В пятницу, 21 июня, заместитель Председателя Правительства РД – министр образования и науки республики Уммупазиль Омарова провела совещание по вопросу реализации в Дагестане в 2019 году проекта «Сельский (земский) учитель».
Подчёркивая важность рассматриваемой темы, она заявила: «В послании Главы республики было сказано о том, что в Дагестане наблюдается дефицит педагогических кадров и кадровое обеспечение системы образования невозможно без принятия соответствующих мер. Одной их таких мер является проект «Сельский (земский) учитель».
Вместе с тем вице-премьер добавила, что Дагестан стал пилотным регионом, где воплощается в жизнь эта задумка. По словам зампреда, работа ведется в тесном взаимодействии с Министерством просвещения РФ и вероятно, что в ближайшем будущем опыт Дагестана будет ретранслирован на федеральном уровне.
Приоритетное внимание на совещании было уделено обсуждению проекта постановления Правительства РД «О предоставлении единовременной денежной выплаты педагогическому работнику на приобретение (строительство) жилого помещения». Он разработан с целью привлечения в общеобразовательные учреждения, расположенные в сельских населенных пунктах Дагестана, квалифицированных специалистов. Желающим переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и устроиться на работу учителем будет оказана поддержка.
Выделив в качестве ключевой проблемы в сфере образования республики недостаток кадровых ресурсов, особенно в сельской местности, Уммупазиль Омарова сказала: «Ежегодно по педагогическим направлениям выпускается около 2 тысяч студентов, в том числе около 500 – по направлениям высшего образования. При трудоустройстве выпускников вузов мы видим, что многие из них не идут работать по тем направлениям, по которым получили образование. Это серьёзная проблема, поэтому нам надо принять меры по стимулированию педагогов».
Говоря о сути постановления, вице-премьер сообщила, что документом предусмотрено предоставление единовременной денежной выплаты педагогическому работнику в размере 1 млн рублей на приобретение (строительство) жилого помещения с условием обязательной отработки в течение 5 лет. Выплата предоставляется педагогическому работнику, соответствующему определённым условиям. Такая мера социальной поддержки нацелена на привлечение и закрепление учителей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности.
Особенно остро, по словам зампреда, ощущается нехватка преподавателей иностранного языка, что недопустимо с учётом того, что в России введут обязательный ЕГЭ по этому предмету в 2022 году.
«Нам всем надо эту государственную задачу очень чётко понимать. По решению Главы РД в республиканском бюджете заложены средства на эти цели. С учетом того, что проект является пилотным, предлагается пока выделить средства на 50 вакансий педагогических работников по предметам, по которым имеется наибольший дефицит», – отметила она.
Продолжая, Уммупазиль Омарова подчеркнула, что важно то, какие педагоги поедут работать в сельские школы. То есть это должны быть люди, которые рассматривают работу в селе не как долгосрочную ссылку, а осознают серьёзность этого решения и хотят принести пользу обществу.
«Суть в том, что педагогам даются деньги на обустройство: чтобы они построили или выкупили дом. У нас должны быть основания думать, что они там находятся всерьез и надолго. Это условие предоставления выплаты», – констатировала вице-премьер.
Также было озвучено, что информация о реализуемом проекте будет направлена во все министерства образования СКФО, что позволит привлечь педагогов из других регионов.
О юридической стороне вопроса подробно рассказал начальник отдела Министерства образования и науки РД Джамал Атаев. Так, он напомнил о том, что выплата носит целевой характер. Планируется заключать трёхсторонний договор о предоставлении единовременной денежной выплаты между учителем, органом управления образованием муниципального района РД и образовательной организацией, в которую человек трудоустроен. Что касается покупки жилья, педагогический работник может дополнительно привлекать собственные средства, а также средства материнского (семейного) капитала.
В ходе обсуждения также было озвучено, что необходима своего рода общественная аккредитация при определении победителей конкурсного отбора на право получения единовременной денежной выплаты. Кроме того, не останется без внимания деятельность педагога и его успехи на новом месте, что позволит определить эффективность его работы. Не обошли стороной и тему подготовки учителей к работе в сельской местности, а также идеологическую составляющую вопроса.
Подводя итоги мероприятия, Уммупазиль Омарова подчеркнула, что эта работа будет проведена не для галочки, призвав при этом собравшихся представителей органов исполнительной власти и вузов активизировать работу в данном направлении.
«Лезги газет»