Изменения в трудовом законодательстве с 1 января 2018 года

С 1 января 2018 года вступили в силу изменения в трудовом законодательстве, наиболее значимыми из которых являются повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ), индексация заработной платы некоторых категорий работников бюджетной сферы и изменения в правилах проведения проверок государственными инспекторами труда.

Повышение минимального размера оплаты труда

Размер МРОТ с 1 января 2018 года составил 9489 рублей. В соответствии со ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период положенную норму рабочего времени и полностью выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В этой связи с 1 января 2018 года работодатель, уплачивающий своим сотрудникам зарплату ниже нового МРОТ, обязан ее повысить, за некоторым исключением. В частности, работа на условиях неполного рабочего времени предполагает, что оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного объема работ (ст.93 Трудового кодекса Российской Федерации). Оплата труда лиц, работающих по совместительству, также производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст.285 Трудового кодекса Российской Федерации).

С 1 мая 2018 года МРОТ будет равен прожиточному минимуму, то есть составит 11 тыс. 163 рубля.

Наряду с тем, что размер МРОТ влияет на величину заработной платы, от него зависит расчет ряда социальных выплат, в том числе, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.

Индексация заработной платы

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 г. №2716-р «О принятии мер федеральными государственными органами, федеральными государственными учреждениями- главными распорядителями средств федерального бюджета по увеличению с 1 января 2018 года оплаты труда работников подведомственных учреждений» предусмотрено повышение заработной платы федеральным бюджетникам с 1 января 2018 года на 4%.

Это повышение распространяется на работников всех федеральных учреждений – автономных, бюджетных и казенных. Также повышение касается работников федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Изменения в правилах проведения проверок Государственной инспекцией труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 г. №1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» внесены изменения в порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда. Предмет плановой проверки органов Государственной инспекцией труда ограничен перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Проверочные листы — это списки контрольных вопросов по наиболее значимым обязательным требованиям трудового законодательства, а также иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Например, соблюдение требований по установлению и выплате заработной платы, предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т.д.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2017 г. №197 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены изменения, в соответствии с которыми федеральный надзор в сфере труда осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определённому классу (категории) опасности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Риск-ориентированный подход при проверках государственными инспекторами труда заключается в разделении всех предприятий на группы по уровню опасности и планирование проверок, исходя из группы риска, к которой относится та или иная организация. 

Проведение плановых проверок в отношении работодателей –юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляется со следующей периодичностью:

для категории высокого риска — один раз в 2 года;

для категории значительного риска — один раз в 3 года;

для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (rostrud.ru) в срок до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 года №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» порядке в органы государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.

Изменения коснулись и внеплановых проверок, в частности расширился перечень оснований для их проведения. Так, в настоящее время дополнительным основанием для проведения внеплановой проверки государственными инспекторами труда является также поступление информации о невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

В ходе плановых и внеплановых контрольных мероприятий начиная с 2018 года будет обращаться повышенное внимание на соблюдение прав людей с ограниченными возможностями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 г. № 1409 «О внесении изменений в положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусматривается, что государственные инспекторы труда будут осуществлять надзор, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.

При возникновении вопросов граждане могут обратиться в аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан по адресу: г. Махачкала, ул. Ленина, д.2, здание Дома Дружбы либо по телефонам: 8 (8722) 67-31-52;67-31-38; 8(928) 8395241