2019 год – особенный для Федеральной лезгинской национально-культурной автономии: ФЛНКА отмечает свой 20-летний юбилей. Несмотря на объективные трудности и ограниченные возможности, Лезгинской автономии удалось добиться многого за эти годы. В рамках юбилейных мероприятий и материалов нашего сайта мы вместе с читателями еще раз вспомним наиболее значимые этапы пути, который прошла Автономия.
В этой статье нам хотелось бы поделиться с Вами радостной новостью, явившейся результатом многолетних усилий руководства, Совета и коллектива ФЛНКА, и ставшей своеобразным подарком на юбилей. Новость эта заключается в том, что совсем недавно, 6 июня 2019 года,Экономический и социальный Совет Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС ООН) предоставил Лезгинской автономии специальный консультативный статус.
Официальное извещение об этом, а именно письмо с поздравлением и разъяснением нового статуса организации за подписью руководителя сектора по неправительственным организациям Департамента по экономическим и социальным вопросам ЭКОСОС ООН Марка-Андре Дореля, ФЛНКА получила 12 июня.
«Рад сообщить вам, что Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) на своем координационно-управленческом совещании 6 июня 2019 года принял рекомендацию Комитета по неправительственным организациям (НПО) о предоставлении специального консультативного статуса Вашей организации — Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. Примите наши сердечные поздравления.
Консультативный статус организации позволяет ей активно взаимодействовать с ЭКОСОС и его вспомогательными органами, а также с Секретариатом, программами, фондами и учреждениями Организации Объединенных Наций по ряду направлений», — говорится в письме.
Напомним вам, дорогие читатели, что ФЛНКА добивалась получения консультативного статуса при ООН с 2015 года, о чем мы подробно рассказывали в наших материалах. Решение о предоставлении данного статуса принимает ЭКОСОС исключительно по рекомендации специального Комитета по неправительственным организациям (НПО), в который входят представители ряда стран-членов ООН. Комитет отвечает за регулярный контроль за развитием отношений между неправительственными организациями и Организацией Объединенных Наций.
Комитет по неправительственным организациям Экономического и Социального Совета ООН был создан в 1946 году и первоначально состоял из 5 членов, в настоящее время в нем 19 государств-членов. Географически места распределяются следующим образом: 9 мест – Азия и Африка, 4 места – Лат. Америка и Карибский бассейн, 4 места – Западная Европа, др. страны и 2 места – восточноевропейские страны. Члены Комитета избираются сроком на 4 года.
Чтобы получить статус при ЭКОСОС, неправительственная организация должна соответствовать ряду критериев. Это должна быть организация, не преследуя цели извлечения прибыли, должна заниматься проблемами, входящими в компетенцию ЭКОСОС. Ее цели и задачи должны соответствовать духу, целям и принципам Устава ООН. Организация должна иметь постоянную штаб-квартиру и принятый демократическим путем устав, должна пользоваться устоявшейся репутацией в своей области компетенции и носить представительный характер. Основные средства данной организации должны состоять главным образом из взносов ее национальных отделений или из поступлений от индивидуальных членов.
Заявка ФЛНКА на получение консультативного статуса рассматривалась в рамках рабочих сессий Комитета по НПО с 2015 года. Но лишь в ходе рабочей сессии Комитета по НПО в конце января 2019 года все его члены единогласно рекомендовали предоставить Лезгинской автономии специальный консультативный статус. А уже в июне рекомендация Комитета по НПО была принята руководством ЭКОСОС ООН.
ФЛНКА стала первой в истории России национально-культурной автономией, получившей консультативный статус при ООН. Даже те, кто не столь близко знаком с деятельностью Организации Объединенных Наций, могут оценить значение этого достижения для общественной организации, представляющей разделенный лезгинский народ.
Ранее мы посвятили отдельный материал на нашем сайте рассказу о том, какие возможности дает консультативный статус и что из себя представляет площадка ЭКОСОС ООН.
Тем не менее, мы еще раз остановимся на отдельных моментах, опираясь на официальное письмо из ООН, чтобы можно было составить цельное впечатление о новом статусе ФЛНКА.
Отныне ФЛНКА имеет право назначать официальных представителей в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и отделениях ООН в Женеве и Вене, каждый из которых будет иметь постоянный доступ в указанные офисы ООН.
Представители ФЛНКА могут регистрироваться и участвовать в любых незакрытых мероприятиях Организации Объединенных Наций, назначать уполномоченных представителей для участия в качестве наблюдателей в открытых заседаниях ЭКОСОС и его вспомогательных органов, Совета по правам человека и, при определенных условиях, Генеральной Ассамблеи и других межправительственных органов Организации Объединенных Наций. Эти механизмы могут быть дополнены другими средствами участия, которые вырабатываются в ходе договоров и взаимодействия со структурами ООН.
