Лезгинские коды или, где он, лезгинский путь?

Все эти годы постсоветского времени лезгинская общественность, а с появлением социальных сетей и встроенное в сети сообщество озадачиваются и озадачивают других вопросом о том, какой же лезгинам выбрать путь. Всегда возникают одно или двухмерные конструкции и конфигурации того, что путь этот должен быть обязательно вот таким или вот таким, то есть исключительно  зеленым, красным, желтым, розовым. А некоторые даже рисуют лезгинам какой-то голубенький путь – дескать, мы все должны смотреть в рот западному обществу и нам нужно проявлять так нам необходимую толерантность. Есть даже готовые нырнуть в любую темную норку вслед за западными товарищами, которые, конечно же, нам не товарищи. По крайней мере, относительно того, что касается культурного строительства и духовности. Если вы понимаете, о чем это я.

Толерантные до чертиков джентльмены и леди тянут лезгинский народ в какое-то болото вседозвола и разврата  — называя это не иначе как приобщением к западной культуре и светскости. Мол, мы светские и все такое. А светские люди должны быть светскими. А что такое светский – есть у этих светских людей прописанные кодексы  или не дай Бог, заповеди? Или эти субъекты  живут и развлекаются по наитию? А кто им внушает и что им внушает это наитие?

Итак, кроме вот таких светских лезгин, которые сами не ведают что творят и куда идут,  существуют лезгины с геополитическими векторами, к примеру, как проармянские, пророссийские, проазербайджанские, протурецкие. Каждый из представителей про…лезгин агитирует (или говоря современным молодежным сленгом: газует) за свой образ светлого геополитического будущего и мало отдает себе отчета в том, каким может быть это светлое?

Все, или подозреваю, подавляющее большинство,  кто рисует для лезгин настоящее, и будущее мало разбираются в истории народа: на каких духовных, нравственных, политических, геополитических, идеологических основаниях держалась лезгинская история, лезгинская идея, лезгинская мечта, лезгинские герои, ученые и поэты. Где он  Лезгинский стержень? Как сказали бы композиторы  — лезгинский мелос.

Если суммировать позиции и идеалы лезгинской среднестатистического образа, то мы должны обратиться к нашим героям.

Тут конечно нельзя обойти героев с мусульманским вектором. То есть тех, кто состоялся при непосредственном влиянии арабов и ислама. Мне всегда улыбало то, как лезгинские кнопочники (активные социально-сетевые пустомели – сетра авай пич1и ксар) позволяют себе быть антиисламски или антиарабски настроены, при этом гордятся такими историческими личностями как Хаджи-Давуд Мюшкюрский, Мухаммад Ярагский, Гасан-эфенди Алкадарский, Етим Эмин  и другие. Это конечно грустно.

Так если мы против ислама и арабов (тут вопрос, каких именно) то должны отринуть все исламское? Тогда придется отказаться от целой плеяды ученых, поэтов, воинов. Так нельзя. Ну, в таком случае кто были эти исторические персоны? Идеологически, философски? Подходили ли их идеи лезгинам. Были ли они проарабами, протюрками, проперсами, прорусскими. И если даже – да, то, что они преследовали в этом про?

Может они проповедовали свою концепцию ислама, настоянную на многовековых албанско-лезгинских корнях, истории и государственности, ментальности и культуре? И ислам, знаете ли, очень мягко лег на это пространство.

Когда говорим ислам и мусульмане мы почему-то стереотипно воспринимаем таких персонажей с длинными бородами и коротким умишком, которые разгуливали свободно еще недавно по нашим городам, селам и весям. Навязывали свой какой-то непонятный ислам людям и низвергали все и вся. Строили свою линию атаки на антогонизме со всем остальным миром, пусть и есть в них зеленые пятна.

Это были плоть от плоти ангажированные политически обостренные партии, секты которые настаивали на уничтожении нашего культурного слоя. Это они сожгли Дом-музей народного поэта Сулеймана Стальского. И это враги лезгин и лезгинского стержня.

Вот этого нам не надо, такой «ислам» (обязательно в кавычках) нам не нужен. Это конечно не ислам, а гремучая смесь радикализма, ксенофобии, мизантропии и сектантства. На языке мусульманской правовой и философской мысли этому явлению уже давно дано определение  — все новое это хорошо забытое старое – хариджиты – раскольники, которые объявили войну всем и всему.

Основные же позиции, столпы сосуществования, столпы истинной, исходящей от пророка Мухаммада (мир ему),  мусульманской философии – это уважительность, открытость и сотрудничество. Это действует в отношении всех народов и сообществ. Там где это не вредит традиционной лезгинской культуре и духовности, чести и совести.

