Во вторник, 27 августа, Председатель Правительства Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов провёл совещание по вопросу снижения дебиторской задолженности и увеличения поступлений доходов в консолидированный бюджет. Об этом сообщили в пресс-службе Правительства РД.
В обсуждении приняли участие представители Счетной палаты РД, УФНС, руководители министерств и ведомств.
На совещании рассматривался аналитический отчёт по организации деятельности органов власти и муниципальных образований по управлению дебиторской задолженностью по доходам:
«Мы должны понимать, что дебиторская задолженность — это источник доходов для нашего бюджета, и ее своевременное погашение позволило бы решать социальные вопросы, с которыми к нам обращаются граждане, органы исполнительной власти и муниципалитеты»,- сказал Абдулмуслим Абдулмуслимов, открывая совещание.
На совещании выступил исполняющий обязанности Председателя Счетной палаты Республики Дагестан Темирлан Расулов. Он рассказал, что в ходе проведения анализа формирования и исполнения бюджета уделяется внимание вопросам управления дебиторской задолженностью по бюджетным доходам, так как дебиторская задолженность является активом, который может стать дополнительным источником поступлений в бюджет, включая в себя налоговые и неналоговые поступления.
«В этой связи хотел бы отметить большую работу и внимание, которое Правительство уделяет данной проблематике, что свидетельствует о приоритете вопросов, связанных с увеличением доходов бюджета. В соответствии с федеральным законодательством в республике принят ряд нормативных актов, определяющих полномочия главных администраторов, а также регламентирующих их компетенции, в том числе по управлению дебиторской задолженностью.
В настоящее время органами исполнительной власти принимаются меры, направленные на снижение дебиторской задолженности. В частности, утвержден соответствующий план мероприятий по ее взысканию, в рамках реализации которого в 17 органах исполнительной власти и 12 муниципалитетах созданы комиссии по поступлению и выбытию активов. В 24 органах исполнительной власти и 48 муниципалитетах утверждены соответствующие регламенты реализации полномочий. В целом, проводится комплекс мероприятий по снижению задолженности также и по неналоговым доходам. Вместе с тем, планируемые мероприятия не в полной мере конкретизированы по исполнителям. Не установлены показатели оценки работ главных администраторов», — сказал Расулов.
На совещании выступил врио министра финансов РД Шамиль Дабишев. Он сообщил, что задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет на 1 июля составила 12,2 млрд руб., уменьшилась с начала года на 1,1 млрд или на 8%.
По словам Дабишева, муниципальными образованиями осуществляется мониторинг динамики дебиторской задолженности и принимаются меры по повышению эффективности ее управления. По информации муниципалитетов в результате проводимой работы по Плану мероприятий, дебиторская задолженность по неналоговым доходам в отдельных из них имеет тенденцию к снижению.
«Как пример, по город Каспийск дебиторская задолженность по неналоговым доходам – 253 млн со снижением на 4 млн рублей. Однако есть муниципалитеты, в которых дебиторская задолженность по неналоговым доходам в текущем году относительно прошлого года возросла, например, по городу Махачкала — рост на 20 млн руб.», — сказал Дабишев.
О работе с задолженностью по налогам и сборам перед консолидированным бюджетом республики и реализации мер по ее снижению рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан Айдар Байрамов.
Он отметил, что качественная организация мероприятий по реализации налогового потенциала республики за счет сокращения задолженности по налогам, сборам и пеням, зачисляемым в бюджеты республиканского и местного уровней, является одной из приоритетных задач в деятельности налогового органа.
«Абсолютное снижение задолженности перед консолидированным бюджетом РД по итогам 7 месяцев 2024 года составило 589,6 млн рублей или 4,5%. Наибольший удельный вес в структуре задолженности перед консолидированным бюджетом РД приходится на следующие налоги: транспортный налог – 3,7 млрд рублей или 30% от задолженности, НДФЛ — 3 млрд рублей или 24,4%, налог на прибыль– 1,6 млрд рублей или 13,2%», — сообщил он.