Таким образом, имея консультативный статус, ФЛНКА может:
— участвовать в международных конференциях и мероприятиях ООН;
— делать письменные и устные заявления на этих мероприятиях;
— заниматься организацией параллельных мероприятий на площадках ООН;
— иметь постоянный доступ в помещения ООН;
— иметь возможности для установления рабочих контактов и продвижения своих интересов на площадках ООН.
ООН на уровне Генерального секретаря берет нас себя ряд обязательств по созданию организационно-технических возможностей для работы НПО, обладающих консультативным статусом, на различных площадках крупнейшей международной структуры, включая штаб-квартиру в Нью-Йорке, офисы в Женеве и Вене.
Отныне Генеральный секретарь ООН выступает гарантом права ФЛНКА на консультации с сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата по вопросам, представляющим взаимный интерес. Такие консультации проводятся по просьбе НПО или Генерального секретаря.
НПО может проводить собственные расследования и аналитические исследования по вопросам, на которых она фокусируется в своей деятельности, и обращаться с запросом на проведение подобного официального расследования к Генеральному Секретарю ООН. Комиссия ЭКОСОС со своей стороны может рекомендовать НПО, обладающим специальной компетенцией в конкретной области, провести исследования или расследования, или подготовить документы для комиссии.
Среди прочих обязательств ООН перед НПО, имеющими консультативный статус:
— предоставление помещений для проведения конференций или небольших совещаний, связанных с работой ЭКОСОС, (при условии их наличия) по правилам, установленным в каждом отделении ООН;
— создание надлежащих условий для рассадки и получения документов в ходе открытых заседаний Генеральной Ассамблеи, посвященных вопросам в экономической, социальной и смежных областях;
— организация неофициальных дискуссий по вопросам, представляющим особый интерес для групп или организаций;
— доступ к службам документации для прессы Организации Объединенных Наций;
— оперативное и эффективное распространение документов, касающихся ЭКОСОС и его вспомогательных органов, по усмотрению Генерального секретаря и т.д.
Таким образом, консультативный статус дает организации полный инструментарий для глубокого взаимодействия не только непосредственно с ЭКОСОС ООН, но и другими структурами этой большой и разветвленной организации. Одним из наиболее актуальных направлений для ФЛНКА является работа с офисом Верховного комиссара ООН по правам человека и специальным докладчиком ООН по правам нацменьшинств. Эти направления активно прорабатываются ФЛНКА начиная с 2013 года. Достаточно вспомнить визиты делегаций ФЛНКА в Женеву (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека), состоявшееся в нем же первое в истории выступление по лезгинскому вопросу с трибуны ООН президента ФЛНКА Арифа Керимова, недавний доклад председателя исполкома ФЛНКА на первом Европейском региональном форуме по вопросам образования и языков нацменьшинств под эгидой ООН в Европарламенте и т.д.
С получением консультативного статуса взаимодействию ФЛНКА с ООН дан сильнейший импульс, и это направление требует выхода на качественно новый уровень работы.
Не будем забывать, что вместе с правами следуют и обязанности. Каждая организация, обладающая консультативным статусом, также имеет обязательства перед ЭКОСОС ООН, в случае несоблюдения которых она может быть лишена данного статуса. Главное из этих обязательств заключается в том, что организации должны представлять доклады о своей деятельности в поддержку работы ЭКОСОС и Организации Объединенных Наций один раз в четыре года, известные как четырехгодичные доклады.
Если организация не проявляет активность и ей нечего указать в отчете в контексте работы с ООН, ее статус также может быть приостановлен и/или отменен.
При этом необходимо понимать, что несмотря на наличие консультативного статуса никакая общественная (неправительственная) организация не может быть членом ООН в том смысле, в котором ими являются государства.
Тем не менее, консультативный статус дает уникальную возможность народам, не имеющим своих государств, но которым есть что заявить перед мировым сообществом, сделать это на самом высоком международном уровне.
Получение консультативного статуса при ООН является для лезгинского и родственных народов без преувеличения историческим достижением, все значение которого трудно оценить в данный момент – это сделают наши потомки.
Важно осознать, что в мире нет более высокой ступени признания общественной организации – а вместе с ней ее ценностей, целей и задач, поднимаемых ею проблем – чем платформа Организации Объединенных Наций.
Руководство, Совет и коллектив ФЛНКА поздравляют всех земляков с этим достижением и новым этапом в жизни не только отдельно взятой организации, но и всего лезгинского народа, и призывает к дальнейшему сплочению во имя нашего будущего.
Источник: ФЛНКА