Агитационный период в избирательной кампании по выборам Президента РФ

Избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации в полном разгаре. Регистрацию на должность прошли восемь кандидатов – Владимир Жириновский (выдвинут партией ЛДПР), Павел Грудинин (КПРФ), Владимир Путин (самовыдвижение), Григорий Явлинский («Яблоко»), Борис Титов (Партия Роста), Сергей Бабурин («Российский общенародный союз»), Ксения Собчак («Гражданская инициатива»), Максим Сурайкин («Коммунисты России»). Выборы Президента Российской Федерации состоятся 18 марта 2018 года.

Об особенностях осуществления предвыборной агитации рассказывает в интервью член Избирательной комиссии Республики Дагестан Зарипат Салахбекова.

Корр.: Зарипат Абдурахмановна, с 17 февраля по 17 марта зарегистрированные кандидаты получили возможность проводить агитацию в средствах массовой информации. Чем отличается данный этап предвыборной кампании от предыдущих двух этапов?

З.А.Салахбекова: Да, с этой даты, за 28 дней до дня голосования начался агитационный период в средствах массовой информации. Закон прямо говорит, что средства массовой информации освещают предвыборную кампанию. Это функции СМИ, к которым мы их тоже призываем. Но информация должна быть объективной, достоверной и не нарушать равенства прав кандидатов. Здесь надо знать, что речь идет не о равенстве арифметическом, а о равенстве доступа к освещению деятельности кандидата. Отсутствие активности в деятельности со стороны одного кандидата не является основанием для замалчивания деятельности другого кандидата.

Особенность агитационного периода избирательной кампании на должность Президента РФ заключается в том, что бесплатный эфир предоставляется на каналах общероссийских государственных СМИ и региональных государственных СМИ, а бесплатная печатная площадь – только в общероссийских периодических печатных изданиях. Региональные печатные издания нашей республики на данных выборах бесплатную площадь не предоставляют, но на платной основе кандидаты могут там размещать свои агитационные материалы.

Корр.: Как распределилось бесплатное эфирное время на каналах региональных государственных СМИ?

З.А.: Избирательная комиссия Дагестана с участием доверенных лиц и уполномоченных представителей кандидатов провела жеребьевку, которая определила график предоставления зарегистрированным кандидатам и партиям, выдвинувших зарегистрированных кандидатов в равном объеме бесплатного эфирного времени на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания.

Бесплатное эфирное время между зарегистрированными кандидатами и политическими партиями, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, распределено на региональных государственных организациях РГВК «Дагестан», телеканалах «Россия 1» и «Россия 24». Также кандидаты получили возможность проводить агитацию на радиостанциях «Страна гор», «Радио России» и «Вести ФМ». В общей сложности в ходе прошедшей в Избирательной комиссии Республики Дагестан жеребьевки было разыграно свыше 20 телевизионного и 13 часов радиоэфира.

Кандидаты, выдвинутые партиями, имеют преимущество по сравнению с самовыдвиженцами. Одну треть бесплатного эфирного времени получают партии, и у них есть возможность отдать это время для показа агитационных роликов своих кандидатов. Половина оставшегося времени отводится для дебатов, половина — распределяется между кандидатами для агитационных материалов. Бесплатное эфирное предоставляется кандидатам только в рабочие дни, в рейтинговое время не должно прерываться рекламой.

Корр.: Это касается телерадиокомпаний, а печатные издания?

 

З.А.: Они предоставляют печатную площадь для агитации платно. С 17 февраля могут оказывать услуги по размещению агитационных материалов 20 печатных изданий, распространяемых на территории нашей республики.

Среди них 5 республиканских государственных печатных изданий: «Дагестанская правда», «Зори Табасарана», «Замана», «Голос степи», «Елдаш», республиканское информационное агентство – РИА «Дагестан», 5 негосударственных изданий: «Черновик», «Новое дело», «Свободная республика», «Аргументы и факты Дагестана», «Дагестанская жизнь», 6 муниципальных газет: «Махачкалинские известия», «Дербентские новости», «Наш Избербаш», «Кизлярская правда», «Кизилюртовские вести», «Трудовой Каспийск», издание ДРО ПП «КПРФ» и сетевое издание – межрегиональный информационный ресурс молодежи Северного Кавказа «Мирмол».

Все эти издания, как того требует закон, представили в Избирательную комиссию РД расценки на предвыборную агитацию и уведомления о готовности представить площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувших зарегистрированных кандидатов на должность Президента Российской Федерации, в отведенный срок.

Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какому-либо зарегистрированному кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов.

