Электронные системы хранения и использования денежных средств существенно упростили для граждан обращение с финансами, но вместе с тем появились и новые риски. Мошенники, используя различные схемы и доверие граждан, могут дистанционно воровать очень крупные суммы.
Прокурор Управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Прокуратуры Дагестана Казим Халитов заявил, что треть выявленных в 2021 году преступлений такого характера совершались из мест лишения свободы.
«Действиями мошенников в 2021 году гражданам причинен ущерб на сумму свыше 50 миллионов рублей. Причем это только зарегистрированные преступления. Если человек потерял менее двух тысяч рублей, то он, как правило, не обращается за помощью к правоохранителям», — подчеркнул он.
Кроме поимки преступников, МВД в последние годы проводит серьёзную профилактическую работу, постоянно разъясняя о способах распознавания мошенников. Из отчёта МВД России следует, что за январь-июль этого года число киберпреступлений в стране снизилось на 8%.
«Создание четкой установки со стороны правоохранительных органов, Роскомнадзора, банковских учреждений и иных публичных организаций по вопросам финансовой и публичной безопасности — залог поэтапного устойчивого снижения показателей преступности», — отмечает доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой прикладного права РТУ МИРЭА, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН Татьяна Щукина.
Озабочены этой проблемой не только правоохранители, но и сотовые операторы. Они считают, что проще предотвратить преступления в этой сфере, чем вернуть украденные с помощью Интернета и телефонных сервисов деньги. Так, сотовый оператор «Билайн» предупреждает о новой схеме телефонного мошенничества. Мошенники в телефонном звонке представляются сотрудниками службы поддержки оператора и пугают абонента скорой блокировкой номера. Для сохранения номера абоненту необходимо набрать определенную комбинацию цифр, который будет диктовать «сотрудник». Набор цифр подключает переадресацию звонков и смс (в том числе с кодами от банков) на номера обманщиков, что позволяет им получить возможность управлять банковскими счетами дистанционно и красть денежные суммы.
В компании «Билайн» просят абонентов с осторожностью относиться к звонкам с незнакомых номеров, проверять информацию в официальной службе поддержки операторов и на сайте. Просьбы передать персональные данные (номера кредитных карт, паспортные данные, любые коды доступа и т.д.) или же набор каких-либо команд говорят о высокой вероятности, что вас хотят обокрасть.
Самый лучший способ в таких ситуациях — запомнить тему разговора. Если мошенники решили использовать отрицательный подход, то вам скажут, что возможна скорая блокировка телефонного номера, банковской карты, либо что идёт попытка от неустановленного лица взять на ваши данные кредит и нужно срочно предпринять определённые действия. При использовании положительного способа вам скажут, что вы выиграли в лотерею, вам доступна какого-либо рода существенная скидка и т.д. Первое, что нужно сделать, – успокоиться, выслушать информацию, а потом самому обратиться в официальную службу поддержки банка, сотового оператора или другой организации, от чьего имени вам звонили.
В пресс-службе МВД Дагестана сообщили, что несмотря на то, что телефонные мошенники не новое явление, доверие граждан нередко берёт верх.
«Население республики по-прежнему продолжает доверять мошенникам, представляющимся сотрудниками банка, переводя сотни тысяч рублей на их счета», — сообщает пресс-служба министерства.
«Лезги Газет»