Вместе с тем, как рассказал Байрамов, проводимая Управлением ФНС России по РД совместно с региональными органами власти и органами местного самоуправления работа с долгом оказала существенное влияние на выполнение бюджетных назначений по поступления налогов во все уровни бюджета, в том числе консолидированного бюджета Республики Дагестан и привела к кратному увеличению налоговых поступлений, что подтверждается ведомственной статистической налоговой отчетностью.
«Так, за январь-июль 2024 прирост фактических поступлений в консолидированный бюджет РД относительно аналогичного периода прошлого года составил 2,2 млрд рублей или 10,4%, а по отдельным видам налогов наблюдается прирост более чем на 50%, а именно прирост поступлений по имущественным налогам физических лиц составил 591,2 млн рублей или 72,8%, по УСН – 613 млн рублей или 49,5%.
Для выполнения намеченных целей и задач по реализации имеющегося резерва налоговых поступлений в виде задолженности перед консолидированным бюджетом РД необходима кооперация всех заинтересованных участников в рамках исполнения разработанной «дорожной карты» в виде плана мероприятий по увеличению доходной части консолидированного бюджета», — рассказал глава УФНС по РД.
Также Айдар Байрамов прокомментировал вопрос организации работы по сокращению задолженности работников бюджетной сферы.
«Динамика снижения задолженности работников бюджетной сферы является индикатором платежной дисциплины населения в целом. По итогам работы за 7 месяцев 2024 года снижение задолженности работников бюджетной сферы составило 177 млн рублей», — отметил он.
С комментарием по вопросу повестки дня выступил Первый заместитель Председателя Правительства РД Руслан Алиев. Он, в частности, обратил внимание на необходимость усиления работы с организациями, оказывающими услуги по реализации продукции общественного питания.
«У нас есть информация, отражающая, что сотни миллионов рублей по налогам только в г.Махачкале не платят самые крупные и известные объекты общепита. Считаю, что работа в этом плане должна быть усилена», — сказал Алиев.
Резюмируя обсуждение, Абдулмуслим Абдулмуслимов назвал недостаточными усилия местных властей и других ответственных органов власти (УФНС, Минэкономразвития, Минфина и т.д.) по развитию налогооблагаемой базы. Премьер Дагестана призвал глав МО активнее работать над сбором налогов.
Абдулмуслим Абдулмуслимов в качестве примера привел множество коммерческих объектов, расположенных по улице А.Акушинского в г.Махачкале, а также объектов общепита в разных районах столицы, не состоящих на налоговом учете.
Председатель Правительства Дагестана напомнил, что резервами пополнения доходной части бюджета является постановка на налоговый учет юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательством. А средства бюджета направляются на решение социальных вопросов жителей республики, улучшение инфраструктуры и т.д. Так, к примеру, весь транспортный налог направляется на ремонт дорожных объектов, полностью оставаясь в муниципалитете.
«Уважаемые главы муниципальных образований, вы пишете письма с просьбами о включении тех или иных объектов в Республиканскую инвестиционную программу, строительстве школ, детсадов, спортплощадок и так далее. А за счет каких средств все это реализовать в республике, если никто не хочет платить налоги? Очень много говорим об этом, но пока реальных результатов нет. Бюджет республики формируется из налогов. Да, мы поддерживаем бизнес, создаем соответствующие условия в республике, строим инфраструктуру, ремонтируем дороги, но вместе с тем, должна быть и отдача в виде налоговых поступлений», — прокомментировал Абдулмуслимов.
По итогам обсуждения Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил усилить работу зональных рабочих групп по увеличению доходной части бюджета.
Главным администраторам доходов республиканского бюджета Республики Дагестан поручено активизировать мероприятия, направленные на повышение качества анализа структуры дебиторской задолженности по доходам и выявление причин ее образования, предотвращения формирования безнадежной к взысканию дебиторской задолженности по доходам, а также мероприятия по снижению дебиторской задолженности по доходам.
Органам местного самоуправления рекомендовано провести экспертизу нормативных правовых актов по регулированию работы с дебиторской задолженностью по неналоговым доходам, в том числе в процессе управления муниципальным имуществом.