Патриотический статус  —  регулятор социального поведения

Дагестан — край мужественных людей, гордых своей свободой, не раз отстаивавших свою независи­мость от многочисленных врагов. В произведениях художествен­ной литературы, в научных трудах содержится очень много высказываний о Дагестане и дагестанцах. «В них отражена душа нашего народа, его история, его жизнь, его мечты, в них — дань мужеству горцев, их непреклон­ной воле и стойкости, сочувствие их борьбе за свободу и независимость».

Возникает вопрос: каково же содержание, формы, средства  и методы дагестанской народной методики формирования социально востребованного морально-этического облика дагестанцев. Не рассчитывая на исчерпывающий ответ по столь глобальному вопросу, попытаемся лишь рассмотреть некоторые его аспекты, касающиеся статуса дагестанского индивида, семьи, рада, аула, народа.

Материалы истории, этнографии, устного народного творчества, народного права, здоровое общественное мнение народа позволя­ют судить о наличии в народной педагогике Дагестана опреде­ленных норм поведения, функций и обязанностей, вменяемых че­ловеку, как личности; семье и роду, как исторически сло­жившимся родственным ячейкам; аулу, джамаату и народу, как общности здравомыслящих людей, семей, родов.

О полноценности человека, семьи, рода, аула, джамаата и народа люди во все времена судили и судят по тому, насколько общественно значимо они выполняют свои функциональные обязанности. Исходя из исторически сложивших­ся конкретных функций, думается, можно говорить о статусе индивида (горца и горянки), о статусе семьи, о статусе рода (тухума), о статусе аула (джамаата), о статусе народа. Необходи­мость возрождения жизнестойких функций возникла на различных исторических этапах, когда в обществе деформировались меж­личностные, деловые и общественные отношения и особенно ощу­тимо это сегодня, в период социального, политического и духовно­го обновления нашего общества.

  1. Патриотический статус дагестанца (дагестанки)

Патриотический статус горца (горянки) складывается из без­условных обязанностей сознательного человека:

  • постоянно и безупречно оберегать честное имя, быть носите­лем правдивых слов, совершать честные поступки;
  • приносить людям только добро («Добро добром оплатишь—, молодец, зло добром оплатишь — ты мудрец»);
  • находиться в авангарде общественно полезного труда («Друг помог — делу легче, сам трудился — телу легче»);
  • быть ценителем и носителем национальной и общечеловечес­кой культуры, образцом нравственной чистоты, выдержанности, мужества и стойкости;
  • быть защитником справедливых интересов семьи, рода, со­седей, аула и народа;
  • проявлять гуманное, бережное отношение к растительному и животному миру, к природным ресурсам и культурным ценнос­тям;
  • быть милосерным к нуждам людей, к престарелым, боль­ным, сиротам и инвалидам и т.д.

Отклонение от этих и других общепринятых норм, или же замена своих праведных функций какими-то необоснованными действиями и поступками, чуждыми нравам горцев, выглядит как ложный патриотизм, что гласно и негласно осуждается здоровым общественным мнением народа.[2. C.158]. Народная педагогика Дагестана высоко ценит в человеке патриоти­ческие чувства, знания, навыки и в целом неподдельное патриотическое поведение. Степень патриотического станов­ления личности определяется тем, как человек в соответствии с общественными требованиями к его возрасту традиционно пра­вильно строит свои отношения к матери, к семье, к родственникам, соседям, к аулу (джамаату), к родине.

Народная нравственность замечает, что искренние патриотические чувства челове­ка зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек сознает сам себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека; «Кто себе не полезен и для другого бесполезен», «Кто себя не знает, не знает и своего отца», «Кто себе мост не строит, народу мечеть не построит» (авар.), «Кто себе не пахал весной, тот чужому зяби не вспашет» (лезг.).

