На прошедшем в Магарамкентском районе 13 октября республиканском форуме имени шейха Мухаммада Ярагского, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Маликович Гереев рассказал о Магомеде Ярагском как идейном наставнике молодежи. Предлагаем нашим читателям некоторые тезисы его выступления.
Это было время надежд, идейной активности молодежи, которая требовала перемен, социальной справедливости, изменения жизни к лучшему. В тоже время, именно этот период характеризуется небывалой жаждой свободы, практически во всех смыслах его проявления.
В своих проповедях Магомед Ярагский подчеркивал, что только вера в Аллаха – Создателя и Творца всего, что нас окружает, дает истинную свободу человеку. Призыв Ярагского к честности, труду и созиданию покорил сердца молодежи, и был услышан далеко за пределами Дагестана.
Это было сравни, как в народе говорят – ощущению совершившего первый намаз. И действительно, человек заряженный идейной солидарностью хутбе Великого устаза из Ярага оставляет позади все свои проблемы, освобождаясь от тягостей жизни и получая небывалое облегчение. Поэтому народ с глубочайшим уважением относился к шейху, а молодежь любил Магомеда Ярагского, верил ему, шел за ним.
Молодежь, которая и так ничего не имела, была бедной в основной своей массе, получала установку: просто питайся, просто одевайся, а жить в роскоши – преподносилось как «харам» (запретное). Это был очень мощный посыл к сдержанности молодежи, благодаря чему удавалось контролировать их, сдержать социальные волнения.
Знания дарованные Всевышним Аллахом Магомеду Ярагскому приносили пользу обществу, готовились молодые ученые, просветители мусульманской мысли – и эти знания далее распространялись по всему региону путем даавата. Даже крупнейшие мусульманские деятели – носители богословских знаний, черпали пользу из обращений, выступлений, трудов Магомеда Ярагского. Конечно же, все они величайшие знатоки Корана и Сунны, но в течение всей жизни учились, постигали науки, и в чтении и в смысловом понимании постоянно совершенствовались.
Мухаммад аль-Яраги собирал горцев на встречи, устраивал обеды и ужины, проводил масштабные религиозные мероприятия. И, конечно же, эти усилия приносили свои плоды, его окружение увеличивалось с невиданной быстротой, а слава о нем молниеносно расходилась по исламскому миру. Тарикат стал главным идейным столпом в хутбе устаза Ярагского, муршида Накшбандийского тариката.
Однажды, когда перед его домом собралось много людей, мулла-Мухаммед (как звали его окружающие) обратился к присутствующим со словами: «По милости Создателя у меня открылись глаза и я, вижу, как протекает источник вечной правды. Подходите сюда: Берите все мое имущество и делите между собой!». Народ единодушно объявил, что мулла-Мухаммед сохранит свое имущество, но эта эпохальная речь сыграла огромную роль в понимании смысла его жизни простыми верующими дагестанцами. Это был одним из важных призывов к аскетизму, простоте жизни.
Его глубокие познания послужили причиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись ученики, молодежь устремилась в верхний Яраг. Его имя стало известно в Турции, Бухаре, Персии. Известны случаи, когда к нему приезжали из далекой Европы и Азии.
Шейх Ярагский одним из первых реформировал школу в родном ауле, создав на ее базе исламский центр, тем самым заложив традицию социальной поддержки учащихся.
Французский востоковед Дюлорье, описывая некоторые черты характера Мухаммада Ярагского, эпизоды его полемики с оппонентами заключает, — «Это в самом деле был святой», импозантная внешность, живая и выразительная речь, учёность, аскетический образ жизни снискали ему всеобщее почтение, и авторитетный кадий Мухаммад Ярагский пользовался большим доверием у народа.
В монографии известного дагестанского философа Агаева Ахеда Гаджимурадовича создается интеллектуальный портрет крупного мыслителя, духовного предводителя многолетнего движения горских народов Северного Кавказа за социально-экономические, политические и духовные свободы.
Сейчас наблюдается рост интереса общественности, представителей ученой среды к деятельности великого сына лезгинского народа шейха Мухаммада Ярагского, который как духовный и идейный руководитель горцев, с энтузиазмом и большим усердием провозгласил новую доктрину, в основе которого был даават.
В завершение хочу выразить огромную благодарность руководству МР «Магарамкентский район», Министерства по национальной политике и делам религий РД, Муфтията Дагестана за организацию республиканского форума имени шейха Мухаммада аль Яраги.