Мнение: Важно самим обладать теми качествами, которые мы хотим видеть в наших детях

Для некоторых граждан школа виновата в том, что дети не такие, как им хотелось бы. Сложно признать, что ты плохой родитель, и очень легко — найти крайнего – школу. Но давайте смотреть правде в глаза. У школы есть конкретное предназначение – давать знания. Если вместо уроков учителя будут проводить воспитательные беседы, то у нас к 11 классу будет очень много хороших выпускников, но двоечников. Ещё в школе есть перемены, но они предназначены для того, чтобы старшеклассники сменили кабинет, а младшие немного порезвились и отвлеклись. Потом все убегают домой. Домой…

Буквально недавно в массовой драке подростков в Дербенте несколько человек получили ножевые ранения, а один был убит.  Будем обвинять школу, или отцы заглянут к себе в машину, где через одну имеется либо бита, либо нож, либо травматический пистолет. Как известно, дети в первую очередь берут пример с родителей, копируя их поведение.   Или давайте рассмотрим другие качества, которые стараются привить своим сыновьям некоторые дагестанские отцы. Например, жестокости, говоря своему ребенку, чтобы тот «дал сдачи».

Есть ещё один большой минус воспитания в стиле культа силы. Более сильные сначала подавляют других школьников, потом унижают, а на следующей ступени уже совершают мелкие преступления (отбирая или вымогая небольшие суммы). В итоге много детей воспринимают школу как пытку, и не воспринимают педагогику.

Конечно же, школа имеет воспитательный потенциал. Уроки литературы, музыки, рисования и ряд других дисциплин могут оказывать положительное влияние на детей, но только если они воспитываются ещё и дома.  Недаром же в стихотворении Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» ребёнок с этим вопросом приходит к отцу, а не учителю физики или труда.

Воспитание человека — самая сложная и самая ответственная работа.  В воспитание каждый родитель должен вкладывать лучшие качества, надежды, мечты, способствующие формированию человека с нравственными и духовными ценностями.

Как и с помощью каких методов воспитывать ребёнка? Как приучить ответственности и аккуратности? Как привить любовь к учебе и преодолеть лень?  Перед родителями и учителями всегда встает вопрос «Как?». Сегодня есть большое количество источников с различными методами воспитания как дома, так и в школе.

Семья — это первичный агент социализации, где закладываются основные ценности и ориентиры у ребёнка.  Школа в лице учителей работает в тандеме с родителями.  Ребёнок — это большой, безграничный, яркий мир. В этом мире бывает солнечно, порой пасмурно, гремят грозы, а после обязательно появляется радуга.  Очень важно прочувствовать изменения настроения в ребёнке, где -то поддержать, подбодрить, а иногда бросить вызов, когда маленький человек теряет веру в себя.

Манера общения с детьми, а также взаимоотношения между членами семьи является ориентиром для ребёнка, поэтому важно использовать безграничные возможности «слова» как мощного инструмента воспитания.

Осознавая возрастные особенности ребёнка, мы должны умело построить беседу, при этом значение имеют не только довод и пример, но и тон. Спокойный, доброжелательный, а может быть, с долей иронии или оправданно возмущенный.

Нужно помнить главное — чтобы заставить ребёнка задуматься и вдохновить на хорошие поступки, важно самим обладать теми качествами, которые мы хотим в нём видеть.

Суайбат Абдулаева, учитель информатики

Республиканского центра одаренных детей,

участница Всероссийского форума классных руководителей