Накануне под руководством Председателя Правительства РД Абдулмуслима Абдулмуслимова обсуждались вопросы, связанные с повышением эффективности распространения газетно-журнальной продукции и увеличении подписок на печатные издания в регионе. Как главный редактор республиканского национального издания, отмечу, что на сегодняшний день данные проблемы являются одними из самых важных в отрасли СМИ. И то, что этим вопросам уделено внимание на правительственном уровне, дает надежды, что ситуация улучшится.
Несомненно, установка газетно-журнального киоска «Дагпечати» в каждом муниципалитете даст плоды. Ведь подписка через киоск в разы меньше, чем в почтовых отделениях. Чтобы не быть пустословным, приведу пример: годовая подписная цена «Лезги газет» на 2024 год через киоск составлял 450 рублей, а через почту 1113 рублей. Есть разница? Есть! Правда, стоит отметить, что, подписавшись через «Дагпечать», подписчику нужно ходить в киоск, чтобы забрать газету. В случае почты – доставка до почты. Но все-таки в этой ситуации, подписчики выбирают киоски. Такой вывод я сделал на примере тиража «Лезги газет». Большая часть подписчиков изданиях оформили газеты именно в киосках.
Хотел бы также озвучить ряд других проблем, которые существуют в отрасли СМИ. Первое – нехватка квалифицированных кадров. Особенно – в национальных изданиях. Как известно, отделение журналистики филологического факультета ДГУ является основной кузницей, где готовят журналистов. Однако в последние 5 лет на отделении журналистики нет бюджетных мест. Ни одного!
Второе – из-за небольших зарплат журналистов государственных СМИ республики, молодые кадры просто не идут работать в редакции этих изданий.
На мой взгляд, эти два вопроса также являются важными и их нужно решить. Если в редакциях СМИ не будут работать профессиональные кадры, это повлияет и на качество газет и журналов.
В конце хотел бы отметить, что в последние время наблюдается падение тиражей газет не только в Дагестане, но и по всей стране. Я бы назвал это масштабным явлением. Взрослое поколение, которое с молодости привыкло читать газеты, держа их в руках, постепенно уходит от нас. Подрастающее поколение – нынешняя молодежь – предпочитает интернет. Сеть дает возможность быстро, оперативно получить нужную информацию. В настоящее время на передовой находятся социальные сети. Они обогнали и телевидение, и газеты, журналы. В таких условиях нужно, и считаю это правильным, развивать электронные версии газет.
Магамед Ибрагимов, главный редактор «Лезги газет», председатель Дагестанского регионального отделения СЖР