Все мы наслышаны о зажигательной лезгинке — танце, зовущем пуститься в пляс представителя любой нации. А что мы знаем о самих лезгинах, об их национальной одежде, например? У лезгинов есть свои собственные обычаи и традиции, своя особенная культура. Мы привыкли слышать про национальные костюмы, свойственные каждому народу, но редко задумываемся о том, что они из себя представляют. Национальный костюм — это не просто одежда. Каждая деталь образа имеет своё значение и смысл, а образ в целом является воплощением культурных ценностей.
Женский костюм лезгинок изначально состоял из длинной рубахи-туники с воротником-стойкой и длинными рукавами. Под рубаху надевали штаны, широкие в бедрах и узкие внизу. Нижняя часть штанин обычно выглядывала из-под платья, и женщины любили украшать ее узорным швом, яркой цветной полоской из материи.
С конца XIX в. у лезгинок появились платья – булушка. Они были свободного кроя с широкими рукавами. Эти платья носили, как молодые девушки, так и пожилые женщины. Разница была лишь в цвете: юные наряжались в яркие, а пожилые в тёмные. На ногах обычно носили вязаные носки и обувь из тонкой кожи.
Волосы женщины прятали под чутхой, которая крепко охватывала голову. А платки носили самые разные: шелковые, парчовые, шерстяные. Считалось приличным, если женщины покрывались платком так, чтобы часть лица и рот были прикрыты, но это касалось в основном замужних и пожилых. Большую любовь питали лезгинки и к серебряным украшениям. Они умело подбирали к своим нарядам ожерелья, браслеты, кольца, серьги, а также украшали одежду серебряными монетами. Серебро всегда считалось металлом, способным отпугивать плохое и привлекать хорошее.
Особенной гордостью лезгинской девушки были волосы. Принято было заплетать в две косы, считалось, что, если девушка будет ходить с одной, она останется одинокой.
Время движется вперед, и вместе с ним идёт в ногу убранство. Вряд ли мы сейчас сможем встретить на улицах Махачкалы девушку в национальном костюме. В этом нет ничьей вины. Просто у всего есть своё время. Одно должно уступать другому, иначе не будет прогресса. Неизменным остаётся только наше прошлое.
Адылханова Эмилия, 3 курс, отделение журналистики ДГУ