Однако эти три позиции ни в коем случае не способны, не могут и не должны уничтожать или минимизировать лезгинскую культуру.

Как добиться этого. Чтобы лезгинская культура не превратилась в какую-то другую. И здесь нам на помощь приходит кораническая концепция:

«Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы изучали друг друга» (Коран, 49:13)

Изучали, исследовали, а не превращались друг в друга. Отличные примеры для нас в выдающихся светилах нашего народа, деятелях литературы, науки и духовности прошлого. С них и нужно лепить лезгинский образец, так называемое лезгинство (лезгивал).

В сетях же много всякого народа: есть здесь откровенные критиканы, выдающие себя за гиперинтеллектуалов, которые низвергают всех и вся. Все плохи для них. Это не путь лезгинства. Критиковать можно, но конструктивно. Призываешь к истине? Будь добр, проявляй терпение – ас-собр.

И здесь опять позволю себе обратиться к великой книге мудрости  —  Корану: «Кроме тех, которые призывают на путь истины, и тех, кто призывает на путь терпения» (Коран, 103).

То есть две конструкции вместе не зря – желаете, чтобы к вам прислушивались? Так имейте терпение (поэтапность, мудрость, выдержку) призывать к этой истине. Иначе все ваши потуги будут походить на интриги и истерики сектантов.

И здесь я опять же отсылаю к столпу  — уважительность. Сетевые, кнопочные герои хоть и светские, но мало чем отличаются от религиозных фанатиков. В сетях немало и кнопочных про…(вставить нужное). Если про объясни, почему ты про. И почему если ты про – условно пророссиянин, мне нельзя быть проазербайджанцем? Какой историк придет и объяснит нам и кто на весах измерит сколько зла лезгинам принесли русские, тюрки, турки, армяне? Мидийцы, скифы, арабы, хазары, персы, монголы и другие народы. Даже немцы нам вредили. И что из того? Давайте отделять историю от современности, как говорится, простим нашим врагам, но не забудем их. То есть историю знать нужно, но историческая боль сквозь века не должна нас душить, или заводить в тупики – геополитические, духовные, культурные.

Поэтому я противник обвинять. Вот в АзР мне нравится, как работают Седагет Керимова, Камран Аламви и другие наши братья и сестры. Их кстати немало и в условиях душного этноклимата в соседней республике они работают в лезгинском поле. Можно как угодно и что угодно говорить им вслед. Но Азербайджан, как и Россия – это тоже наша земля. Давайте, с уважением относиться! Не надо им мешать работать, если не можете вдохновить и помогать.

Поэтому когда северные лезгинские братья кидают копья южным, а те наоборот – ничего хорошего и конструктивного из этого не выходит. Мы только себя уничтожаем и раним. На потеху публике, и 0 КПД.

Упрекать, попрекать, уничтожать друг друга не нужно. Пора  созидать!  Как созидают парни и девушки и продолжают то лучшее, что создавали лезгины – не важно где – в Азербайджане, России или Турции.

И конечно, лезгинам пора уже отрезветь относительно того, что касается игры на геополитических картах; нельзя позволять себя использовать. И не важно кому соседям с юга, севера, сбоку…слева, справа

Нужно перестать быть наивными, а всякое большое дело затевать с согласия и обсуждения со старшими братьями, аксакалами и старейшинами.  Конечно, можно сказать что аксакалы уже не те. Но пока мы так говорим, подрастает уже поколение  с серебряной нитью в волосах, готовы занять место старейшин. «Если не с кем посоветоваться, посоветуйся с камнем» гласит лезгинская пословица.

Мы вконец растеряли всё то духовное, чем вскармливали с молоком матери  поколение за поколением; так укреплялся наш гордый и славный народ.

Поэтому нам нужен духовно-нравственный базис, без которого мы как народ умрем, нам нужно знать свою историю, но не ангажировать ее в угоду неким политическим силам и игрокам. Со всеми вести себя солидно и достойно, а там где нас тупо хотят использовать и выкинуть, иметь знания, мудрость и достоинство отойти от подобных афер.

Мне интересен опыт пророка Мухаммада. Можно сказать, почему я часто обращаюсь к религиозному опыту и Корану.

Для этого все мы и без натиска или давления каких-то религиозных сил и групп должны понять простую истину. Которая раскроет нам систему координат в которой мы находимся.

