Дагестанская женщина в произведениях искусства. Как менялся мир вокруг нее и она в мире. Известный искусствовед, заместитель гендиректора Национального музея им. А. Тахо-Годи Джамиля Дагирова расказала о женских образах в авторском проекте «Дагестанская мадонна. Пространство и традиции».
«Заглянем в прошлое Дагестана, и мы увидим, как выглядит традиционный дагестанский быт. Пока мужчина занят отходничеством или войнами, вся забота о доме, семье ложилась на плечи женщины. И при этом она не забывала быть красивой и украшать мир вокруг себя, – рассказывает Джамиля Дагирова.
По словам Дагировой, Мадонна – это не только про мать и хранительницу очага, носительницу добродетелей, но и про поэтессу, волшебницу, мастерицу, художницу, создающую свои картины, узоры, хранящую и генерирующую культурные коды.
«В тяжелый горский быт несла она красоту и высокую духовность: ради такой красоты добывалась тяжелым трудом пряжа, вырабатывались ткани; из трав, плодов получали натуральные краски. Символы, сюжеты, разнообразие орнаментов как отражение мироздания, мифологии и архаичного прошлого для каждой отдельной местности свои», – говорит Дагирова.
По её словам, скудность выбора тканей, фурнитур компенсировалась мастерами-серебряниками, которые в изобилии изготавливали подвески, мониста, цепочки, щедро украшавшими их цветным стеклом, недорогими сердоликами, бирюзой, жемчугом, гагатами.
Из этого совместного ремесленничества, вдохновленного заморскими – из Индии, Персии, Передней Азии, Турции – тканями, и формировалась локальная эстетика, в основе которой заложена система ценностей своего села, своей семьи.
Данный рассказ о быте, характере, таланте горянки, развернутый в пространстве и во времени.
Более подробную информацию читайте здесь.
«Лезги газет»