Дагестанское УФАС провело очередные Публичные слушания

Во вторник, 18 сентября, в конференц-зале ректората Дагестанского государственного университета прошли Публичные слушания правоприменительной практики Дагестанского УФАС России за III квартал текущего года. Об этом «Лезги газет» сообщили в пресс-службе Дагестанского УФАС.

Врио руководителя Управления Каир Бабаев рассказал участникам слушаний о разрабатываемой в республике дорожной карте по содействию развитию конкуренции до 2020 года и коррективах, которые Управление предлагает в нее внести.

УФАС считает необходимым внести изменения в следующие товарные рынки: аптечная деятельность, медицина, социальные услуги, транспорт, ритуальные услуги, жилищное строительство, розничная продажа нефтепродуктов, реклама.

Что касается аптечной деятельности, то параллельно с анализом рынка розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и соответствующими товарами необходимо провести также анализ  по оптовому сектору лекарственного обеспечения.

«Сколько организаций оптового звена, каков уровень конкуренции. Схема взаимодействия с розничными продавцами. Вертикальная интегрированность или свободная схема взаимодействия этих звеньев. Перспективу такого взаимодействия. Если и есть такая систематизация информации, то она известна только узкому кругу специалистов. Развитие данной темы позволит прогнозировать ситуации по конкурентным закупкам, исключить из практики случаи саботажа потенциальными участниками проводимых  закупок», — считает Каир Бабаев.

Развитие конкуренции на рынке транспорта стало одним из самых обсуждаемых в ходе слушаний аспектов дорожной карты.

По состоянию на 1 января 2018 года, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок осуществляют 83 перевозчика, в том числе 52 индивидуальных предпринимателя и 31 юридическое лицо, из которых 10 государственных и муниципальных предприятий. Доля выручки частных перевозчиков составляет более 75% Похожая картина и в сфере перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Перевозками в данной сфере занято 18 юридических лиц, в том числе 6 государственных и муниципальных предприятий. Доля выручки частных организаций составляет более 78%. Маршрутная сеть республики сформирована из 664 маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом, в том числе 132 межрегиональных, 363 межмуниципальных и 169 муниципальных маршрутов.

«Конкурсы на отбор перевозчиков по муниципальным образованиям проведены в расчете на получение услуг от крупных поставщиков по системе «1 маршрут – 1 лот», что не позволяет индивидуальным предпринимателям конкурировать с крупными хозяйствующими субъектами. Индивидуальные предприниматели вынуждены по системе найма участвовать в перевозочном процессе и основную выручку платить в кассу победителей конкурса. Законодательство дает право заказчику проводить конкурсы с применением системы «1 выход – 1 лот». В этом случае создаются полноценные условия для конкурирования всем участникам перевозочного процесса и роста налогов в результате установления самостоятельных договорных отношений заказчика со всеми участниками пассажирских перевозок», — отметил Бабаев, напомнив участникам слушаний, что Дагестанское УФАС выдало нескольким муниципалитета предупреждения в этой сфере.

Согласно предупреждениям, мэрии Избербаша, Каспийска, Дагестанских Огней должны внести изменения в свои  Положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах на территории городов порядка формирования лотов. Изменения должны позволить принимать участие в конкурсе хозяйствующим субъектам, имеющим в собственности от одного и более транспортных средств.

Что касается рынка розничной продажи нефтепродуктов, то в республике, несмотря на большую конкуренцию в этой сфере (розничную продажу нефтепродуктов  в Дагестане осуществляют более 660 хозсубъектов с общей годовой выручкой боле 4,5 миллиардов рублей), постоянно наблюдается рост цен.

«Проблемы антимонопольного реагирования на действия розничных операторов связаны с уникальностью ситуации на данном рынке в Республике Дагестан. Отсутствуют возможности для формирования группы коллективного доминирования. Доля на рынке самых крупных трех операторов составляет не более 10 процентов от рынка. Сговор хозяйствующих субъектов невозможно отследить с учетом их численности. Реализация продукции от оптовых звеньев проходит без участия вертикально интегрированных компаний, которые при реализации нефтепродуктов своей рознице могут себе в ущерб варьировать размер наценки для своих конечных операторов в начальный период скачка цен. Независимые операторы лишены такой возможности и приобретают нефтепродукты по более высоким ценам, чем их конкуренты в составе вертикально-интегрированных компаний», — считает Каир Бабаев.

Заместители руководителя Дагестанского УФАС Рустам Муртазалиев и Джамиля Халлаева рассказали участникам слушаний о работе в сфере контроля за нарушениями антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе.

После завершения выступлений слушания прошли в формате «вопрос-ответ».

«Лезги газет»