Учитель Магомеда Ярагского

Хуснуддин Ашуралиев об обнаружении могилы Мухаррама Эфенди аль-Ахты

На месте покинутого села Махмудхюр (ныне Магарамхюрский район РД) предположительно найдена могила известного лезгинского ученого и богослова, учителя великого шейха Магомеда Ярагского – Мухаррама (лезг. Мугьарам) Эфенди аль-Ахты. Об этом ФЛНКА рассказал руководитель Отдела просвещения при Муфтияте Республики Дагестан в Ахтынском районе Хуснуддин Ашуралиев, который организовал специальную экспедицию к этим ныне безлюдным местам.

Справка:

Мухаррам Эфенди аль-Ахты – богослов, ученый и поэт, уроженец села Гдынк Ахтынского района. По дошедшим до нас свидетельствам, в совершенстве говорил и писал на арабском и тюркском языках.

Мухаррам Эфенди обосновался в селе Махмудхюр, где открыл медресе — мусульманскую школу. Известно, что он умер от удара молнии во время работ на току.

Ученый является прадедом великого просветителя Гасана Алкадарского, учителем и тестем великого шейха Магомеда Ярагского, его сын Салим ал-Кури ал-Махмуди преподавал в медресе.

В беседе с нами Хуснуддин Ашуралиев подчеркнул, что несмотря на то, что организатором экспедиции выступил он сам, очень большую помощь и содействие в просветительской и научной работе регулярно оказывает доктор исторических наук Замир Закарияев. «Я всегда советуюсь с Замиром Шахбановичем, который проделывает огромную работу по возрождению нашего Южного Дагестана. Уверен, что общими усилиями мы добьемся немалых результатов», — добавил он.

«К большому сожалению, у нас очень мало информации об этом человеке, о тех людях, кто у него учился, о его библиотеке. О нем мы узнаем только от Гасана Алкадарского и Назира из Дургели. В частности, они сообщают, что Мухаррам Эфенди являлся современником Сурхай-хана II, по просьбе которого переехал в Махмудхюр, преподавал и умер от удара молнии. Был похоронен там же.Для выяснения новых подробностей жизни Мухаррама Эфенди мы организовали экспедицию в село Махмудхюр. Наш маршрут проходил из Ново-Усура, через Гогаз и Целегюн, далее мы направились в сторону Старого Целегюна – по левую сторону на возвышенности находится (точнее было раньше) селение Махмудхюр.

К большому сожалению, села этой местности заброшены, дома здесь практически не сохранились, поскольку возводились не из камня, а недолговечного саманного кирпича. Время оставило свой след, там уже практически выросли леса. Если местные не укажут, простой человек не сможет определить, где раньше были дома и кипела жизнь.

По нашей просьбе местные ребята нас сопровождали и показали, где это село исконно находилось. Мы нашли здесь небольшой фундамент здания, по форме которого предположили, что это была мечеть. В начале идет само село, а за ним сельские кладбища – с левой стороны находятся самые старые могилы.

Проблема в том, что в этой местности выросли леса, кустарники, многие камни уже оказались под землей, другие с течением времени упали, что не дает возможности их читать.

Поиски могилы заняли порядка часа. Рядом мы также нашли новый камень с пометкой «Алибишеран патай гуьмбет» («Надгробие от Алибишера»). Значит, местные жители знали могилу Мухаррама Эфенди и, вероятно, помнят до сих пор. Сейчас потомки жителей Махмудхюра перебрались в села Целегюн и Советское.

Я узнал, кто такой Алибишер, который установил надгробную плиту. Мы с ним договорились встретиться для выяснения новых подробностей о жизни Мухаррама Эфенди. Уверен, что еще можно найти что-то из библиотеки ученого, и вполне возможно, что она хранится где-то в домах жителей Целегюна и Советского.

Но дальнейшую работу мы сможем провести, конечно, только после снятия ограничений из-за нынешней эпидемиологической ситуации. Не может быть, чтобы все книги полностью исчезли. Интересно как непосредственно содержание этих книг, так и надписи на полях, которые часто содержат очень ценную для исследователя информацию.

К большому сожалению, надпись на старинном камне не сохранилась. Может, кто-то успел сфотографировать этот камень, может, у кого-то в архивах сохранились его старые фотографии. Пока мы не знаем ни дату рождения, ни дату смерти этого видного ученого.

Замир Шахбанович утверждает, что сын Мухаррама Эфенди похоронен в этом же селе. Несмотря на то, что он тоже был достаточно крупным ученым, мы мало что о нем знаем. Известно, что его звали Салим Эфенди. Прямо рядом с могилой Мухаррама Эфенди стоит, сильно покосившись, камень такой же большой и массивный, что значит, что он был поставлен важному, не простому человеку.

Мы сделали кое-какие фотографии, но, к сожалению, большая часть надписи тоже уже не сохранилась. Рядом лежит другой камень, полностью лицевой стороной в земле. Думаю, если в дальнейшем мы проведем небольшие раскопки, то сможем прочитать надпись — вполне вероятно, что лицевая сторона сохранилась. Но это нужно делать уже обязательно с одобрения местных жителей и их потомков.

Есть надежда, что, отправившись в село Советское и найдя Алибишера, который установил современный камень, мы узнаем новые факты из жизни Мухаррама Эфенди и его сына».

Редакция ФЛНКА будет следить за дальнейшим ходом поисков.

Д.и.н. Замир Закарияев на месте поисков

Отметим, что обнаружение могилы Мухаррама Эфенди аль-Ахты является заметным событием в нелегком деле восстановления исторической памяти лезгинского народа. ФЛНКА приветствует усилия отделов просвещения Муфтията РД в районах Юждага. Также выражаем отдельную благодарность Хуснуддину Ашуралиеву и Замиру Закарияеву, желаем им дальнейших успехов в этой важной, но непростой работе.

Источник: ФЛНКА