Великий Лев Толстой писал: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». И тем и другим, бесспорно, в полной мере обладает Мирза Канатилович Манатилов.
«Идти на его урок было легко и приятно, все сложное сразу казалось понятным», — такие слова я слышала от многих его учеников, с которыми мне пришлось общаться, готовя этот очерк. Лучших слов для учителя математики, отдавшего этой профессии почти полвека, и не придумаешь. В этом году замечательный педагог Мирза Канатилович отмечает свой 75-летний юбилей. Таких людей, как он, и раньше было немного, а теперь, можно сказать, и вовсе единицы.
Ничто в мире, как известно, не происходит случайно, у каждого человека, живущего на Земле, своё предназначение. Призванием Мирзы Канатиловича стал нелегкий труд педагога. Скольких юношей и девушек обучил он математике, сосчитать невозможно. 16 лет он удивительно доступно объяснял юным дербентцам школьную программу, ту базу, без которой невозможно овладеть всеми естественными науками и современными технологиями, и еще 30 лет обучал в Дербентском педагогическом колледже математике тех, кто потом сам пойдет преподавать в школе, в том числе и его любимый предмет.
Любовь к математике у Мирзы Канатиловича проявилась с детства. Будучи школьником, он делал успехи по всем предметам, но на занятия по математике в ахтынскую школу всегда шел с особенной радостью. Мир цифр и чисел завораживал его, и точная наука давалась с поразительной легкостью.
— Математику называют царицей всех наук, но считаю, что ее может понять любой ребенок, главное — объяснять ее законы простым и понятным языком, – говорит он.
Наверное, не каждому повезло изучать этот сложный предмет на одном дыхании. Ученикам Мирзы Канатиловича это удалось. «Замечательный преподаватель математики! Самый лучший! Учитель от Бога!» — так отзываются они о нем. Он мог спланировать работу и настроить ребят так, что они и друг другом дорожили, и в учебе подтягивались. И ребята знали: учитель никому не даст их в обиду, всегда поможет, но в то же время и спросит по всей строгости. Он мог найти общий язык с любым учеником, каким бы сложным он ни был.
— Я всегда считал, что мы должны учить не просто литературе, русскому языку, физике или математике, а самой жизни, — делится он. – Как общаться, строить отношения, отвечать за свои слова и поступки, решать свои проблемы, распоряжаться своим временем. Эти навыки помогают реализоваться во взрослой жизни. Потому требовал, чтобы у каждого ученика был распорядок дня, и в любой момент мог проверить, следуют ли они ему. Особенно это касалось мальчишек. Многие из них были единственными сыновьями в семье и их сильно баловали, а я приучал, чтобы они сами числили обувь, чтобы с трех до пяти часов дня обязательно находились дома и готовились к урокам. Я им всегда говорил, что усилия, вложенные в развитие собственного ума, обязательно окупятся.
Сам он всегда много работал над собой. Будучи студентом Дагестанского государственного университета, дважды участвовал в конкурсе студенческих работ России, а после окончания учебы получил целевое направление в аспирантуру в лучший вуз страны — МГУ им. М. Ломоносова. К сожалению, по некоторым обстоятельствам он не смог воспользоваться представленной возможностью. К сожалению — для него, но к счастью — для дербентских школьников.
Самым действенным методом воспитания он считает личный пример. Поэтому никогда не позволял себе приготовиться к уроку не в полную меру, оставить на потом сложную задачку или ответ на какой-нибудь каверзный вопрос. Можно только представить, сколько душевных сил и энергии отдал он своим ученикам, научив их правильно и просто разбираться не только в математических законах, но и в законах жизни. Через его руки, ум и сердце прошли тысячи учеников. Для многих из них он стал не просто учителем, а другом, старшим товарищем, наставником. В меру строгий, требовательный, но вместе с тем справедливый, очень терпеливый и спокойный, добрый и душевный, он находил «ключик» к сердцу каждого ученика. Всегда считался с мнением каждого из них, даже если оно расходилось с его собственным. Они ни разу не слышали, чтобы их любимый учитель повысил на них голос. Тогда и сейчас от него всегда можно получить совет, помощь и поддержку.
— Как на протяжении стольких десятилетий вам удавалось сохранять интерес к своей профессии? – спрашиваю я у него.
