Человек и человечность в культуре Дагестана

В современных условиях обновления общественно-политических и социально-экономических условий государства порою весьма очевидно как устами и делами порою недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности народов страны и республики. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали пытаются сменить духом легкомыслия и вседозволенности. Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно отдаются забвению ценности, исторически придававшие жизни и деятельности человека значимость и смысл. Опыт старших поколений — их политические взгляды, стиль одежды, половозрастная мораль поставили под сомнение. Поведенческие нормы подавляющего большинства молодежи день изо дня приближается к полной вседозволенности. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.    

В этих нелегких для социума общественно-политических условиях, на наш взгляд, весьма важно вспомнить, воспринимать, осмысливать и понимать морально-этические нормы, веками служившие духовно-нравственным ориентиром в жизни и деятельности народов многонационального Дагестана.

Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмыслив и искажая ее суть, по-разному преподнося в обыденной жизни. Говорим: человек приобрел или потерял свой моральный облик. Что он приобрел или потерял? Человеческая мораль – как ее понимать? Люди с древних времен искали и нашли общий для всех способ понимания и существования на Земле. Такой способ называется человеческой моралью.

Именно она сеет в людях добро, имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, призывает людей к человечности.

В языках есть понятие «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присуща гуманность, человечность.

Человечность от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность): по-даргински – «адам» (человек), адамдеш (человечность): по-лезгински – «инсан» (человек), инсанвал (человечность).

От слова «человек» у дагестанских народов образуются еще такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком, человеком нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.

Дагестанские мудрецы, например, днем рождения человека считают день, когда он совершает свое первое в жизни доброе дело. Для того, чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы: морали, нравственности, чести и совести.

Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы, присущие народу человеческой морали. Вот что говорит по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя.

Горец клянется: человеком родился – человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, горцы обрывают рассказ: – Не тратьте на него слова. Он же не человек.

Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке, горцы обрывают рассказ: – Он человек, и этот проступок ему можно простить.

Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутевом горцы говорят: – Человека там нет.

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: – Там есть человек. Человек – первая необходимость, драгоценность и великое чудо».

Дагестанская мораль требует от человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.

Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству.

Как стать совершенным, полноценным человеком?

Для совершенства сначала надо укреплять здоровье, силу, ловкость, быстроту движений, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, в труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, стать бодрым и жизнерадостным.

Только вот нельзя зазнаваться: нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, малышей, нельзя тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.

Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», «Ум не от возраста, а от головы», «Ученье в детстве – что резьба по камню», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время, перо возьми», «Услышанное береги, время придет – пригодится», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, о людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.

Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна и воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремленность, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.

Однако главное в человеке – это его морально-этический облик. Облик – это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.

Возникает вопрос, как это по совести? Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» Народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудренный опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».

Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное ее достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности и не ожидая, что тот отплатит тебе. Совесть – единственное чувство, в котором нет и тени эгоизма, корысти, зависти. Там, где взаимоотношения людей строятся на совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учебой, там ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик.

Мудрость народов Дагестана учит: первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление.

Второе достоинство человека – это дружба. Ее губит зависть.

Третье достоинство человека – это совесть. Ее уничтожает жадность.

Четвертое достоинство человека – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда.

Пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность.

Настоящий человек всегда стремиться к достоинствам и борется с недостатками.

Вот как высмеивают недостатки «выскочки» в народном фольклоре «Ну и парень»:

Ну и парень,

 Смех и грех.

 Ты – посмешище

 Для всех.

 Если встретишься

 С джигитом,

 Сходен ты

 С котом побитым.

 

 Встретится тебе Герой,

 Ты как мышь

 Перед горой.

 Только в споре

 С хилой бабой

 Ты могучий,

 А не слабый,

 Если пред тобой Калека,

 Ты похож

 На человека.

Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя такие моральные качества:

  1. Любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина – мать, а чужбина – мачеха»);
  2. Справедливость и честность («Лжец на почетное место однажды только может сесть, пока еще не всем известно, кто он на самом деле есть», «Вранье – штука куцехвостая, воровство – криволикоее, а обман – коротконогий», «Чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, что бы ни было – не ври – вдруг кто-то правду знает», «Сидеть можно и криво, но говори только прямо»);
  3. Доброта, великодушие, милосердие («Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец», «Злому ослу – тяжелая ноша», «Спесь губит достоинство»);
  4. Честь и собственное достоинство («Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);
  5. Скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнется», «Не задирай голову, расшибешься о скалу»);
  6. Рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдется»);
  7. Дружба и коллективизм («Джамаат захочет – войлочный кол в землю войдет», «Колос к колосу – сноп получается», «Топнет народ – земля затрясется», «Коль есть друзья, так сбереги, не сбережешь, они враги»);
  8. Уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);
  9. Трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек трудами», «Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче», «Начало работы горькое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);
  10. Бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочем», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»).

Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для дагестанцев практическим руководством. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.

Шайдабег Мирзоев, зав. сектором педагогики ДНИИП, профессор ДГПУ им. Р. Гамзатова