Инициатор создания скульптуры в виде черно-белого сердца на постаменте – 84-летний уроженец Нижнего Казанище Ахмед Мужаидов. Вместе с единомышленниками он долгое время добивался от властей увековечения памяти пострадавших от сталинского террора. Его отец, как и тысячи других жителей Дагестана, был расстрелян в год Большого террора, в 1937 году.
Ахмед Мужаидов отметил, что по одной “58-й статье” в Дагестане было репрессировано более 15 тысяч человек, однако реабилитировано из них лишь порядка половина.
И это ещё не всё. Стоит особо отметить тот огромный урон, который понесло духовенство «Страны гор». Представьте, только по одному делу «Дини комитет», было репрессировано несколько сот религиозных деятелей, большинство из которых в 1920 году с воодушевлением встретили советскую власть в Дагестане. Им казалось, что наконец-таки наступит свобода вероисповедания, разрешат открывать мечети и медресе, печатать в нужном количестве религиозные книги. Но разочарование не заставило себя долго ждать. Да, вскоре разочаровались в политике большевистской власти в отношении религии и их возмущения обернулись против них- политическим террором — репрессиями.
Также заместитель мэра Махачкалы Эмилия Раджабова на отметила, что репрессии, к великому сожалению, являются частью истории России. По ее словам, этот священный памятник, поскольку напоминает о том, как поступать властям нельзя.
Выступила историк-кавказовед Эльмира Далгат. Она рассказала о шести представителях своего рода, которых в 1937 году незаконно репрессировали.
«Лезги газет»