— Это всё мои ученики, – сразу отвечает он. – Это они постоянно заставляли меня идти вперёд, к каждому из них находить индивидуальный подход, использовать всевозможные способы, чтобы каждого увлечь на уроке, заинтересовать. Ведь они все такие разные, а у меня цель одна – научить. Я с большим удовольствием каждый день шел на уроки. Для меня очень важно было знать, что мой опыт, мои знания кому-то нужны и приносят пользу.
Он никогда не разделял своих учеников по каким-либо критериям. Никогда не лгал им.
— Дети всегда чувствуют, когда их любят, когда им говорят правду, а когда лгут, — говорит он. – Я и сам не прощаю две вещи – обман и способность забывать добро. Обманщики, по моему глубокому убеждению, это будущие предатели. А добро нельзя забывать никогда. Добротой не разбрасываются, и доброта возвращается. Ко мне возвращалась.
Труд учителя, как известно, не ограничивается рабочим временем. В его обязанности входит и взаимодействие с родителями. Как складывались у него отношения с родителями?
— Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер — семья и школа. Всегда был убежден: партнёрство семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, они должны разделять ответственность за его образование и развитие. Случается, у родителей отсутствует интерес к школьной жизни своих детей. Случается, что семья не очень благополучная, а если нет семьи – о нормальном образовании говорить не приходится. Часто встречался с родителями, и не только в школе, но и у них дома, подолгу с ними разговаривал, объяснял, что им нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку. При этом никогда не говорил им, что их дети сделали что-то не так, никогда не жаловался на них. Плохих детей не бывает, в каждом можно найти хорошее и культивировать это хорошее.
Самое важное и приятное в работе учителя для него — когда ученики понимали его. Тогда и получалась полная гармония: он дает знания, а они жадно впитывают всю информацию. Очень радовали успехи ребят, ведь их победы – это в том числе и результат его работы. Он не разделял своих учеников на хороших и плохих, на отличников, хорошистов и троечников, но, бесспорно, были звёздочки, которые оставили яркий след в его душе. Это — Муминат Караханова, Чингиз Мамедов, Айна Гаджиева, Айбике Гусейнова, которые добивались серьёзных успехов в изучении математики и становились победителями и призерами городских и республиканских олимпиад.
— Даже если учитывать только лишь их результаты, значит, я работал не зря, — убежден он. — А сколько было других успешных, умных и талантливых ребят!
Не удержавшись, спрашиваю:
— А если повернуть время вспять, снова стали бы учителем?
— Стал бы, — не задумываясь, отвечает он. – Я бы снова пошел в школу. Потому что именно здесь, в школе, видишь свое будущее и можешь влиять на него. Я всегда считал и сейчас считаю, что каждое последующее поколение должно быть лучше предыдущего. А мы, учителя, должны помочь им стать лучше. Что касается моей работы в педагогическом колледже, то мы работали для того, чтобы был хороший генофонд, ведь хорошие учителя – наше хорошее будущее, а хорошие выпускники – наша хорошая старость.
Можно сказать, что у Мирзы Канатиловича счастливая учительская судьба: прекрасные ученики, многочисленные выпуски, и самый любимый – выпуск 1978 года, первый его выпуск, 10 «б» класс, в котором было аж два медалиста (большая редкость тогда) и который почти весь поступил в вузы, в основном технические. Свой первый класс он возил в родной Ахты и знакомил со своей большой родней. (Кстати, Мирза Канатилович второй по старшинству в семье, в которой было десять (!) детей — шесть братьев и четыре сестры). Он помнит их всех по именам, знает все дни рождения, где они сейчас находятся и чем занимаются. При встречах, телефонных разговорах, а они нередки, всегда интересуется делами, работой, детьми и уже внуками.
Рассказывая о Мирзе Канатиловиче, нельзя обойти вниманием его увлеченность шахматами, вылившуюся с годами в нечто большее – в 2005 году он возглавил шахматную школу, открывшуюся при школе №19. Успехи не заставили себя ждать. Его воспитанница Рухен Алиева в 10 лет стала чемпионкой России, сейчас она руководит шахматным клубом при МГУ им. М. Ломоносова. Другой воспитанник Абдул Нурачев в 7 лет первенствовал в чемпионате СКФО, много раз побеждал в республиканских чемпионатах, а в настоящее время учится в Москве и собирается сам стать тренером по шахматам. К сожаленью, шахматная школа просуществовал недолго. Через десять лет ее закрыли, и Мирза Канатилович считает это большой ошибкой. Не могу не согласиться с ним, потому что в школьные годы тоже много внимания уделяла этой умной игре.
