«Стены бы от смеха задрожали…»

К 90-летию Абдулкадира Сайдумова

После Эмиркули Эмирджанова, Сабира Гаджиева и Кумбая Рамазанова самым известным комическим актером в истории Лезгинского театра является Абдулкадир Сайдумов.

Жизненный путь 

Абдулкадир Сайдумович Сайдумов родился 1 января 1930 года в селении Даркуш Сулейман-Стальского района в семье крестьянина. Его детские годы совпали со временем Великой Отечественной войны. Он вынужден был бросить школу и работать сельским почтальоном. После войны он продолжил учебу в родном селении, затем в Капирской средней школе Курахского района.

После школы поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского. Окончив его в 1955 году, начал работать в Лезгинском театре. Более шести лет, с 1976 года по 1982 год, был директором театра.

Заслуги А. Сайдумова перед дагестанским искусством достойно отмечены. За весомый вклад в развитие и процветание театрального искусства и культуры А. Сайдумову были присвоены почетные звания – в 1971 году – «Заслуженный артист ДАССР»,  в 1978 году – «Народный артист ДАССР», в 1986 году – «Заслуженный артист РСФСР», его работа также отмечена медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» и орденом «Дружбы народов».


Сцена из спектакля «Горячие сердца» по пьесе Б. Айдаева.
А. Сайдумов в роли Рамазана. 1966 г.

Выдающийся комедийный актер А. Сайдумов умер 30 ноября 2002 года на 72 году жизни. Похоронен в родном селении Даркуш-Казмаляр.

Творчество

С первых дней работы в театре А. Сайдумов заявил о себе как о талантливом, ищущем актере. Он сыграл десятки разнообразных ролей, проявив себя как неповторимый талант, создатель индивидуальных характеров. Среди них зрителям особенно запомнились роли, созданные в комедийном жанре: Жеронт в «Лекаре по неволе», Скапен в «Продельках Скапена» Ж.-Б. Мольера,  Шпигельберг в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Рикард в «Забавном случае» К. Гольдони, Орхонбей в «Первом дне праздника» Н. Хикмета,  Дурсун в спектакле «Дурна»  С. Рустама,  Гюльоглан в «Ашуге Гарибе» З. Гаджибекова, Рустамбек в «Не та, так эта» («Мешади Ибад») У. Гаджибекова и др.

Особенно ярко раскрылся его талант в спектаклях местных драматургов. Созданные им образы Фундух-бека («Фундух-бек» Шах-Эмира Мурадова и Абдула Раджабова), Вариса («Цветок России» Кияса Меджидова), Демира («Ашуг Саид» Т. Хрюгского и К. Меджидова), Муслима  («Празднике цветов» Назира Ахмедова, Муртуза («Моя Седеф» А. Мехмана) и другие получили высокую оценку прессы и стали любимыми образами зрителей.

Сцена из спектакля «Пылающие джунгли» по пьесе Ц. Шагжина.
А. Сайдумов в роли Чана. 1972 г

Актер прекрасно владел лучшими приемами народного театра: юмором, мимикой, пантомимой, острым метким словом. Все это способствовало тому, что он создал своего неповторимого, неувядающего Фундух-бека в одноименной комедии. Эта роль принесла ему всенародную славу. Актер сыграл роль Фундух-бека на сцене Лезгинского театра больше 500 раз.

А. Сайдумов проявил себя и как режиссер, поставив более десяти спектаклей на сцене родного театра. Среди них «30 копеек штрафа» по пьесе Ш. Киямова и М. Фархата, «Упрямый козел» по пьесе А. Хамидова, «Квартет для души» и «Соседи» по пьесам Г. Хугаева, «Моя Седеф» по пьесе А. Мехмана, «Не та, так эта» («Мешади Ибад») по пьесе У. Гаджибекова (совместно с Ф. Зохрабовым), «Кто роет яму…» и «Сестры» по пьесам А. Махмудова, «Честь матери» по пьесе К. Казимова, «Тетушка-воробушка» по пьесе С. Саидгасанова, «Дом сумасшедших» («Дилихана») по пьесе И. Магомедова, «Ашуг Лукман» по пьесе З. Ризванова и Б. Салимова и др. Они шли с большим успехом на сцене театра и получили высокую оценку и признание зрителей.

Сцена из спектакля «Саяд» по пьесе И. Гусейнова.
А. Сайдумов в роли Пампура. 1975 г.

А. Сайдумовым переведены на лезгинский язык десятки пьес известных драматургов. Среди них «Провинциальная девушка» грузинского драматурга К. Буачидзе (совместно с Б.Айдаевым), «Айдын» азербайджанского драматурга Джафара Джабарлы (совместно с М.-Г. Рамазановым, «Бременские музыканты» русского драматурга Валерия Шульжика, «Похищение жениха» балкарского драматурга Иссы Боташева, «Хюлледжи» турецкого драматурга Решада Нури Гюнтекина, «Толмач Имама Шамиля» еврейского драматурга Хизгила Авшалумова (совместно с Гилалом Аскеровым), «Не та, так эта» («Мешади Ибад») азербайджанского драматурга Узеира Гаджибекова и другие.

* * *

А. Сайдумов посвятил многим деятелям искусства и литературы стихотворения, имеется много посвящений и ему. Среди них выделяется стихотворение известного лезгинского поэта Арбена Кардаша, которое мы считаем уместным привести здесь.

В шутку пресерьёзнейшее слово

Может превратить Абдулкадыр, –

Руки в громе смеха кругового

Публика исхлопает до дыр!

 

Шутка у Сайдумова крылата,

До конца ясна любой душе:

Старцы молодеют, а ребята

Не сумеют постареть уже.

 

Если бы в пустом сыграл он зале,

Где совсем погашены огни,

Стены бы от смеха задрожали,

С хохотом бы рухнули они.

 

Хоть года театра уж преклонны,

Потому он вынести их смог,

Что аплодисменты как колонны

Стены крепят, держат потолок.

(Перевод с лезгинского Виктора Лапшина)

Сцена из спектакля «Фундух-бек» по пьесе Ш.-Э. Мурадова и А. Раджабова.
А. Сайдумов в роли Фундух-бека. 1982 г.

В 2020 году исполняется 90 лет со дня рождения А. Сайдумова. Надеемся, что юбилей выдающегося актера будет достойно отмечено в нашей республике.

  Азиз Мирзабеков, кандидат филологических наук