  1. Патриотический статус семьи (родителей и детей)

Семья, как ключевая ячейка общества, сохраняет обществен­ную репутацию путем соблюдения своих полномочий в рамках исторически сложившегося статуса. Каждый взрослый член об­щества, обзаведясь семьей, имеет возможность еще и еще раз осмыслить предстоящие новые организаторские, хозяйственные, воспитательные функции. Не случайно у народов Дагестана, как и у многих других народов, к жениху и невесте еще задолго до свадьбы прикрепляются умудренные жизнью наставники — провожатые, обучающие будущих руководителей семьи всем премуд­ростям нелегкой семейной жизни и науке создания достойной  общественных требований семьи.

Патриотический статус семьи (родителей и детей) в народной педагогике складывается из традиционных обязанностей членов семьи:

— проявлять максимальную заботу о воспитании полноценных, общественно полезных детей;

  • всесторонне опекать престарелых родителей, заботиться о хозяйственном благополучии семьи;
  • всем членам семьи оказывать друг другу моральную и мате­риальную поддержку;
  • активно участвовать во всевозможных формах взаимопощи по благоустройству дома, аула;
  • тесно поддерживать добрые связи с родственниками, сосе­дями, односельчанами, кунаками и жителями соседних аулов.., свято оберегать добрые людские отношения, фамильную, родовую, народную честь;

— безотлагательно включаться в традиционные формы родовой и народной взаимопомощи, в защиту справедливых интересов род­ных, близких, друзей, односельчан, интересов народа и рубежей Родины;

— незамедлительно (всей семьей) осуждать и пресекать случаи неумышленного и злонамеренного нарушения членами семьи общепризнанных нравственных, трудовых и эстетических норм общества.

Патриотический статус семьи — надежный регулятор патрио­тических отношений человека не только в рамках отдельной семьи, но и во всем обществе. Общество, которое располагает примерны­ми семьями, никогда не прибегает к осуждению отдельных инди­видов. Функции регуляции действий своих членов по нормам об­щества считаются естественными и непосредственными функциями семьи.

  1. Патриотический статус рода (тухума)

Исторически сложилось так, что каждая семья — неотъемлемая часть конкретного рода. Семье совсем не безразлично, каков ее род. В той же мере, по мнению народа, каждый род ответственен за входящую в него семью.

Патриотический статус рода (тухума) складываются у дагестан­цев из традиционных обязанностей всех родственников (родствен­ных семей):

  • опекать друг друга, помогать и поддерживать в любых си­туациях жизни и деятельности;
  • быть в курсе морального и материального благополучия родственных семей;
  • вместе радоваться успехам и огорчаться неудачам родствен­ников;
  • сообща регулировать поведение всех, от мала до велика, чле­нов рода, быть ответственными за их отклонения от общеприня­тых норм общественной жизни;
  • совместно выходить на сельские помочи, работы по благо­устройству аула, спортивные, трудовые праздники;
  • коллективно приходить на выражение сочувствия, призна­тельности, поздравления;
  • быть в авангарде защитников справедливых интересов рода, аула, народа и родины и др.[2.C.160]/

Многовековая родовая сплоченность выработала патриотичес­кие традиции, обязывающие родственников строить рядом дома, занимать приусадебные участки, хоронить умерших; вместе пас­ти личный скот, дружно выходить на сенокос, приходить на по­мощь, на годекан и т.д. Если человек погиб на чужбине (если только он не трус и не изменник), патриотический долг рода при­везти покойника на родину, похоронить его рядом с родовыми мо­гилами, там, где преданы земле его деды и прадеды, там, где он родился, рос, возмужал.

Только род, который строго соблюдает отведенный ему обще­ством патриотический статус (почитает и приумножает свои тру-
довые традиции, помнит и чтит свою родословную, отцов, дедов
и прадедов, является образцом межличностных отношений и че-
ловеческой культуры), имеет в ауле добрую славу, становится ува-
жаемым сельским джамаатом. Выполнение родовых традиций не
является каким-то обособлением человека. Наоборот, через осоз-
нание себя, своей семьи и рода человек яснее осмысливает значи-
мость аула и его джамаата.