Мне посчастливилось познакомиться с Мирзой Манатиловым еще пятиклассницей. Нет, он, к сожалению, не вел в нашем классе урок математики (в этом плане посчастливилось моей старшей сестре, которую он с 4-го класса учил этой сложной науке), но так получилось, что лучшие школьные воспоминания у меня связаны именно с ним. Я и мой брат-близнец увлеклись шахматами, а тут как раз объявили о том, что набирается команда для участия в шахматном турнире между школами города. Мы прошли отбор и в числе пятерых вошли в состав школьной команды. Готовил нас к соревнованиям Мирза Канатилович. И сразу – успех! Мы завоевали первое место в городе, а после, победив и в республиканском турнире, участвовали во всероссийских соревнованиях. В Рязань, где они проходили, с нами поехал Мирза Канатилович. Кстати, благодаря шахматам мы с братом объездили почти все города республики и впервые побывали в Москве. Мы и после побеждали, становились призерами разного уровня шахматных турниров. И с нами рядом всегда был наш тренер, который учил нас логическому мышлению, умению решать сложные задачки и находить нестандартные решения. И которого мы все старались обыграть, но так и не преуспели в этом. Увлечение шахматами осталось на всю жизнь. И нет, наверное, нужды говорить о том, как эта умная игра помогала нам в дальнейшей жизни, когда надо было искать оптимальный выход из того или иного положения, делать правильный выбор, а мне еще – в написании детективных романов.
Мирза Канатилович иногда заглядывает к нам в редакцию. Сейчас он может больше времени уделять себе, семье, внукам: в 2015 году он ушел на заслуженный отдых.
— Я очень счастливый человек, ведь большую часть жизни занимался тем, к чему лежит душа. Да и поводов для радости было много – удачный урок, первое место ученика на олимпиаде по математике, победа воспитанника на шахматном турнире, душевный разговор с мальчишкой, который доверил тебе свои проблемы… Я надеюсь, что оставил хороший след в жизни детей, а значит, прожил жизнь не зря. Потому мне сейчас легко ходить, легко дышать.
Мирза Канатилович – счастливый отец, дедушка и прадедушка. У него замечательные и заботливые сыновья, прекрасные внуки (их восемь) и одни правнук. А еще он старается быть в курсе событий в городе, школе и педколледже, в которых он работал, радуется успехам школьников, студентов и педагогов, ценит их бережное отношение к традициям.
Он гордится своим сыновьями. Все трое прекрасно учились в школе, имеют первый разряд по шахматам, окончили престижные вузы. Старший, Марат, работает в Дербенте, в налоговой инспекции, средний, Назим, предприниматель. Младший, Тамерлан, с 7 по 11 классы первенствовал на чемпионатах Дагестана по шахматам, побеждал на городских и республиканских олимпиадах чуть ли не по всем предметам, и он, кстати, единственный из выпускников школ 1999 года в Дербенте, кто окончил школу с золотой медалью, а сейчас ведет адвокатскую практику в Москве.
Говорить об этом человеке можно бесконечно. За годы педагогической деятельности он выпустил не одно поколение выпускников третьей ленинской школы, воспитал и вырастил молодых педагогов, которые в последующие годы стали руководителями, педагогами-профессионалами. Учительский труд был высоко оценен. Еще в 1976 году Мирза Канатилович был награжден знаком «Победитель социалистического соревнования», в 1981 году получил звание «Старший учитель», через пять лет, в 1986 году – звание «Учитель-методист». Он почетный работник среднего профессионального образования РФ, отличник образования РД, заслуженный учитель РД, награжден многочисленными грамотами Министерства образования республики, Управления образования города, но самой главной наградой он считает достижения своих выпускников, добрые слова родителей учащихся и благодарность педагогов, всех тех, кто с ним работал.
Приятно, когда ученики, которые уже давно выросли и сами стали родителями, узнают и здороваются на улицах, когда просят подтянуть по математике уже их детей. Как тут откажешь? Так что пускай и 75 лет Мирза Канатилович недавно отметил, а расслабляться ему некогда, и пока здоровье позволяет, он будет нести детям знания и прививать любовь к царице наук — математике.
Источник: Официальный сайт администрации города Дербент