К вопросу о лезгинских селениях Кубинского района Азербайджана

На сегодняшний день, учитывая официальные данные переписей, а также различные альтернативные трактовки специалистов, практически наличествует отсутствие каких-либо достоверных данных малочисленных народов Азербайджана, в частности, лезгин. Ввиду этого, в том числе по вышеуказанной причине, будет интересным подойти к этому вопросу по-иному, а именно, выяснять количество лезгинских селений, например, по Кубинскому району. В результате элементарного изучения имеющейся доступной литературы, а именно, различных данных переписей населения времен Российской империи и СССР, а также  этнографические труды советского и  постсоветского периодов, включая работы зарубежных авторов (например, американских), можно попытаться составить  список лезгинских селений Кубинского района, при этом, нисколько не умаляя достоинств списков профессиональных ученых.

Следует отметить, что население ряда лезгинских селений Кубинского района фигурирует сегодня как азербайджанцы ввиду, скорее всего, неотражения лезгин этих селений в переписях, их смешанного характера (совместное проживание лезгин и азербайджанцев), а также наличия факта ассимиляции, в результате которой лезгинское население исследуемых селений частично или полностью утратило лезгинский язык. С другой стороны, в некоторых дореволюционных переписях население некоторых лезгинских селений иногда было указано как «татары». Например, население таких исконно лезгинских селений Кусарского района, как Аваран, Яргун/Хазра указано как «татары» [1]. Последнее сказанное дает основание предположить, что под татарами в переписях народов на территории сегодняшней Азербайджанской Республики намеренно или же по невнимательности иногда понимались также и лезгины, потому, что нет другого объяснения этому факту, учитывая то, что население этих селений традиционно представлено лезгинами вплоть до сегодняшних дней. Для подтверждения вышеизложенного предположения будет интересным   указать на  Кавказские календари на 1915 и 1916 годы, где население лезгинского селения Кымыл/Хъимил фигурирует как татары, хотя во всех выпусках Кавказского календаря за предыдущие годы, а также других обозрениях, жители этого села были указаны или как кюринцы, или же как лезгины [2],  [3].

Население таких селений Кубинского района, как Испик, Зизик, Алпан, Мюгюч и другие в переписях учитывались как «татары» и тюрки. Например, по селению Испик известно, что во второй половине XX века жители села говорили на кубинском диалекте азербайджанского языка [4], а в дореволюционных переписях население Испика указано как «татары». Возможно, в то время в этом селении проживало какое-то лезгинское население, но на сегодняшний день нет сколь-либо достоверных сведений о проживании здесь лезгин и их количестве. Также возможно и то, что ввиду смешанного населения этих селений все их жители указаны в переписях без разбору как «татары». Но, тем не менее, заслуживает интерес тот факт, что известный дагестанский историк, этнограф, профессор лезгинского происхождения Сария Агаширинова в своей монографии называет селение Испик лезгинским наряду с такими селениями, как Мюгюч, Еникент [5]. Как известно, селение под названием Испик также имеется и в Касумхюрском/Касумкентском районе Дагестана, известном своим керамическим искусством, называемой испикской керамикой. Керамикой известны также селения Испик, Мюгюч и Еникент Кубинского района. Относительно селения Зизик Кубинского района известно, что, согласно местным сведениям, как указано в Энциклопедическом словаре топонимов Азербайджана, его основали выходцы из лезгинского селения Зизик Касумхюрского/Касумкентского района Дагестана [6].

Что касается селения Алпан, то по неофициальным сообщениям на сегодняшний день здесь проживает также значительное количество лезгин, среди которых лезгинским языком владеет лишь старшее поколение. Тем не менее, население этого пункта указано как «татары» в старых, дореволюционных переписях и как азербайджанцы в новых. Важно отметить, что американский исследователь-этнограф John M Clifton и другие авторы в своей работе, посвященной социально-лингвистической ситуации лезгин в Азербайджана, не включили селение Алпан в список лезгинских селений Кубинского района, так же, как и другие перечисленные селения выше, хотя, с другой стороны, целесообразно по этому поводу добавить, что эта же работа американских исследователей фиксирует факт наличия  лезгинского населения даже в таком преимущественно татском поселке, как Конагкенд. Так,  вышеупомянутые авторы приводят список населенных пунктов Кубинского района, где в той или иной мере представлено, как утверждают они, лезгинское население: Куба, Учгюн, Гымыль, Кюснет, Дигях, Конагкенд, Кымыл Казма, Кюснет Казма, Алемид Куба, Еленова, Кымыл Паласа [7].