Пророк Мухаммад – если уж совсем беспристрастно предложил нам картину многомерного бытия – дунья и ахира. И если эта многомерность существует, то нужно проникнуться знаниями об этой многомерности и черпать из этого философского источника. Почему нет!? Если Великий Инженер – Господь Бог создал людей и дал им инструкцию, в которой ничего не упущено. Коран дает нам сираталь мустакъийм – срединный путь. Не левый, не правый, не заводит нас в различные политические дебри, партии, объединения, группы и группировки.

Лезгинство и  лезгинский путь черпают  из этой кладези (учения пророка Мухаммада) ценности, которые не только не противоречат нашим культурным кодам, но и проявляются в деятельности и линии поведения наших славных предков и выдающихся имен.

Постольку Великий Инженер сам создал народы, то религия не только не против этничности, но эту этничность сохраняет, консервируя в ней все лучшее. Но когда я говорю о лезгинском пути, я не имею ввиду исламский путь, но я говорю лезгинский  путь, которому ислам помогает прощупать направление. Постольку ислам одно из религиозных верований, а лезгинский народ был до ислама и принял наш народ ислам добровольно. Иначе и быть не могло. Проникся этой духовностью и чистотой, воспринял его своей логикой и разумом.  Да, духовность у лезгин была и до, но сейчас нужно понять ислам. Понять то, какая концептуальная версия ислама нам пригодна здесь и сейчас.

И здесь несколько слов хочется сказать о Кавказской Албании. Было такое государство, которым мы все гордимся. Правда, мало что знаем. Великий князь объединял провинции во главе со своими правителями. В конфедеративном государстве были свои города, своя монета, своя армия, своя религия – зороастризма, потом христианство. Вот на албанском христианстве некоторая часть лезгинской публики слишком болезненно зацикливается. Как бы противопоставляя христианство исламу. «Вот мы были христианами, а арабы и ислам уничтожили наши корни, нашу культуру». Такие тезисы часто можно слышать в сетях и в лезгинской интеллектуально-информационной среде. Однако это история, а история наука интерпретационная, и если кто то от имени арабов уничтожал исторические артефакты нашего славного государства, то не нужно впутывать сюда ислам. И потом возникает вопрос, почему не были уничтожена Пальмира (Сирия) с приходом арабов, и не уничтожены другие доисламские архитектурные памятники,  а уничтожена культура лезгин-албан? Но после этого утекло много воды. Имеем ли мы право жить с исторической обидой, тем более что она контрпродуктивна?  Причитая над нашей утраченной историей много добра не наживешь. Нужно сохранить все, что возможно, все, что составляло часть культурного богатства албанского, доисламского и дохристианского периода. Создавать музеи и парки Албанской культуры и истории. Сейчас мы в ином геополитическом формате живем. Ислам  — религия конкурентоспособная, и она только нарастает. Важно выбрать свою концепцию ислама, ту, которая не противоречит нашим культурным остовам.

Пять кодов нам нужно открыть лезгинам и это будет путь лезгинства. Код Ярагского, Код Алкадари, Код  Мюшкюрского, Код Етима Эмина и Код Стальского. Давайте открывать эти коды к месту и времени. У каждого брать по обстоятельствам определенную версию. Воин, духовный наставник, ученый-просветитель, влюбленный поэт и поэт социальной справедливости. Совмещать, комбинировать, рассматривать в объемной проекции. Понимать многомерность.

Иногда так не хватает мужества, мужественности, которая просто и спокойно нам позволит говорить правду и отказаться от пути тьмы и лжи, призовет к ответу наших заблудших парней, девушек, мужчин и женщин. Ибо меч современности в медиа. Давайте в сети работать умно и точечно, не поддаваться на провокации и не позволять себя втягивать в бесплодные и разрушительные конфликты. Время кнопочных героев должно закончиться!

Не хватает порой искренности Ярагского и мы всё заводим рака за камень, врем себе и другим.

Не хватает креативности, знаний и умения эти знания применить, изменить реальность к лучшему – код  Алкадарского. Много у нас лиричности кислой и пошлой. И эта лиричность только тень на высокую лирику Етима Эмина.

Мужество – это код  воина Хаджи-Давуда Мюшкюрского.

Искренность – это код духовного наставника Мухаммада Эфенди Ярагского  Просветительство  — это код ученого Гасана-Эфенди Алкадарского.

Поменьше критиканства, взаимных обвинений. И при этом не упускать из виду беды, которые надвигаются. Или время, волны которого дают нам единственный в столетии шанс. Шанс твоей жизни, твоего поколения, твоего успеха, твоего народа.

Ханжан Курбанов, политолог, директор Центра стратегических инициатив

и политических технологий «Вектор»

Комментарии закрыты.