Специалист Дагестанского института развития образования, зав.кафедрой общей и специальной педагогики и психологии образования, кандидат психологических наук Гульжан Тажутдинова рассказала «Лезги Газет» о тонкостях в психологии.
СПРАВКА:
Тажутдинова Гульжан Шейховна, с отличием окончила отделение биопсихологии биолого-химического факультета Дагестанского государственного педагогического университета. С 1997 по 2001 год училась в аспирантуре при Московском педагогическом государственном университете. Защитила диссертацию по теме: «Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка».
С 1994 года работает на кафедре психологии ДГПУ. С 2006 года является доцентом кафедры психологии ДИПКПК (Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров). С 2018 года заведует кафедрой развития профессионального и дополнительного образования Дагестанского института развития образования, а с июня 2020 года – кафедрой общей и специальной педагогики и психологи и образования ДИРО.
– Какую работу ведет Ваша кафедра?
– Я руковожу кафедрой недавно, с июня месяца. Работа кафедры направлена на внедрение проектов, разработку программ, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, а также его психолого- педагогическое сопровождение.
Курсы повышения квалификации проходят в очной и очно-заочной форме. Слушатели посещают школы, где работают лучшие психологи. С базовыми площадками у нас заключены договора. Опытные психологи делятся со слушателями своими знаниями. На кафедре проводятся мастер-классы и тренинги. В общем, когда слушатель уходит с курсов, он бывает снабжен теоретическим и практическим материалом, тестами и методиками по психологии. А также получает опыт общения с коллегами.
При кафедре действует лаборатория социально-психологических исследований, возглавляемая доктором психологических наук, Дамадаевой Анжелой Сергеевной. Лаборатория проводит социально-психологические исследования в рамках федеральных проектов. Идет исследование психического здоровья школьников, а также мониторинг потребления наркотических средств среди школьников республики Дагестан.
Кафедра участвует в реализации различных проектов федерального и регионального уровней.
На кафедре действуют около 30 программ повышения квалификации (108-, 72-, 36-, 16- часовые) и пять программ переподготовки слушателей (логопед, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, библиотекарь). Программы постоянно обновляются и дополняются, разрабатываются новые. Реализуемых по календарному плану программ 13 . Также организуются курсы по заказу Министерства образования и науки Дагестана – это курсы медиации, скулшутинга (вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения, — прим. спец.), профилактики суицида, реабилитации детей, вернувшихся из зон боевых действий. Разрабатываются новые программы. Например, готова к рассмотрению на учебно-методическом совете программа «Школа приемных родителей». Это курсы по опеке и попечительству для усыновителей детей. Еще одно важное направление работы кафедры – это научно-методическое обеспечение инновационных процессов, происходящих в образовании. Выпускается научная и методическая продукция: пособия, методические рекомендации, статьи… Научный потенциал кафедры позволяет органично вливаться в работу всего ДИРО. Также на кафедре проводятся масштабные конкурсы.
— Например?
— Например, «Лучший педагог-психолог Дагестана», «Лучший социальный педагог Дагестана», «Лучший педагог-библиотекарь» и «Лучшая библиотека». Мы планируем проводить конкурсы и среди дефектологов. Но это пока только в проекте.
Сейчас идет подготовка к конкурсу «Лучший педагог-психолог Дагестана 2020». Он состоится 8 сентября этого года, с привлечением средств массовой информации и компетентного жюри. В нем примет участие 21 психолог школ и дошкольных учреждений республики. Победитель конкурса представит Дагестан на всероссийском уровне. Надо признать, что из года в год наши участники привозят призовые места с общероссийских конкурсов.
– Как взаимодействует кафедра с другими подразделениями ДИРО? Как Вам здесь работается?
– Я работаю здесь с 2006 года. У меня ДИРО ассоциируется с «бурлящим котлом». Здесь все время что-то происходит: конкурсы, командировки, плановые и внеплановые курсы, поездки в «Красную зону», по «Точкам роста», приемы, встречи… В связи с карантином была вынужденная перезагрузка, но мы все работали дистанционно; вели занятия онлайн, консультировали слушателей, в общем, были все время на связи. Думаю, что после карантина придется работать с удвоенной силой, чтобы наверстать упущенное.
Надо признать, что руководством ДИРО создаются все необходимые условия для работы, начиная от оснащения аудиторий и заканчивая психологической атмосферой в коллективе. На мой взгляд, у нас коллектив единомышленников во главе с порядочным и креативным ректором, с большим опытом работы в сфере образования – Джамалудиновым Гамзатом Магомедгазиевичем. Сочетание личных и деловых качеств руководителя во многом способствует успеху работы ДИРО.
– Каким кадровым потенциалом обладает кафедра?
– На кафедре работают квалифицированные специалисты – кандидаты наук, профессионалы, люди с большим опытом работы. Для некоторых курсов мы привлекаем лучших специалистов на почасовой основе; к примеру, у нас нет логопеда, дефектолога, специалистов в области медиации и вожатых лагерей. Конечно, плохо отражается на работе необходимость сокращения кадров. Но эти причины от нас не зависят.
– Как думаете, у Вас самой заложены те качества, которыми должен обладать руководитель?
– О себе судить трудно. Наверное, об этом нужно спросить моих коллег. Но, несомненно, для меня одно: я обладаю командным духом и стараюсь максимально концентрироваться на поставленной перед кафедрой задаче.
– Скажите честно, пригодились ли Вам в жизни знания психологии и манипулировали ли Вы людьми, используя эти знания?
– Манипуляция в психологии – явление опасное. Не думаю, что это конструктивная форма работы психолога. Осознанно никогда не манипулировала ни людьми, ни чувствами.
– Как часто к Вам обращаются за помощью?
– Очень часто. И помогать удается. Особенно клиентам, которые искренне в тебя верят. Помогать людям, эмоционально значимым для себя, не получается почти никогда, поэтому не консультирую собственных детей, любимых людей… Работа психолога должна строиться без личной эмоциональной окраски, а неэмоционально реагировать на проблемы близких невозможно. Поэтому, не берусь. И еще, за консультирование я никогда не беру плату. Это принципиально.
– Самый ценный совет, который Вы давали?
– Психолог никогда не дает советов. Он только помогает взглянуть на проблему со стороны и включить ресурс организма на изменение ситуации. Бывает и так, что со своими проблемами обращаюсь к коллегам. И такое тоже случается.
– Психологи — счастливые люди?
– Это вопрос на засыпку? Вроде как «сапожник без сапог», да? Не могу судить о всех психологах. Предполагаю, среди них есть и счастливые, и несчастные. Но я абсолютно счастливый человек. Для этого у меня есть необходимый ресурс. Счастье – это эфемерное понятие. Это то, что человек вырабатывает внутри себя.
– И у Вас никогда не бывает плохого настроения?
– Бывает и плохое, и хорошее. Я ведь человек. И заметьте, очень эмоциональный человек!
Регина Курбанова