Известный азербайджанский журналист и поэт лезгинского происхождения в своей работе «Лезгинские языки» приводит названия лезгинских селений Кубинского района, утративших лезгинский язык: Алпан, Амсар, Купчал, Геледюз. Кечреш, Сусай, Узунмеше, Зизик, Испик, Илису [8]; в этой же работе автор дает, как он считает, полный перечень всех лезгинских селений Дагестана и Азербайджана, но не разделяя их по районам.

Профессор-филолог А. Гюльмагомедов в своей книге «М. М. Гаджиев (из лингвистического наследия)», ссылаясь на работу-рукопись профессора-филолога лезгинского происхождения из Азербайджана Ш. М. Саадиева «Лезгинского говоры Азербайджана» приводит, в том числе, следующий список лезгинских селений на территории Кубинского района Азербайджанской Республики: Дигах, Кюснет, Кюснетказма, Кюркюн, Узунмеше, Кымыл, Кымылказма, Ушкюн [9].                           

Как видно, необходимо дальнейшее, более глубокое и цельное исследование данного вопроса, в именно, количества лезгинских селений и численность лезгин северной зоны, а также всего Азербайджана со стороны профессиональных историков и этнографов, как часть неотъемлемая часть истории, топонимики, культуры, этнографии лезгин, и если в этом плане имеются более-менее полные исследования  по дагестанским лезгинам, то по лезгинам, проживающим в Азербайджане, такое сказать вряд ли будет правильным.

В заключении на основе вышесказанного можно предложить предварительный список лезгинских селений Кубинского района. Стоит указать, что список ниже не обязательно предполагает моноэтничные лезгинские селения: сюда вошли селения, которые, согласно источникам, основали лезгины и в которых имеется или нет какое-либо лезгинское население, при этом не обязательно говорящее на лезгинском языке. Следует также сказать, что данный список не претендует на то, чтобы быть полным или правильно отражать этническую реальность. Также возможны неточности в названиях некоторых селений, например тех, что приведены в работе американских ученых:

  1. Учгюн
  2. Кымыл,
  3. Кюснет,
  4. Дигях
  5. Конагкенд
  6. Кымыл Казма
  7. Кюснет Казма
  8. Алемид Куба
  9. Еленова
  10. Кымыл Паласа
  11. Испик
  12. Илису
  13. Амсар
  14. Купчал
  15. Геледюз
  16. Кечреш
  17. Сусай
  18. Узунмеше
  19. Зизик
  20. Кюркюн
  21. Ушкун.
  22. Алпан
  23. Мюгюч
  24. Еникент

Список литературы:

[1]. Обзор Бакинской губернии за 1902 год. Приложение ко всеподданнейшему отчёту. — Баку: Типография губернского правления, 1903.

[2]. Кавказский календарь на 1915 год. Отдел статистический. — Тифлис.

[3]. Кавказский календарь на 1916 год. Отдел статистический. — Тифлис.

[4]. Кубатов А. Б. Советская тюркология. — Б.: Изд-во АН СССР/АН Азербайджанской ССР, 1987. — С. 14.

[5]. С. С. Агаширинова. Материальная культура лезгин. XIX — начало XX в. М. 1978, 304 с.

[6]. Azərbaycan Toponimlərinin Ensiklopedik Lüğəti. 2-ci cild. Nəsimi adına Dilçilik İnstitutu. Şərq-qərb Bakı, 2007. səh.304

[7]. John M Clifton, Laura Lucht, Gabriela Deckinga, Janfer Mak, and Calvin Tiessen. The sociolinguistic situation of the Lezgi in Azerbaijan. SIL International , 2005.

[8].  Лезги чӀалар: Илимдин макъалаяр ва очеркар». Баку, 2008.

[9]. А. Г. Гюльмагомедов. «М. М. Гаджиев (из лингвистического наследия)», Махачкала, 1997.

[10] Материалы википедии.

Автор — Рустам Расулов