Республика Дагестан оказалась в числе худших по 12 критериям оценки качества образования, сообщает Рособрнадзор. Некоторые эксперты считают формат Единого государственного экзамена одной из причин ухудшения качества образования по республике и всей в стране. Влияние ЕГЭ на систему образования и его альтернативы обсудили на круглом столе «Единый государственный экзамен — «за» и «против»» в Точке кипения ДГУ. Ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Максим Зайцев, ректор ДГУНХ Яхья Бучаев, депутаты, работники системы образования, руководители школ и преподаватели вузов подвели итоги введения ЕГЭ около 20 лет назад. Об этом сообщает пресс-служба ДГУ.
«С введением ЕГЭ пропала коррупционная составляющая, данные о баллах абитуриента берутся из федеральной базы. Выпускник может подавать документы на несколько направлений, потому что не нужно везде сдавать вступительные экзамены. Но в то же время ЕГЭ привел к большой фрагментации знаний: школьники учат только то, что придется сдавать, — отметил ректор ДГУ Муртазали Рабаданов. – Наши традиционные срезы остаточных знаний первокурсников показывают, что студенты не знают даже элементарных вопросов по истории, хотя решают на высокие баллы задания по профильным предметам. Система образования нуждается в изменениях».
Специалисты считают неприемлемым для детской психики формат проведения ЕГЭ. «Система, которая изначально должна была снизить уровень коррупции, показала свою нежизнеспособность. Дети с детства знают, что их ждет нечто страшное — ЕГЭ. Они думают, что вся их жизнь зависит от плюсиков и минусов на листочках, напрягаются, срываются, нередко случаются трагедии, — рассказал Максим Зайцев. — Кроме того, из-за ЕГЭ российские выпускники не пользуются серьезной востребованностью за рубежом».
Депутат предложил постепенно отказаться от экзаменов, потому что количество бюджетных мест во всех вузах страны превышает число поступающих. Некоторые университеты уже испытали систему отсеивания: поступают все желающие, позже неуспевающих постепенно исключают.
Другое решение — введение коэффициентов для абитуриентов из глубинки страны — предложил Яхья Бутаев, ректор ДГУНХ. Пока нет единой образовательной среды, можно умножать на итоговые баллы выравнивающие коэффициенты. Единый государственный экзамен, по мнению ректора ДГУНХ, должен был решить проблему утечки кадров в другие страны. Ученый предлагает выделять налоговые преференции родителям, чьи дети продолжают образование в родном субъекте. «Выпускники 9 классов боятся ЕГЭ и не идут в 11 классы. Дагстат сообщает, что в Дагестане около 10 тысяч выпускников 9 классов из 35 тысяч в итоге не поступили в колледжи и так и остались без полного среднего образования», — поделился Яхья Бучаев.
Директор республиканского центра ЕГЭ Аскандар Магомедов признал Единый государственный экзамен наиболее оптимальным методом оценивания знаний. Он отметил, что благодаря второй части ЕГЭ все же можно выявить творческие способности выпускников.