В Белом зале Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова в рамках ежегодного фестиваля «LERMONTOV_FEST 2022» состоялся вечер, посвященный Дагестану. Мероприятие прошло при поддержке городского Комитета по культуре и Представительства РД в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие сотрудники постпредства, полномочный представитель Республики Ингушетия в Северной столице и Ленинградской области Юнус Хаутиев, члены Содружества дагестанской молодежи, работники библиотеки, петербуржцы, в том числе и наши земляки.
Перед его началом в фойе зала гости ознакомились с экспозицией выставки, которая включила изделия искусства ручной работы дагестанских мастеров и книги М.Ю. Лермонтова из фонда Российской национальной библиотеки, переведенные на языки народов Дагестана. Среди них находились такие, как повесть «Бэла» на лезгинском языке, изданная в 1935 году в Махачкале, роман «Герой нашего времени» на аварском (1969 г.), избранные произведения М.Ю. Лермонтова на лакском, табасаранском и на других языках (1941 г.).
Приветствуя собравшихся в зале, руководитель Представительства Республики Дагестан в Санкт-Петербурге Гасан Гасанов поблагодарил организаторов и участников вечера, далее остановился на некоторых аспектах жизни и творчества М. Лермонтова.
Он отметил, что Михаил Юрьевич Лермонтов трижды побывал на Северном Кавказе. В 1837 году его сослали туда за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели Александра Сергеевича Пушкина. В то время имамом Шамилем в Дагестане было организовано крупное сражение. Произошло оно недалеко от Темир-хан-Шуры (ныне -Буйнакск). Михаил Лермонтов служил в составе гвардейского экспедиционного корпуса.
Под впечатлением происходящих здесь событий , общения с местными жителями, Михаилом Юрьевичем были написаны такие литературные шедевры, как «Кавказский пленник», «Измаил-бей», «Гаджи-Абрек», «Кавказ», «Утро на Кавказе», «Герой нашего времени» и другие.
Будни русско-кавказской войны, участником которой он был, описаны в стихотворении «Валерик», посвященном кровопролитному сражению при одноименной реке, а также в лирическом и немного мистическом произведении «Сон».
Говоря о дагестанской теме в живописи М. Лермонтова, Гасан Алиевич назвал картину «Перестрелка в горах Дагестана». Она Михаилом Юрьевичем была подарена приятелю и родственнику А. А. Хастатову и хранилась в его семье, с которой связывались у поэта первые воспоминания о горном крае. У Хастатовых Лермонтов жил еще в детстве, когда приезжал на Кавказ с бабушкой.
«В нашей памяти Михаил Юрьевич Лермонтов был и останется не только великим поэтом и художником, который в своих талантливых произведениях воспел Кавказ, в том числе и Дагестан, но и храбрым воином»», — заключил Гасан Гасанов.
В ходе онлайн подключения с Махачкалой, заведующая отделом краеведческой и национальной литературы Национальной библиотеки РД имени Расула Гамзатова Патимат Муртазалиева рассказала о переводах произведений М.Ю. Лермонтова на языки народов Дагестана.
Полномочный представитель Республики Ингушетия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Юнус Хаутиев, сотрудники библиотеки Инна Локотникова, Ольга Селимова, председатель совета Содружества молодежи Дагестана в Санкт-Петербурге, доцент кафедры гражданского права юридического факультета РГПУ имени А. И. Герцена Асель Рашидова и другие в своих выступлениях продолжили тему мероприятия.
Заключительным аккордом вечера стал просмотр документального фильма режиссера Амирана Имамова «Исчезающие культуры Дагестана».
Низамидин КАИНБЕКОВ
Фото автора