Сегодня, 28 февраля, в Махачкале прошел мастер-класс по изготовлению и художественному оформлению войлока «Кийиз».
В мероприятии, организованном Министерством культуры РД, Республиканским Домом народного творчества, совместно с Дагестанским художественным училищем им.М.А. Джемаля и отделом культуры Ногайского района, приняли участие специалисты культурно-досуговых учреждений, центров культуры Буйнакского, Кайтагского, Кумторкалинского, Ботлихского, Карабудахкентского, Хасавюртовского, Каякентского районов, Бежтинского участка, городов Избербаш, Каспийск, Махачкала, Хасавюрт.
В мастер-классе приняли участие и преподаватели детских школ искусств Махачкалы
Искусствовед, специалист РДНТ МК РД Татьяна Петенина перед началом мероприятия отметила, что традиционные ремесла претерпевают очень серьезные проблемы и почти многое ушло безвозвратно, а что-то находится на грани исчезновения.
«Проведение подобных мероприятий является своевременной попыткой сохранить и возродить нашу традиционную культуру. Первый мастер-класс посвящен именно войлочному производству. Дагестанские ремесла, связанные с обработкой шерсти, были развиты у всех народов республики. Войлоки производили многие народы Дагестана.
Практически в каждом селе были мастерицы, изготавливающие войлок, который был необходимым атрибутом горского быта. Особое развитие войлочное производство получило у ногайцев неслучайно, ведь основным занятием кочевого народа являлось скотоводство.
В 20-30 годы XX века практически каждая ногайка изготавливала войлоки. Их использовали в качестве покрытий в юртах, войлочные стены служили для теплоизоляции в суровых условиях степи, а также защищали от палящего зноя», — отметила Татьяна Павловна.
По словам искусствоведа, необходимо приложить все усилия, чтобы этот вид искусства не исчез с культурной карты Дагестана, поддерживать его различными формами и идеями.
Мастер-класс проводила преподаватель ДШИ им. С. Батырова Ногайского района Алтын Акбердиева, а ее ученица Салима Баймурзаева продемонстрировала свое мастерство.
Возрождение и сохранение народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, выявление талантливых мастеров, работающих в этой атмосфере, а также возрождение интереса широкого круга общественности к проблемам сохранения, развития художественных ремесел, формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной культуры стали целью данного культурного мероприятия.
Как отметила Алтын Акбердиева, валяние войлока является одним из самых древних способов изготовления текстиля.
«В конце ХХ века началось возрождение этого традиционного ремесла. Современные технологии и материалы помогли по-новому взглянуть на валяние войлока и способы его использования. Сегодня в нашем распоряжении есть множество натуральных и искусственных волокон, которые дают неограниченные возможности для дизайна изделии из войлока. Разнообразные виды шерсти и их сочетания позволяют получать любые войлоки: от нежных и тонких, до плотных и объемных.
У ногайцев юрта называется «терме». Это одно из древнейших видов передвижного жилища, получившая широкое распространение в среде кочевых народов и сохранившая древнюю форму до наших дней. В ногайских произведениях устного народного творчества упоминаются изделия прославленных мастеров войлока. В эпосе «Эдиге» сказано: «Ты украсил шатер свой коврами из мягкого ворса». Женщин, занимавшихся изготовлением войлока кийиз, называли «исли» мастерица или йслибийке. Однако войлоки для покрытия юрт с наружной стороны длиной до 5-6 метров валяли мужчины.
Для валяния войлока-кийиз басув приглашали родственниц, соседок, 1 опытную мастерицу, которая руководила тяжелым и трудоемким процессом валяния войлока. Поэтому женщины поочередно заменяли друг друга. К валянию привлекали девушек и подростков. Они наблюдали за работой взрослых женщин и помогали им.
Войлок валяли не только из овечьей шерсти, но и из верблюжьей, который был тоньше и использовался для изготовления мужских головных уборов — баслык. Из него же изготавливали теплые одеяла для младенцев.
В ХХ1 в. производство войлока сохранилось в Ногайском районе в селах Кунбатар. В школе искусств имени С. Батырова в с. Терекли-Мектеб Ногайского района обучают детей изготовлению изделий из войлока».
По словам А.Акбердиевой в студии народных промыслов обучается около 100 девочек.
«Программа мастер-класса содействует сохранению традиций и развитию данного направления в современных условиях, не сковывая творческую инициативу учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся», — отметила Алтын Акбердиева.
Мастерица из Бежты Назипат Абдурашидова на этот раз оказалась среди зрителей. Но тем не менее с неподдельным интересом наблюдала за мастер-классом своих коллег по цеху. Назипат много лет вяжет «гака» — оригинальную обувь жителей высокогорного Бежтинского участка. «Вязаная обувь, исходя из орнамента, делится на мужскую и женскую. Но самые нарядные – это вязаные сапоги для невест. В последнее время нас просто заваливают заказами. Интерес к народным изделиям очень вырос.
Сегодня в нашей студии в центре традиционной культуры ежегодно обучаются по 4-5 девочек. Это дает надежду, что старинное рукоделие бежтинок не будет забыто», — отметила Назипат.
Назипат выросла в семье потомственных мастеров. Многие родственники и по материнской, и по отцовской линии прекрасно вязали, шили. «Мой дед Магомед был первым обладателем швейной машинки в селе. И на заказ шил не только теплые горские тулупы, но и национальную одежду: мужские черкески, модные тогда галифе и кители и многое другое», — поделилась Н. Абдурашидова.
Также в этот день прошел мастер-класс по росписи на ткани в технике «холодный батик», который вела заслуженный работник культуры, член Союза художников, преподаватель ДХУ Лариса Юсупова.
Она продемонстрировала участникам мастер-класса свои умения и навыки, говорила о тонкостях нанесения краски на ткань и выборе материала и красок для картины.
Подобные мастер-классы по разным видам народных промыслов и ремесел будут проходить в течение года в рамках реализации плана Межведомственного Совета по координации деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений.
«Лезги газет»