  1. Патриотический статус аула

Патриотический статус аула складывается как из обязательных
функций каждого его жителя, так и из обязанностей всего джама-
ата в целом. Весьма образно и довольно точно характеризует его
дагестанская поэтесса Фазу Алиева:

  • «Если у одного из горцев сохранилась искорка огня, из очага
    в очаг передается она;
  • Если в сундуке одного лишь горца хранится горсточка муки,
    ее на все хватает очаги;
  • Если юношу в дорогу провожают, на проводы выходит весь
    аул;
  • Если в ауле кто захворал, покоя не находит весь аул;
  • Если в ауле умерший, не станут никогда справлять день
    рождения или свадьбу;
  • Если совершит джигит поступок грязный, то весь аул судья
    ему;
  • Если стать героем одному, то у всего аула праздник»

Авторитет аула (сельского джамаата) зиждется на том, нас-
колько его жители безупречно служат друг другу:

  • насколько уважаемы, дружны между собой, понимают друг
    друга, выручают при строительстве дома, огранизации обществен-
    ных помочей, во время стихийных бедствий;

— насколько заботятся о сельских сиротах, престарелых, ин-
валидах, о культурных и исторических ценностях села, о его при-
родных ресурсах (нивах, родниках, пастбищах, а также кладбищах,
памятниках и т. д.).

  • насколько выходцы из аула преуспевают в учении, уважае-
    мы в труде, помнят о своем происхождении: семье, роде, ауле,
    народе, вносят вклад в их благоустройство и благополучие.

Делом престижа считается в народе (в ауле) своевременная
посадка зерновых, уборка урожая, стрижка овец, накопление кор-
мов, своевременная заготовка на зиму дров, продуктов питания
и т.д. Аул, отставший в важнейших видах жизнедеятельности джа-
маата, стновится у народа объектом осуждения, признается лишен-
ным авторитета. 

  1. Патриотический статус народа

Патриотический статус народа складывается из исторически жизнестойких обязанностей трудящихся горцев:

  • безусловно знать родной язык матери и отца, всемерно соб­людать специфические особенности культуры родной речи;
  • быть знатоком, хранителем, обогатителем и распространи­телем духовной и материальной культуры народа;
  • глубоко почитать, соблюдать и пропагандировать прогрес­сивные традиции, обычаи, героические, боевые и трудовые сверше­ния старших поколений;
  • беречь родную природу, дорожить ее богатствами, заботить­ся о водных ресурсах, лесных массивах, памятниках природы;
  • сплачиваться в борьбе со стихийными бедствиями, внутрен­ними и внешними врагами народа, оперативно пресекать случаи, индивидуальные и общественные явления, порочащие родной на­род.

Руководствующиеся патриотическим статусом народы Дагес­тана испокон веку проявляют завидную преданность своей родине, чем заслужили добрую славу как у друзей, так и недругов, как у граждан страны, выдающихся мыслителей, так и у руководителей государства. Приведем лишь два высказывания. Петр Великий в свое время отметил: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусст­ве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взять­ся за оружие против него». В наши дни Президент России В.В. Путин сказал: «Видя, как они умело защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».

Историческая правда свидетельствует, что развитие человека как личности-патриота возможно лишь при последовательном усвоении и глубоком осмыслении им с малых лет всех, без исклю­чения, требований патриотического статуса, начиная от патриоти­ческого статуса конкретного индивида до патриотического стату­са народа. Патриотический статус выступает живым и пожизнен­ным регулятором всей деятельности человека, налаживает устой­чивые связи, формулирует обязательства человека перед народом и народа перед человеком.

Мирзоев

Шайдабег Айдабегович,

                                                                                                           профессор ДГПУ