Как ликвидировать образовавшийся дефицит педагогических кадров в Дагестане обсудили на круглом столе, организованном Комитетом Народного Собрания Республики Дагестан по образованию и науке в стенах Дагестанского государственного педагогического университета. Участники дискуссии выработали ряд рекомендаций, которые позволят решить проблему с кадрами. Об этом сообщили в пресс-службе НС РД.
Мероприятие собрало представителей Министерства образования и науки Дагестана, муниципальных образований республики, вузов и колледжей.
Перед началом обсуждения участники возложили цветы к памятнику «Педагогу и наставнику», который установлен во дворе Дагпедуниверситета.
Открывая мероприятие, председатель Комитета по образованию и науке Елена Павлюченко подчеркнула необходимость активного привлечения молодежи к педагогической специальности, в противном случае будущие образовательные организации могут столкнуться с нехваткой специалистов.
«В настоящее время в школах работают специалисты, которым за пятьдесят, и их уход из профессии неизбежен. Если сегодня каждый из вас не будет стимулировать ребят, чтобы они получали педагогическую специальность, завтра у вас даже в новых школах некому будет работать. О каком развитии горных территорий мы можем говорить, если мы не можем обеспечить педагогическими кадрами образовательные организации?! Молодежь не проявляет интереса к поступлению в педагогические колледжи и университеты», – отметила Елена Павлюченко.
По ее словам, это ставит под угрозу не только будущее образовательной системы республики, но и делает невозможной подготовку квалифицированных кадров для экономики региона.
Депутат призвала глав районов сделать вопрос обеспечения кадрами местных школ приоритетным в своей работе.
Первый заместитель министра образования и науки Аида Далгатова сообщила, что по состоянию на 1 сентября 2024 года в республике наблюдается дефицит более 212 образовательных вакансий, среди которых наиболее остро не хватает учителей физики, математики и иностранных языков. Вместе с тем по данным мониторинга, проводимого Минобрнауки РД фактическая потребность в квалифицированных педагогах составляет около 2,9 тысячи единиц. Наибольшая нехватка специалистов наблюдается в Махачкале, Кизляре, Хасавюрте, Каспийске, Дахадаевском, Кизилюртовском, Кизлярском, Тарумовском и Хасавюртовском районах.
В то же время в республике продолжается подготовка педагогических кадров – 22 колледжа и 4 университета готовят будущих учителей. На данный момент на педагогических специальностях обучаются порядка 9945 студентов.
С предложениями о путях и средствах восполнения дефицита педагогических кадров в образовательных организациях республики выступили ректор Дагестанского государственного педагогического университета Нариман Асваров, депутат Народного Собрания Узлипат Гасанова, директор Технического колледжа им. Р.Ашуралиева Мафият Рахманова, руководитель Регионального методического центра ДИРО Эльвира Сайпуева, ректор Дагестанского института развития образования Гульнара Ахмедова и другие участники мероприятия.
Они сошлись во мнении, что необходимо уделять больше внимания профессиональной ориентации будущих педагогов, чтобы они могли осознанно выбирать свою профессию и успешно реализовывать свой потенциал в образовании.
Поднятие престижа учителей также стало одним из приоритетных пунктов в обсуждении. Выступающие выразили обеспокоенность по поводу нагрузки на существующих педагогов, которые вынуждены брать на себя дополнительные обязанности, что сказывается на качестве образования.
По итогам круглого стола были приняты рекомендации, которые позволят снизить дефицит кадров. В частности, профильному министерству предложено проводить мониторинг востребованных педагогических вакансий и разработать «дорожную карту» по укомплектованию образовательных учреждений. Муниципалитетам рекомендовано активизировать размещение предложений о целевом обучении педагогических кадров на портале «Работа в России».