Корр.: Какие существуют основные запреты при проведении предвыборной агитации по результатам проведенной жеребьевки Избирательной комиссии республики?

З.А.: Доверенным лицам зарегистрированных кандидатов и политическим партиям, выдвинувших зарегистрированных кандидатов, на региональных государственных телеканалах запрещается использовать эфирное время с целью агитации против других кандидатов, описывать возможные негативные последствия в случае избрания кандидата и в целом распространять информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к ним. Однако, этот запрет не распространяется на теле- и радио-дебаты. Наибольшее количество дебатов придется на последнюю неделю перед выборами. Их продолжительность – 30 минут. В полемике на региональных каналах доверенные лица могут участвовать без ограничений.

Корр.: Есть определенные требования к изданию и содержанию агитационных материалов?

З.А.: И очень серьезные. Агитационные материалы должны содержать информацию о тираже, дате выпуске, о месте нахождении организации, где отпечатаны материалы и указание об их оплате из своих избирательных фондов. Образцы агитматериалов, до начала распространения на территории, в обязательном порядке должны быть представлены в соответствующие избирательные комиссии. Также агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу. Предвыборные программы, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в Интернете), выступления кандидатов и их доверенных лиц на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых как экстремистская деятельность, а также обосновывать или оправдывать экстремизм.

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики.

Корр.: Кем оплачивается платная агитация?

З.А.: Однозначно, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов. Агитационная деятельность за кандидата, оплачиваемая из других источников, запрещается.

Корр.: Мы знаем, что существуют ограничения по участию в проведении агитации должностных лиц и руководителей организаций, при исполнении ими служебных обязанностей.

З.А.: К проведению агитации не допускаются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, лица замещающие выборные государственные или выборные должности, а также члены органов управления организаций при исполнении ими должностных обязанностей. А также воинские части и учреждения, благотворительные и религиозные организации при совершении обрядов и церемоний, избирательные комиссии и члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Корр.: Предстоящие выборы 18 марта этого года будут проводиться на основании законодательства, существенно отличающего от того, по которому проводились предыдущие выборы на должность Президента России. Коснулись ли изменения в проведении агитации избирателей?

З.А.: Действительно, в законодательстве о выборах Президента Российской Федерации 2018 года произошли важные изменения в правилах проведения предвыборной агитации. При информировании избирателей и проведении предвыборной агитации добавлен новый субъект – редакции сетевых изданий. К ним предъявляются те же требования, что и к организациям, осуществляющих выпуск средств массовой информации. СМИ и сетевые издания, обладая правовым статусом средства массовой информации, обязаны исполнять требования законодательства о выборах. При этом агитационные материалы, размещаемые на сайтах в сети Интернет, не зарегистрированных в статусе средства массовой информации, тоже должны соответствовать требованиям закона.

В ходе предвыборной кампании также запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования, в том числе использование изображений и высказываний таких лиц в агитационных материалах.

Корр.: Зарипат Абдурахмановна, какие нарушения не должны допускать участники агитационного процесса при распространении агитационных материалов?

З.А.: На самом деле, нужно обратить внимание, что кроме соблюдения ограничений по содержанию агитационных материалов, необходимо придерживаться правил их распространения. Нельзя размещать агитационные материалы на памятниках и сооружениях, имеющих культурно-историческую ценность. Размещение наглядных агитационных материалов на любых поверхностях без согласования с собственником, является незаконным. Кроме того, от входа в здании, где расположены избирательные комиссии, помещения для голосования, такие материалы могут быть установлены на расстоянии 50 метров и другие.

Существует общий запрет на осуществление подкупа избирателей в любых формах при проведении избирательной кампании. Даже обещание о передаче избирателям каких-то материальных благ, а не только их фактическая передача, расценивается как подкуп избирателей.

 

Корр.: Как контролируется соблюдение законодательства о выборах в ходе проведения агитации? Какова в этом роль Рабочей группы по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов Избирательной комиссии РД, которой Вы руководите?

З.А.: Одной из важных направлений деятельности Избирательной комиссии РД является контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации на территории нашей республики. Оперативно принимаются меры по устранению допущенных нарушений Рабочей группой, которая выполняет функции контроля, за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил информирования избирателей, проведения предвыборной агитации.

В Рабочую группу по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов Избиркома РД входят члены Избирательной комиссии РД, компетентные представители уполномоченных организаций в сфере массовых коммуникаций на территории нашей республики, иных государственных органов, общественных объединений, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации.

Большая роль отведена законодательством правоохранительным и иным органам, которые обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, установлению изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также информированию соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.