, сегодня повсеместно падает престиж учителей и воспитателей.
В этой годами, десятилетиями ощущаемой печальной ситуации как искра надежды прозвучали в свое время слова бывшего министра образования РД Б.С. Гаджиева в первом номере газеты «Учитель Дагестана»: «Мы хотим вернуться к народной педагогике и вернуть ее нашему обществу как ту редкостную траву, что растет высоко в горах и может исцелить человека от многих болезней».
Условия, в которых ныне министерство предпринимает попытку возродить народную педагогику и культуру, действительно, нелегкие. Настоящих знатоков народного культурного и педагогического наследия в аулах Дагестане остались единицы. Несмотря на свой преклонный возраст, думаю, они еще ждут своих слушателей, добрых ценителей, собирателей и распространителей мудрых заповедей народной педагогики и традиционной народной культуры. Советы старожилов в населенных пунктах, кабинеты и кружки народной культуры и педагогики в образовательных организациях республики могли быть добрым началом большой работы.
Возрождение народной педагогики трудно представить без глубокого осмысления и использования на практике трудов дагестанских историков, археологов, культурологов, этнографов, фольклористов и, конечно же, педагогов. Мудрый опыт и традиции дагестанской народной педагогики в определенной степени можно познать из трудов ученых А. Алиева, М. Асельдерова, М. Дибирова, Т. Саидова, Б. Шейховой, З. Якубова и других. К сожалению, эти работы носят сугубо научный характер и изданы в свое время мизерным тиражом. Нынче они большая редкость.
Сегодня в вузах и общеобразовательных организациях республики плодотворно работают исследователи народной педагогики и культуры, ученые Б.Ш. Алиева, З.М. Магомедова, Р.И. Омарова, С.Г. Цахаева, С.А. Халипаева и другие. Наличие в республике исследователей народной педагогики, на мой взгляд, позволяет Минобнауки РД рационально использовать их потенциальные возможности, координировать и направлять их научные силы и находки в возрождении педагогического наследия всех без исключения народов Дагестана. Таким координирующим педагогическим центром является сектор педагогики, открытый недавно при Дагестанском НИИ школ имени А. А. Тахо-Годи. Создание такого сектора как нельзя лучше отвечает коренным интересам народов Дагестана, ожидающих от ученых не столько теоретического освещения народной педагогики, сколько конкретных практических рекомендаций. Ключевой темой исследования сектора утверждена «Народная педагогика — основа этнокультурного воспитания личности».
Сектор педагогики готов сконцентрировать вокруг себя настоящих знатоков-практиков народной педагогики, создать поисковые, исследовательские и авторские группы, определить ближайшие и перспективные темы, составить развернутую, всесторонне продуманную карту-проспект возрождения целостной системы народного воспитания, образования и управления в народной педагогике Дагестана. Сектор направляет свои усилия на решение неотложных задач по подготовка учебников по культуре и истории родного края, учебно-методических пособий по этнической культуре, педагогике и психологии, по разработке факультативов, спецкурсов, спец семинаров по просвещению родителей, учителей, населения и многое другое.
Народ изрядно устал от истории в цифрах и хронологии, ему нужна живая история духовного становления и развития конкретных личностей, семей, родов и народов Дагестана. Ему нужны не сиюминутные показатели количественного роста и эпизодической работы учреждений культуры, а самобытная культура как единое целое, ощутимое и сознанием, и слухом, и зрением.
Без возрождения народной педагогики не может быть полного народного образования, духовного становления, социально-экономического, идейно-политического обновления республики и страны. Народная педагогика — веками испытанная тропа к очеловечиванию людей.
МИРЗОЕВ Шайдабег Айдабегович, зав. сектором педагогики Дагестанского НИИ педагогики имени А.А. Тахо-Годи,
профессор ДГПУ